Самарский областной суд в составе:
Председательствующего-Судьи Родиной Т.А.
При секретаре Бамбуровой Т.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании
административное дело N3а-102/2016 по административному исковому заявлению ООО "ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт" об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости,
У с т а н о в и л :
ООО "ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт" обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером: N равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 года в размере 3 103 000 руб., взыскать с Правительства Самарской области госпошлину в размере 2000 руб.
Административный истец просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области Администрация г.о.Самары не направили в суд своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области представили письменные отзывы на заявленные требования.
С учетом надлежащего извещения сторон о дате рассмотрения дела суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд считает заявленные ООО "ЛУКОЙЛ -Уралнефтепродукт" требования подлежащими удовлетворению частично.
В соответствии со ст.65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог /до введения в действие налога на недвижимость/ и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии со ст.66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В связи с этим статья 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" ФЗ N135 от 29.07.1998 года предусматривает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Из материалов дела следует, что ООО "ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт" является собственником земельного участка с кадастровым номером: "данные изъяты" /основание: договор купли-продажи имущества от ДД.ММ.ГГГГ/;
Указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 19.11.2007 года.
Кадастровая стоимость земельного участка утверждена приложением N1 к Постановлению Правительства Самарской области N610 от 13.11.2013 года "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости в составе земель населенных пунктов Самарской области" в размере 9 980 080,19 руб.
Датой определения кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка является 01.01.2013 года.
ООО "ЛУКОЙЛ -Уралнефтепродукт" не согласилось с кадастровой стоимостью земельного участка и обратилось в ООО " "данные изъяты"" для определения рыночной стоимости спорного земельного участка.
Отчетом об оценке N3767 от 28.09.2015, выполненным оценщиками Попковой Г.Л., Замбровой Л.Н., Волковой Т.Ю., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером: N определена в размере 3 103 000 руб.
На данный отчет получено положительное экспертное заключение N, выполненное "данные изъяты"", членами которого являются оценщики, которым подтверждено соответствие отчета об оценке требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, а также подтверждена рыночная стоимость объекта оценки, определенная оценщиком в отчете.
Полагая, что завышение кадастровой стоимости нарушает его права, 16.11.2015 года административный истец обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка.
Решением комиссии N заявление ООО "ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт" было отклонено.
Считая свои права нарушенными, ООО "ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт" обратилось в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.
В ходе рассмотрения дела представитель административного истца заявил ходатайство о назначении судебной экспертизы.
Ходатайство было удовлетворено, определением суда от 28.01.2016 года по делу была назначена судебная экспертиза, проведение которой было поручено ООО "Независимый кадастровый центр".
По результатам проведенной экспертизы судом получено заключение эксперта N, в котором содержится вывод о том, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером: N по состоянию на 01.01.2013 года составляет 6 597 228 руб..
Сторонами экспертное заключение не оспорено.
Оснований сомневаться в компетентности и беспристрастности эксперта и объективности экспертного заключения у суда не имеется, экспертиза назначена в судебном заседании, эксперт предупрежден об ответственности по ст.307 УК РФ.
Заключение экспертизы содержит подробное описание проведенного исследования, приведен вывод, и на основании этого исследования дан ответ на поставленный вопрос.
При проведении экспертизы эксперт руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Федерального закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Экспертное заключение составлено в соответствии с требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к отчету об оценке объекта недвижимости. Экспертиза проведена на основании материалов дела.
Экспертом в ходе исследования проанализирована информация о выставленных на продажу объектах, сопоставимых с оцениваемым земельным участком. Данные объектов-аналогов приведены в таблицах 6, 6.1 на страницах 37-42. При определении рыночной стоимости эксперт применил сравнительный подход, в рамках сравнительного подхода был применен метод корреляционно-регрессионного анализа.
Оценив заключение эксперта, суд соглашается с его результатами, и приходит к выводу о том, что величина рыночной стоимости, определенная экспертным заключением, признается достоверной.
В связи с вышеизложенным суд полагает, что подлежит установлению равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером: N в размере 6 597228 руб.
В соответствии с п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N28 от 30.06.2015 года "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости.
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Датой обращения ООО "ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт" с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области является 16.11.2015 года.
Вместе с тем суд не усматривает оснований для удовлетворения требований административного истца о взыскании госпошлины с Правительства Самарской области в размере 2000 руб.
В соответствии с пунктом Пленума Верховного суда РФ N28 от 30.06.2015 года "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
Вместе с тем в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.
Из материалов дела следует, что кадастровая стоимость спорного земельного участка утверждена Постановлением Правительства Самарской области N610 от 13.11.2013 года.
Правительство Самарской области не оспаривало заявленные административным истцом требования ни по основаниям возникновения, ни по содержанию, поэтому решение суда не может расцениваться как принятое против административного ответчика, в связи с этим судебные расходы относятся на административного истца.
На основании изложенного и руководствуясь ст.65-66 ЗК РФ, ст.24.18 Закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", ст.175-180, 249 КАС РФ, суд
Р е ш и л :
Требования ООО "ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт" удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером: "данные изъяты", равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 года в размере 6 597 228 руб.
В остальной части административного иска отказать.
Датой обращения ООО "ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт" в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области считать 16.11.2015 года.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: Родина Т.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.