Решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 17 мая 2016 г.
(Извлечение)
Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Сыренова С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя начальника отдела иммиграционного контроля УФМС России по РС(Я) П. на решение Якутского городского суда РС(Я) от 7 апреля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 18.9 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "РосБаланс", которым
ПОСТАНОВЛЕНО:
Постановление об административном правонарушении N ... заместителя начальника ОИК УФМС России по РС(Я) П. от 08 февраля 2016 года в отношении ООО "РосБаланс" по ч.4 ст.18.9 КоАП РФ - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст.18.9 КоАП РФ в отношении ООО "РосБаланс" прекратить в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав представителей ООО "РосБаланс" Азаргинова Д.П., Матаннанова И.В.,
УСТАНОВИЛ:
25 января 2016 года инспектором отдела иммиграционного контроля УФМС России по РС(Я) З. в отношении ООО "РосБаланс" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ.
Постановлением заместителя начальника отдела иммиграционного контроля УФМС России по РС (Я) П. N ... от 08 февраля 2016 года ООО "РосБаланс" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель лица, в отношении которой ведется производство по делу, Азаргинов Д.П. обратился
в Якутский городской суд с жалобой об отмене постановления, указывая на отсутствие события и состава административного правонарушения, истечение срока давности привлечения к административной ответственности.
Решением Якутского городского суда РС (Я) от 07 апреля 2016 года постановление административного органа от 08 февраля 2016 года в отношении ООО "РосБаланс" по ч. 4 ст.18.9 КоАП РФ отменено, а производство по делу прекращено в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с данным решением, заместитель начальника отдела иммиграционного контроля УФМС России по РС(Я) П. обратился в Верховный Суд РС(Я) с жалобой об отмене решения суда и направлении дела на новое рассмотрение в Якутский городской суд РС(Я) указывая на то, что в постановлении по делу об административном правонарушении N ... от 8 февраля 2016 года указана дата совершения правонарушения - 31 марта 2015 года, которая установлена объяснением представителя ООО "РосБаланс" и отрывной частью бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина, кроме того срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение правил пребывания иностранных граждан составляет один год со дня совершения административного правонарушения.
Выслушав участников процесса, изучив материалы административного дела, проверив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.4 ст. 18.9 КоАП РФ неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния влечет за собой привлечение лица к административной ответственности.
Согласно ч.3 ст.20 Федерального закона от 18.07.2006 г. ФЗ-109 "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ" уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной или в случаях, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 статьи 22 настоящего Федерального закона, непосредственно данным иностранным гражданином: 1) не позднее семи рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания - в случае, если данный иностранный гражданин постоянно проживает в Российской Федерации; 2) не позднее семи рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания - в случае, если данный иностранный гражданин временно проживает или временно пребывает в Российской Федерации; 3) в течение одного рабочего дня, следующего за днем его прибытия в место пребывания, - в случаях, предусмотренных подпунктами "а" - "д" пункта 1 и подпунктами "а" - "в" пункта 2 части 2 настоящей статьи.
На основании ч.3 ст.23 указанного Закона при убытии иностранного гражданина из гостиницы или из иной организации, оказывающей гостиничные услуги, из санатория, дома отдыха, пансионата, детского
оздоровительного лагеря, с туристской базы, из кемпинга, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания администрация указанных организаций обязана не позднее двенадцати часов дня, следующего за днем убытия данного иностранного гражданина, в установленном порядке уведомить об этом орган миграционного учета.
В соответствии с ч.2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Абзацем 2 пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
Вместе с тем, абзацем 5 указанного пункта Постановления разъяснено, что возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.
В соответствии с ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение иммиграционных правил, правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Прекращая производство по делу в связи с истечением срока давности, судья исходил из того, что гражданин ... Ц. вселился в гостевой дом " ********" ООО "РосБаланс" 21 января 2015 года, однако согласно копии уведомления о прибытии иностранного гражданина 21 января 2015 года является датой въезда в Российскую Федерацию(л.д.24-25).
Исходя из объяснений ******** ООО "РосБаланс" М., срока пребывания, указанного в уведомлении о прибытии иностранного гражданина, гражданин ... Ц. пребывал в гостевом доме "Сибирь" ООО "РосБаланс" в марте 2015 года.
На момент вынесения постановления УФСМ России по РС(Я) срок давности привлечения ООО "РосБаланс" к административной ответственности по настоящему делу не истек. Однако указанный срок истек на день рассмотрения жалобы.
Из положений ч. 1 ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ следует, что по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности независимо от доводов жалобы (протеста) не может обсуждаться вопрос о виновности лица, в отношении которого производство по делу прекращено.
Кроме того, из анализа п. 3 ч. 1 ст. 30.7 и ч. 3 ст. 30.9 КоАП РФ следует, что при отмене решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, в случае истечения срока давности привлечения к административной ответственности выносится решение о прекращении производства по делу.
При изложенных обстоятельствах, оснований для отмены решение судьи районного суда и оставления без изменения постановление должностного лица административного органа не предусмотрено ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.
Предусмотренное п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ решение (отмена решения судьи районного суда и направление дела на новое рассмотрение в районный суд), не может быть вынесено, так как по состоянию на 17 мая 2016 года сроки давности привлечения к административной ответственности истекли, а потому обсуждение вопроса о виновности привлекаемого к ответственности лица за пределами сроков давности, в силу требований п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, невозможно.
При таких обстоятельствах прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены решения судьи от 07 апреля 2016, поскольку обсуждение вопросов о виновности лица, совершившего административное правонарушение, за пределами срока давности привлечения к административной ответственности не допустимо.
На основании изложенного, оснований для удовлетворения жалобы заместителя начальника отдела иммиграционного контроля УФМС России по РС(Я) П. и отмены решения судьи от 07 апреля 2016 года не усматриваю.
Руководствуясь статьями 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Решение Якутского городского суда РС(Я) от 07 апреля 2016 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.18.9 КоАП РФ в отношении ООО "РосБаланс" оставить без изменения, жалобу заместителя начальника ОИК УФМС России по РС(Я) Посельского И.И., оставить без удовлетворения.
Судья Верховного Суда РС (Я): Сыренова С.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.