Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Калинниковой О.А.,
судей - Черкуновой Л.В., Набок Л.А.,
с участием прокурора - Пискаревой И.В.,
при секретаре - Головачевой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации г.о. Самара на решение Куйбышевского районного суда г. Самара от 25 января 2016 года, которым постановлено:
"Исковое заявление Прокурора Куйбышевского района г. Самара удовлетворить.
Обязать Департамент образования Администрации г.о.Самара провести организационно-хозяйственные мероприятия по выделению денежных средств на установку системы громкоговорящей связи в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении средней образовательной школе N 24 г.о. Самара.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднюю образовательную школу N 24 г.о. Самара устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму, а именно установить систему громкоговорящей связи в образовательном учреждении".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Черкуновой Л.В., судебная коллегия
установила:
Прокурор Куйбышевского района г.Самара обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя образовательная школа N 24 г.о.Самара (далее МБОУ СОШ N 24 г.о. Самара), Департаменту образования Администрации г.о.Самара об обязании устранить нарушение требований законодательства в сфере противодействия терроризму.
В обоснование иска указал, что прокуратурой Куйбышевского района г. Самара совместно с главным специалистом Администрации Куйбышевского района г. Самара проведена проверка исполнения требований законодательства о противодействии терроризму МБОУ СОШ N 24 г.о. Самара, в ходе которой установлено, что указанное общеобразовательное учреждение не соответствует требованиям ст.2 Федерального закона от 06.03.2006г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", а именно: здание не оборудовано системой громкоговорящей связи. Прокуратурой Куйбышевского района г.Самара вынесено предписание об устранении указанных нарушений. МБОУ СОШ N 24 г.о.Самара не может обеспечить гарантированный уровень охраны жизни и здоровья воспитанников школы и граждан, находящихся на территории учреждения ввиду отсутствия денежных средств, что может повлечь критические последствия в виде террористического акта, а также подвергнуть необоснованному риску жизнью и здоровьем граждан, воспитанников школы.
Основываясь на вышеизложенном, прокурор Куйбышевского района г.Самара просил суд обязать Департамент образования Администрации г.о.Самара провести организационно-хозяйственные мероприятия по выделению денежных средств на установку системы громкоговорящей связи Муниципальному бюджетному образовательному учреждению средняя образовательная школа N 24 г.о. Самара; обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение среднюю образовательную школу N 24 г.о. Самара устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму, а именно установить систему громкоговорящей связи.
Cудом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации г.о.Самара просит решение суда отменить, в иске отказать, указав, что решением Думы г.о.Самара от 27.12.2007 года N 516 "Об утверждении Положения "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе г.о. Самара" финансирование из средств бюджета деятельности муниципальных учреждений осуществляется путем финансирования главного распорядителя средств бюджета согласно предъявленным ими заявкам. Администрация г.о. Самара в лице Департамента образования в качестве распорядителя бюджетных средств по отрасли "Образование" может распределить между образовательными учреждениями только те средства, которые предусмотрены Думой города в бюджете на очередной финансовый год. Поскольку с запросом о финансировании громкоговорящей связи МБОУ СОШ N 24 г.о. Самара обратилось в Департамент образования ДД.ММ.ГГГГ., т.е. после утверждения бюджета на 2016 г., Администрация не имеет возможности финансировать образовательное учреждение сверх ассигнований, утвержденных решением Думы г.о. Самара о бюджете на соответствующий финансовый год.
Представители Администрации г.о.Самара, МБОУ СОШ N 24 г.о.Самара, Департамента образования Администрации г.о.Самара, ОП N7 У МВД России г.о.Самара в заседание судебной коллегии не явились, извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Судебная коллегия, заслушав заключение прокурора, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст.2 Федерального Закона от 06.03.2006г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", одним из принципов, на которых основывается противодействие терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 года N 35 - ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
В целях совершенствования государственного управления в области противодействия терроризму постановлением Губернатора Самарской области от 01.04.2004г. N 85 утверждено положение об антитеррористической комиссии Самарской области.
В соответствии со ст.7 указанного Положения решения, принимаемые Комиссией в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для исполнения органами государственной власти Самарской области, органами самоуправления, территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, антитеррористических комиссии муниципальных образований Самарской области, а также организаций Российской Федерации.
Решением антитеррористической комиссии Самарской области от 03.03.2005г. установлен перечень минимальных обязательных требований по обеспечению антитеррористической защищенности потенциально опасных объектов, в том числе мест массового пребывания граждан.
Пунктом 3 вышеуказанного перечня предусмотрено, помимо прочего, наличие систем громкоговорящей связи.
В соответствии с п. 23 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015г. N 273 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий), все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются: системой видеонаблюдения, системой оповещения и управления эвакуацией, системой освещения.
Статья 41 ФЗ РФ от 29.12.2012г. N 273-ФЗ "Об образовании" устанавливает, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно п.7 ст.4 ФЗ РФ от 29.12.2012г. N 273-ФЗ "Об образовании" действие законодательства об образовании распространяется на все организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории Российской Федерации.
В соответствии с п.п.2 п.3 ст.28 ФЗ РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании", к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В силу п.2 ст.41 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012г. N 273-ФЗ "Об образовании" организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии с решениями Антитеррористической комиссии Самарской области проведено обследование антитеррористической защищенности МБОУ СОШ N 24 г.о. Самара, в ходе которого установлено, что указанное общеобразовательное учреждение не соответствует требованиям ст.2 Федерального закона от 06.03.2006г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", а именно: здание не оборудовано системой громкоговорящей связи.
Заместителем прокурора Куйбышевского района г. Самары в адрес директора школы МБОУ СОШ N 24 вынесено представление об устранении выявленных нарушений.
Вместе с тем, до настоящего времени нарушения требований законодательства в сфере противодействия терроризму, не устранены.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд исходил из нижеследующего.
В соответствии с п.4 ст.15 Федерального закона от 24.07.1998 N 124- ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" обязательным является обеспечение приоритета личного и социального благополучия ребенка.
В п. 1 ст. 9 данного закона устанавливается, что при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в образовательном учреждении, социальном учебно-воспитательном учреждении не могут ущемляться права ребенка.
В соответствии с п.13 ст.16 Федерального Закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации самоуправления" к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам: организация представления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.7 Устава городского округа Самара Самарской области, к вопросам местного значения городского округа Самара относится составление и рассмотрение проекта бюджета городского округа Самара, утверждение и исполнение бюджета городского округа Самара (далее также - бюджет городского округа), осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета городского округа Самара.
Согласно п.12 ст.7 Устава к вопросам местного значения г.о. Самара относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти Самарской области), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
В соответствии со ст.9 Устава городского округа Самара, наделение органов местного самоуправления городского округа Самара отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами Самарской области, отдельными государственными полномочиями Самарской области - законами Самарской области.
Органы местного самоуправления городского округа Самара несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных городскому округу Самара на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Органы местного самоуправления городского округа Самара участвуют в осуществлении государственных полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в случае принятия Думой городского округа Самара решения о реализации права на участие в осуществлении указанных полномочий.
Органы местного самоуправления городского округа Самара вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета городского округа Самара (за исключением финансовых средств, передаваемых бюджету городского округа Самара на осуществление целевых расходов) на осуществление этих полномочий, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами.
В соответствии с п. 5 ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетом субвенций из соответствующих бюджетов. Однако, органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления им переданных отдельный государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных Уставом муниципального образования.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ. МБОУ СОШ N 24 г.о.Самара направило заявку в Департамент образования Администрации г.о.Самара о выделении денежных средств на установку системы громкоговорящей связи в здании общеобразовательного учреждения, однако, бюджет городского округа Самара на "данные изъяты" год утвержден Решением Думы г.о.Самара от 27.08.2015 года "О бюджете городского округа Самара Самарской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов", вследствие чего, в период "данные изъяты" года начала "данные изъяты" года не представляется возможным выделение финансовых средств на устранение выявленного противодействия терроризму.
Вместе с тем, МБОУ СОШ N 24 г.о.Самара является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних граждан, т.е. является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения. Отсутствие системы громкоговорящей связи в образовательном учреждении не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, существенно нарушает права и законные интересы в области образования неопределенного круга лиц несовершеннолетних обучающихся и иных граждан, учитывая конституционный принцип приоритета интересов детей, их жизни и здоровья.
Судебная коллегия полагает, что осуществление деятельности образовательного учреждения при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имущества.
Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, при этом действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями.
Таким образом, принимая во внимание требования действующего законодательства, суд законно и обоснованно удовлетворил требования прокурора в полном объеме.
Довод апелляционной жалобы о недостаточности бюджетных средств и отсутствии финансирования для устранения выявленных нарушений, не влечет отмену правильного решения суда, поскольку само по себе отсутствие денежных средств, необходимых для оборудования здания МБОУ СОШ N 24 г.о.Самара системой громкоговорящей связи, не является в данном случае основанием для освобождения от исполнения возложенных законом обязанностей, так как действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления по обеспечению антитеррористической безопасности с их наличествующими финансовыми возможностями.
В данном случае основания заявленных прокурором требований связаны с обязанностью образовательного учреждения и органа местного самоуправления, в силу требований закона и исходя из приоритета обеспечения безопасности воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, принимать все меры для надлежащего исполнения обязательств с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требуется от них по характеру и условиям осуществляемой деятельности, а постановка обеспечения системы громкоговорящей связи в зависимость от длительности процедуры внесения изменений в местный бюджет на соответствующий финансовый год на неопределенный срок отдаляет реализацию необходимых мер антитеррористической направленности, что недопустимо.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, выводы суда не противоречат материалам дела, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции допущено не было и судебной коллегией не установлено.
При таком положении судебная коллегия не усматривает оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены постановленного по делу судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определил:
Решение Куйбышевского районного суда г.Самара от 25 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г.о.Самара - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.