Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Г.А. Сахиповой,
судей А.Р. Гаянова и Э.И. Садыковой,
при секретаре судебного заседания А.Н. Зариповой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Э.И. Садыковой гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан в Нижнекамском районе и городе Нижнекамске на решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 28 января 2016 года, которым постановлено:
исковое заявление Г.М. Халиуллиной к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан в Нижнекамском районе и городе Нижнекамске удовлетворить частично.
Признать пункт "данные изъяты" решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан в Нижнекамском районе и городе Нижнекамске от 06 мая 2015 года незаконным.
Включить в специальный трудовой стаж Г.М. Халиуллиной, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по возрасту, период работы с 30 мая 2000 года по 29 декабря 2001 года в должности медсестры, заведующей здравпунктом ПО " "данные изъяты"", за исключением периодов нахождения в административном отпуске с 16 по 20 октября 2000 года, в отпуске по уходу за ребенком с 02 октября по 29 декабря 2001 года; период работы с 19 февраля 2004 года по 01 сентября 2008 года в должности старшей медицинской сестры в отделении милосердие в ГАУСО "Комплексный центр социального обслуживания населения " "данные изъяты"" Министерства труда занятости и социальной защиты; период работы с 01 октября 2008 года по 14 апреля 2015 года в должности медицинского работника в отделении надомного обслуживания, медицинской сестры в ГАУСО "Комплексный центр социального обслуживания населения "данные изъяты"" Министерства труда занятости и социальной защиты.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске в пользу Г.М. Халиуллиной расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения истицы Г.М. Халиуллиной, ее представителя И.И. Спиридоновой в поддержку апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Г.М. Халиуллина обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан в Нижнекамском районе и городе Нижнекамске (УПФ России в Нижнекамском районе и городе Нижнекамске) об обязании включить периоды работы в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии.
В обоснование иска указала, что она 27 апреля 2015 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии. Решением ответчика от 06 мая 2015 года отказано в удовлетворении заявления о назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа. В специальный стаж не были включены периоды работы с 30 мая 2000 года по 29 декабря 2001 года в должности медсестры, заведующей здравпунктом ПО " "данные изъяты""; с 19 февраля 2004 года по 01 сентября 2008 года, 01 октября 2008 года по 14 апреля 2015 года в должности медицинского работника и старшей медицинской сестры в ГАУСО "Комплексный центр социального обслуживания населения " "данные изъяты"" Министерства труда занятости и социальной защиты.
На основании изложенного истица просила суд признать пункт "данные изъяты" решения ответчика незаконным, возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж вышеуказанные периоды.
В судебном заседании истица и ее представитель иск поддержали; представитель ответчика иск не признал.
Суд иск удовлетворил частично в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе ответчика ставится вопрос об отмене решения суда в части удовлетворения судом иска по мотиву его незаконности и необоснованности. При этом в жалобе приводятся те же доводы, что и в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции. Указывается, что Комплексный центр социального обслуживания населения " "данные изъяты"" Министерства занятости и социальной защиты не может быть отнесен к Центрам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения федеральных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (независимо от наименований). Кроме того, в составе Центра отсутствуют структурные подразделения, перечисленные в Перечне структурных подразделении, указанных в пункте 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781. Кроме того, период работы истицы с 01 октября 2008 года по 31 декабря 2011 года протекал в должности, не предусмотренной Списком, а индивидуальные сведения за весь спорный период сдавались работодателем без льготного кода.
В заседании суда апелляционной инстанции истица и ее представитель возражали против удовлетворения апелляционной жалобы и просили решение суда оставить без изменения.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен, сведений об уважительности причин неявки не сообщил, в связи с чем судебной коллегией определено о рассмотрении дела без его участия.
Проверив законность, обоснованность решения суда по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия оснований для отмены или изменения решения суда не находит.
Согласно пункту 20 части 1, частям 2, 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 1 января 2015 года, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона (60 лет мужчины, 55 лет женщины), лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Списком должностей и учреждений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, предусмотрены врачи-специалисты всех наименований (кроме врачей-статистов), в том числе врачи-руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность, и учреждения -центры, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения: федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (независимо от наименований); реабилитационные.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением ответчика от 06 мая 2015 года истице отказано в назначении досрочной страховой пенсии ввиду отсутствия требуемого специального стажа работы.
В стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, ответчиком не включены, в том числе периоды работы с 30 мая 2000 года по 29 декабря 2001 года в должности медсестры, заведующей здравпунктом ПО " "данные изъяты""; с 19 февраля 2004 года по 01 сентября 2008 года, 01 октября 2008 года по 14 апреля 2015 года в должности медицинского работника и старшей медицинской сестры в ГАУСО "Комплексный центр социального обслуживания населения " "данные изъяты"" Министерства труда занятости и социальной защиты", так как иные организационно-правовые формы юридических лиц, отличные от учреждения не предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на досрочную пенсию в связи с медицинской деятельностью, утвержденным Постановлением Правительства России от 29 октября 2002 года N 781.
Специальный стаж истицы пенсионным органом исчислен - 16 лет 8 месяцев 20 дней.
Разрешая спор и удовлетворяя требования истицы о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы в должности старшей медицинской сестры в отделении милосердие с 19 февраля 2004 года по 01 сентября 2008 года, 01 октября 2008 года по 14 апреля 2015 года, медицинского работника в отделении надомного обслуживания, медицинской сестры в ГАУСО "Комплексный центр социального обслуживания населения " "данные изъяты"" г "данные изъяты", суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в указанные периоды истица осуществляла деятельность по охране здоровья населения, дающую право на назначение досрочной страховой пенсии.
Доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии предусмотренных законом оснований для зачета в указанный стаж вышеуказанных оспариваемых периодов работы истицы в должности медицинской сестры и медицинского работника в отделении милосердия, отделении надомного обслуживания в вышеуказанном центре нельзя признать обоснованным.
Так, в целях определения круга лиц, имеющих право на пенсию по рассматриваемому основанию, законодатель утвердил специальную норму в пункте 2 статьи 27 Федерального закона N173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации (ныне в пункте 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно которой списки должностей и учреждений, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение подпункта 20 пункта 1 и пункта 2 статьи 27 названного Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список).
Таким образом, возникновение права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости законодатель связывает с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в определенных должностях и учреждениях.
В вышеназванном Списке в графе средний медицинский персонал раздела "Наименование должностей" указана должность "медицинская сестра", а пунктом 8 раздела "Наименование учреждений" предусмотрены "Центры", осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (независимо от наименований)".
Как следует из трудовой книжки, 30 мая 2000 года истица принята старшей медсестрой в отделение "данные изъяты", 01 октября 2008 года переведена медицинским работником, 01 января 2012 года наименование должности медицинский работник изменено на медицинская сестра на основании Приказа Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 02 сентября 1999 года N 613 "Об оплате труда работников здравоохранения Республики Татарстан", которым руководителям учреждений здравоохранения предписывалось ввести в действие Номенклатуру должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения в том числе, в которой не значится должность "медицинский работник", а значится должность "медицинская сестра". В настоящее время истица продолжает работать в указанной должности. При этом судебная коллегия считает, что неправильное указание работодателем должности истицы в штатном расписании и ее трудовой книжке как медицинский работник, осуществляющей при этом функции медицинской сестры не может являться основанием для ограничения реализации ее пенсионных прав.
Как видно из пункта ... Устава ГАУСО "Комплексный центр социального обслуживания населения " "данные изъяты"" Министерства труда занятости и социальной защиты Республики Татарстан г. "данные изъяты", данное учреждение является некоммерческой организацией - государственным учреждением, тип - автономное учреждение, создается для обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Республики Татарстан в сфере социального обслуживания.
Согласно пункту ... Устава предметом его деятельности, помимо прочего, является оказание социально-медицинских услуг. Медицинская деятельность осуществляется на основании лицензий, действовавшей в периоды работы истицы.
Таким образом, наименование занимаемой в спорные периоды должности истицы "медицинская сестра (медицинский работник)", и наименование учреждения, в котором она работала, предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что ГАУСО "Комплексный центр социального обслуживания населения " "данные изъяты"" Министерства труда занятости и социальной защиты Республики Татарстан г. Нижнекамска, в котором протекала трудовая деятельность истицы в спорный период, является
"Центром", осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения органа государственной власти субъекта Российской Федерации - Республики Татарстан.
Кроме того, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка представленным в материалы дела лицензиям, выданным Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального обслуживания и Комиссией Министерства здравоохранения Республики Татарстан по лицензированию медицинской деятельности, начиная с 2003 года по настоящее время, в которых указан вид деятельности "медицинская", при осуществлении доврачебной медицинской помощи: медицинский массаж, сестринское дело, физиотерапия, амбулаторно-поликлиническая помощь, в том числе в условиях дневного стационара и стационара на дому: терапия, по сестринскому делу, при осуществлении первичной медико-санитарной помощи - по терапии и др.
Кроме того, осуществление истицей медицинской деятельности подтверждается имеющейся в материалах дела должностной инструкцией.
В соответствии с должностной инструкцией медицинской сестры отделения надомного обслуживания ГАУСО "Комплексный центр социального обслуживания населения " "данные изъяты"" на должность медицинской сестры назначаются лица со средним медицинским образованием. Основными обязанностями медицинской являются: оказание экстренной доврачебной помощи (непрямой массаж сердца, оказание помощи при травмах, остановка кровотечения), выполнение профилактических, лечебных, реабилитационных мероприятий по назначению врача, проведение физиотерапевтических процедур, подготовка пациентов к физиотерапевтическим процедурам, контролирование состояния пациента во время проведения процедур и др.
Изложенные в апелляционной жалобе ответчика доводы о неправильном применении и толковании норм материального права, а также об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истицей требований в данной части, являются несостоятельными, были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, с которой судебная коллегия соглашается.
Решение суда в остальной части не обжалуется, соответствующих доводов апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, поскольку оно основано на установленных судом фактических обстоятельствах дела, не противоречит имеющимся по делу доказательствам и соответствует требованиям действующего законодательства.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 28 января 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан в Нижнекамском районе и городе Нижнекамске - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.