Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе
председательствующего Лимановой Н.П.
судей Грибанова Ю.Ю., Жегалова Е.А.
при секретаре Низаметовой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 25 февраля 2016 года гражданское дело по апелляционной жалобе Кривопалова О.В. на решение Ленинского районного суда г.Новосибирска от 3 декабря 2015 года, которым в удовлетворении иска Кривопалова Олега Владимировича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Ленинском районе г. Новосибирска о перерасчете назначенной пенсии отказано в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Лимановой Н.П., объяснения Кривопалова О.В., представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Новосибирска Зеленкиной Л.А., судебная коллегия
установила:
Кривопалов О.В. обратился в суд с иском к УПФР в Ленинском районе г.Новосибирска, просил признать незаконным решение УПФР в Ленинском районе г. Новосибирска от 30.09.2015 и обязать ответчика произвести перерасчет начисленной истцу пенсии с применением в качестве основания для назначения трудовой пенсии подп. 13 п. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях".
В обоснование требований указал, что в период с 30.06.1983 по 26.01.2006 работал в должности бортпроводника сначала в Толмачевском объединенном авиаотряде, затем в Государственном предприятии Авиакомпания "Сибирь". В соответствии с летными книжками налет бортпроводника Кривопалова О.В. составил 11 029 часов 26 минут. В соответствии с подп. "а" п. 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991г. N459, при исчислении сроков выслуги для назначения пенсий работникам летного состава считается каждые 20 часов налета на самолетах за один месяц выслуги. Применяя указанный расчет, срок выслуги истца соответствует полным 45 годам и 11 месяцам. В п. 1 Списка должностей работников летного состава авиации, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 г. N 459, включены все члены экипажа без каких-либо исключений и изъятий. По мнению истца, право на назначение досрочной пенсии имеют как члены летного экипажа, так и члены кабинного экипажа, в том числе бортпроводники. Положения ст. 56 Воздушного кодекса РФ не противоречат ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" и не исключают лиц, занимающих должности членов кабинного экипажа, из числа лиц, имеющих право на назначение досрочной пенсии по основаниям подп. 13 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (ныне подп. 13 п. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях").
Судом принято указанное выше решение,
с которым не согласен Кривопалов О.В., просит решение отменить, вынести новое об удовлетворении требований.
В обоснование доводов жалобы указывает, что при назначении пенсии следовало применить пп. 13 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", что соответствует действующему пп. 13 п. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях".
Считает, что суд был не вправе ссылаться на определения Конституционного Суда РФ, Постановление Правительства РФ от 14.03.2003 N 155, устанавливающими дополнительное социальное обеспечение, при этом указанная доплата не является частью пенсии, взаимоотношения в данной сфере регулируются самостоятельными нормативными актами.
Считает не основанным на законе вывод суда о том, что юридическое значение для определения лиц, входящих в летный состав экипажа конкретного воздушного судна имеет тип воздушного судна. При досрочном назначении трудовой пенсии по старости, по мнению заявителя, работникам, занятым в летном составе гражданской авиации, применяется не Руководство по эксплуатации воздушного судна, а Список должностей работников летного состава авиации.
Считает, что пенсионное законодательство относит к лицам, приобретающим право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, всех членов экипажей воздушных судов и летательных аппаратов, независимо от того, в какой должности они работают. Основным критерием является осуществление полетов в составе экипажа независимо от принадлежности к летному либо кабинному экипажу.
Кроме того, отмечает, что у суда не имелось оснований перекладывать решение пенсионного вопроса на работодателя истца, так как решение о назначении пенсии, равно как и выбор основания для назначения пенсии в компетенцию работодателя не входит.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 01.01.2015, досрочная трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 лет.
Списком N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10, предусмотрено, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании пп. 1 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" имеют бортпроводники (Раздел: ХХI Транспорт, подраздел: 3. Гражданская авиация, код позиции: 12003000-11217).
Как установлено судом и следует из материалов дела, с 07.02.2014 Кривопалову О.В. установлена досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии с пп. 1п.1. ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" за работу в качестве бортпроводника.
При этом период работы истца с 30.06.1983 по 26.01.2006 в качестве бортпроводника квалифицирован по разделу ХХI "Транспорт" Списка N 1 производств профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10.
Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно исходил из отсутствия по делу предусмотренных законом оснований для удовлетворения исковых требований Кривопалова О.В., поскольку выполнение истцом работы в должности бортпроводника, не относящейся к летному составу, не связанной с управлением самолетом, обеспечением безопасности полета, что предполагает повышенные психофизические нагрузки, не дает права на досрочную пенсию по п. п. 13 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам, нормам материального и процессуального права, подлежащих применению при разрешении рассматриваемого спора, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.
В силу подп. 13 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона мужчинам, проработавшим не менее 25 лет в летном составе гражданской авиации.
В соответствии со ст. 56 Воздушного кодекса РФ экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).
По смыслу п. 1 ст. 56 Воздушного кодекса РФ, летный состав гражданской авиации - это летный экипаж воздушного судна, в который входят командир и другие лица летного состава, при этом бортпроводники к летному составу не относятся.
Как следует из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 19.03.2009 N 260-О-О, Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", был утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 N 459 по поручению законодателя в соответствии со статьей 83 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и применяется при досрочном назначении работникам летного состава гражданской авиации трудовой пенсии по старости согласно подпункту 13 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (подпункт "з" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 N 537). Определение перечня должностей работников летного состава гражданской авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (досрочную пенсию по старости), осуществляется Правительством Российской Федерации на основе дифференцированной оценки их профессиональной деятельности, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности; при этом учитываются и различия в характере их работы, в функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях. Подобная дифференциация, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, сама по себе не может расцениваться как нарушающая принцип равенства всех перед законом (статья 19, часть 1 Конституции Российской Федерации) либо ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение (статья 39 часть 1 Конституции Российской Федерации) (Определения от 24.06.2008 г. N 340-О-О; от 16.11.2006 г. N 512-О; от 21.12.2006 г. N 579-О).
Положения пункта 1 статьи 56 Воздушного кодекса Российской Федерации, предусматривающего разделение экипажа воздушного судна на летный и кабинный, не изменило правовой статус бортпроводников и бортоператоров, которые в соответствии со статьей Воздушного кодекса СССР относились к обслуживающему персоналу и в летный состав не входили.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для признания незаконным решения УПФР в Ленинском районе г. Новосибирска от 30.09.2015 года и возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет начисленной истцу пенсии с применением в качестве основания для назначения трудовой пенсии подп. 13 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (подп. 13 п. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях") в связи с работой более 25 лет в летном составе гражданской авиации у суда не имелось.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном применении норм материального права основаны на ошибочном понимании норм права, суд применил закон подлежащий применению к данным правоотношениям, разделение пенсионного обеспечения, установленное действующим законодательством, с учетом разделения экипажа воздушного судна, закрепленного в ч.1. ст. 56 Воздушного кодекса РФ, на летный и кабинный экипаж, основано на оценке профессиональной деятельности, на различиях в характере, условиях и степени ответственности труда членов летного состава, что верно отражено судом в решении.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Новосибирска от 3 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кривопалова О.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.