Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Ибрагимова Р.С.,
судей Мочаловой Ю.Р., Терехина В.А.,
с участием прокурора Гараева А.Ф.,
при секретаре судебного заседания Акимовой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ибрагимова Р.С. административное дело по апелляционной жалобе Фархетдинова А.М. на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 08 апреля 2016 года, которым постановлено:
административное исковое заявление Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Набережные Челны к Фархетдинову А.М. удовлетворить частично.
Установить в отношении Фархетдинова А.М., "дата" года рождения, уроженца "адрес", зарегистрированного и проживающего по адресу: "адрес", освобожденного из мест лишения свободы 6 мая 2015 года, административный надзор сроком до 6 мая 2023 года.
Установить в отношении Фархетдинова А.М. следующие административные ограничения в виде:
- обязательной явки три раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации в дни, установленные соответствующим органом внутренних дел;
- обязательного нахождения по месту постоянного жительства в ночное время, а именно с 22:00 часов до 6:00 часов утра, кроме случаев связанных с осуществлением своих трудовых обязанностей;
- запрета выезда за пределы "адрес" без письменного разрешения органа внутренних дел по месту жительства или пребывания;
- запрета посещения заведений, где осуществляется продажа и распитие спиртных (спиртосодержащих) напитков на розлив, с целью их употребления.
Начало срока отбывания Фархетдинову А.М. административного надзора исчислять со дня его постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Прокуратуры Республики Татарстан Гараева А.Ф., полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу - оставлению без удовлетворения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Набережные Челны (далее- УМВД России по г. Набережные Челны) обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Фархетдинова А.М.,
осужденного приговором Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 25 ноября 2009 года по ч. 3 ст. 30, п. "б" ч.2. ст. 228-1, ч.1 ст. 228, ч. 3 ст. 69 Уголовного кодекса Российской Федерации к 6 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
В обоснование заявленных требований указывается, что Фархетдинов А.М. имеет судимость за совершение особо тяжкого преступления при опасном рецидиве, дважды привлекался к административной ответственности за совершение административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.
Административный истец просил установить в отношении Фархетдинова А.М. административный надзор сроком до 6 мая 2023 года, с установлением административных ограничений в виде: обязательной явки четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации в дни, установленные органом внутренних дел; нахождения по месту постоянного места жительства в ночное время, а именно с 22:00 до 6:00 часов, кроме случаев связанных с осуществлением своих трудовых обязанностей; запрещения посещения заведений, где осуществляется продажа и распитие спиртных (спиртосодержащих) напитков в розлив; запрещения выезда за пределы города "адрес" без письменного разрешения органа внутренних дел.
В судебном заседании представитель административного истца УМВД России по г. Набережные Челны административное исковое заявление поддержал.
Административный ответчик Фархетдинов А.М. и его представитель административный иск признали частично.
Прокурор дал заключение о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд административный иск удовлетворил частично, постановив решение в вышеизложенной формулировке.
В апелляционной жалобе Фархетдинова А.М. ставится вопрос об изменении решения суда, установив ему срок административного надзора в пределах трех лет с возложением обязанностей в виде обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации в дни, установленные соответствующим органом внутренних дел и запрета посещения заведений, где осуществляется продажа и распитие спиртных (спиртосодержащих) напитков в розлив, с целью их употребления.
УМВД России по г. Набережные Челны и Фархетдинов А.М. о времени и месте настоящего судебного заседания извещены, представителей в суд не направили.
На основании пункта 1 части 1 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции считает, что имеются основания для рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно статье 2 Федерального закона N 64-ФЗ от 6 апреля 2011 года
"Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии с подпунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 6.04.2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее по тексту - Закон) административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 3 Закона, административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления. В отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную, либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
Согласно части 2 статьи 3 Закона, административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 настоящей статьи, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Из материалов дела следует, что Фархетдинов А.М. осужден приговором Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 25 ноября 2009 года по ч. 3 ст. 30, п. "б" ч.2. ст. 228.1, ч.1 ст. 228, ч. 3 ст. 69 Уголовного кодекса Российской Федерации к шести годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Из приговора суда следует, что в его действиях имеется опасный рецидив преступлений.
Постановлением Приволжского районного суда города Казани от 18 июля 2012 года срок наказания снижен до 5 лет 10 месяцев. На основании постановления того же суда от 24 апреля 2015 года Фархетдинов А.М. освобожден условно-досрочно 6 мая 2015 года на неотбытый срок 2 месяца 28 дней.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что имеются все предусмотренные законом основания для установления административного надзора в отношении осужденного.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку основанием для установления административного надзора в отношении Фархетдинова А.М. является сам факт его осуждения к лишению свободы за совершение особо тяжкого преступления при особом опасном рецидиве преступлений.
Вместе с тем, установлении срока административного надзора решения суду следовало учесть, что положениями пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" предусмотрено, что административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Согласно разъяснениям пункта 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 22 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре" в решении суда об установлении или о продлении административного надзора должен быть указан срок административного надзора (конкретный период в днях, месяцах, годах либо до момента погашения судимости), исчисляемый соответственно со дня постановки поднадзорного лица на учет в органах внутренних дел либо со дня вступления решения суда об установлении или продлении административного надзора в законную силу.
Следовательно, в решении надлежало указать срок до момента погашения судимости.
Совершенное Фархетдиновым А.М. преступление, предусмотренное статьей 228.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, отнесено к категории особо тяжких. В соответствии с пунктом "д" части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции действующей на момент совершения преступления) судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за особо тяжкие преступления, по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Руководствуясь перечисленными нормами, суд первой инстанции должен был установить административный надзор на указанный срок, а не определять дату до которой административный надзор подлежит установлению.
При таких обстоятельствах резолютивную часть решения суда в указанной части следует уточнить.
При этом довод жалобы Фархетдинова А.М. в части неправильного определения срока административного надзора, судебная коллегия находит основанным на неверном толковании норм права.
Установление меньшего срока административного надзора, как на то указано в жалобе, невозможно в силу того, что норма пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" носит императивный характер и связывает установление срока административного надзора со сроком погашения судимости.
Кроме того, административные ограничения были назначены судом с учетом данных о личности лица, в отношении которого устанавливается административный надзор, что соответствует разъяснениям, изложенным в абзаце 5 пункта 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 22, согласно которым судом при избрании административных ограничений учитываются характер и степень общественной опасности совершенного поднадзорным лицом преступления (преступлений), его поведение за весь период отбывания наказания, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Принимая во внимание обстоятельства дела, с учетом характеристики личности Фархетдинова А.М. и обстоятельств совершенного им преступления, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом постановлено правильное решение о применении к нему конкретных мер, которые должны оказать профилактическое воздействие.
Доводы жалобы, связанные с тем, что в отношении него меры административного надзора являются чрезмерными, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку суд не устанавливал максимального объема административных ограничений, при вынесении решения руководствовался материалами дела.
Поскольку правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по формальным соображениям (часть 5 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), иное изложение резолютивной части решения суда без изменения его сути и содержания не является основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 117, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 08 апреля 2016 года по данному делу в части установления административного надзора в отношении Фархетдинова А.М., "дата" года рождения, сроком до 6 мая 2023 года, изменить, установив срок административного надзора до погашения судимости.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.