Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Брагиной Л.А.,
судей Карелиной Е.Г., Уваровой В.В.,
при секретаре Горбуновой Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело по иску Томского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г. Томска о возложении обязанности принять меры по ликвидации свалки твердых бытовых отходов
по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации г. Томска Голубкова Д. А. на решение Советского районного суда г.Томска от 21.12.2015.
Заслушав доклад судьи Карелиной Е.Г., представителя администрации г.Томска Ивлеву Н.Б., поддержавшую апелляционную жалобу, представителя третьего лица ООО "Завод ЖБК-40" Никифорову Р.Х., прокурора Кофман Е.Г., возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Томский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к администрации г. Томска, в котором просил возложить на ответчика обязанность ликвидировать свалку твердых бытовых отходов на площади 21170 кв.м, размещенную на территории, занятой опорами ЛЭП, расположенной напротив земельного участка по /__/ в /__/ (координаты X 355114.550, Y 4328809.890), в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в силу.
Требования мотивированы тем, что при проведении прокурорской проверки установлен факт размещения на территории, занятой опорами ЛЭП, расположенной напротив земельного участка по /__/ (координаты X 355114.550, Y 4328809.890), несанкционированной свалки отходов, в том числе жидких и твердых отходов бетона, металлолома, шин, опилок, смазочных материалов, а также бытового мусора на площади /__/ кв.м. Складированными отходами частично занят земельный участок с кадастровым номером /__/, площадью /__/ кв.м, правопритязаний на который не установлено, и земельный участок с кадастровым номером /__/, находящийся в собственности муниципального образования "Город Томск". Большая часть занятой территории ( /__/ кв.м) находится на землях неразграниченной государственной собственности. Непринятие администрацией г.Томска мер по ликвидации свалки бытовых отходов и мусора с территории городского округа свидетельствует о несоблюдении требований действующего законодательства, ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку, создает угрозу жизни и здоровью граждан, нарушает права неопределенного круга лиц.
В судебном заседании помощник Томского межрайонного природоохранного прокурора Федорова Е.Н. иск поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации г. Томска Голубков Д.А. в судебном заседании иск не признал.
Представитель третьего лица ООО "Завод ЖБК-100" Макурина И.Н., представитель третьего лица ООО "Завод ЖБК-40" Никифорова Р.Х., представитель третьего лица ООО "ДомСтрой" Сергеева Е.В. считали иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Решением Советского районного суда г.Томска от 21.12.2015 исковые требования Томского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации г. Томска Голубков Д.А. просит решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Ссылаясь на ч. 1 ст. 36, ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 4.12 ГОСТа 30772-2001 "Ресурсоснабжение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 N 607-ст, указывает, что разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером /__/ - для организации отвала железобетонных отходов, в связи с чем размещение отходов в пределах данного земельного участка нельзя отнести к несанкционированному, так как подобное использование соответствует разрешенному использованию земельного участка.
Отмечает, что истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что отходы, складируемые на земельном участке, неблагоприятно воздействуют на экологическую обстановку.
Обращает внимание, что судом установлено складирование гравия на значительной территории спорного земельного участка. Вместе с тем, гравий не может быть признан отходом, поскольку является строительным материалом, однако данное обстоятельство не было учтено судом первой инстанции.
В возражениях относительно доводов апелляционной жалобы Томский межрайонный природоохранный прокурор Борзенко И.Г. просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с ч.1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания представителей третьих лиц ООО "Завод ЖБК-100", ООО"ДомСтрой".
Обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив материалы дела по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия оснований к отмене решения не нашла.
В соответствии со ст. 9, 42 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В силу статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Статьей 1 названного Федерального закона установлено, что охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Статьей 3 указанного Федерального закона закреплен принцип ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона РФ от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что к вопросам местного значения городского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно статье 3 указанного закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В соответствии с пп. 24, 25 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" к вопросам местного значения отнесены организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Статьей 34 этого закона определено, что в структуру органов местного самоуправления входят представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией.
В силу ст. 25 Устава г. Томска, принятого решением Думы города Томска от 04.05.2010 N 1475, в структуру органов местного самоуправления входит администрация города Томска - местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования "Город Томск").
В соответствии с п. 1.24 ст. 8, п. 1.30 ст. 40 Устава г. Томска к компетенции администрации г. Томска относится организация сбора, вывоза, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов.
Согласно ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, следует из акта проверки от 02.10.2015 (т.1,л.д.24,25), фототаблицы к нему (т.1, л.д.26-29), что в ходе проверки, проведенной помощником Томского межрайонного природоохранного прокурора Фёдоровой Е.Н. с участием специалиста- эксперта отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Томской области М., главного специалиста-эксперта Управления Роспотребнадзора по Томской области С., заведующего радиологической лабораторией ФБУЗ " /__/" Ш., на территории, занятой опорами ЛЭП, расположенной напротив земельного участка по /__/ (координаты X 355114.550, Y 4328809.890), обнаружено размещение на почве жидких и твердых отходов бетона (бой бетонных изделий, отходы бетона в кусковой форме), металлолома, шин, опилок, смазочных материалов, а также бытовой мусор на площади /__/ м2; складированными отходами и гравием частично занят земельный участок с кадастровым номером /__/ (на площади /__/ м2), а также земельный участок с кадастровым номером /__/ (на площади /__/ кв.м); большая часть занятой территории ( /__/ м2) находится на землях неразграниченной государственной собственности.
Размещение отходов на данной территории, в том числе на земельном участке с кадастровым номером /__/, находящемся в неразграниченной государственной собственности, и на земельном участке с кадастровым номером /__/, находящемся в собственности муниципального образования "Город Томск", подтверждается также актом от 28.09.2015 (т.1, л.д.11,12), фототаблицей (т.1,л.д.14-17, 20-23), пояснительной запиской (т.1,л.д.18), справкой Управления Росреестра по Томской области от 08.10.2015 (т.1,л.д.30), выписками из ЕГРПН от 07.10.2015 (т.1, л.д.31,32).
Удовлетворяя иск, суд пришел к обоснованному выводу о том, что размещение вышеуказанных бытовых отходов является несанкционированным, организация сбора и вывоза бытовых отходов, в том числе из мест их несанкционированного размещения, находится в компетенции администрации г. Томска, которая каких-либо мер по ликвидации несанкционированного размещения отходов - свалки не предпринимает. Непринятие данных мер ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку района, чем нарушаются гарантированные Конституцией Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду.
Данные выводы основаны на законе и доказательствах, которым суд первой инстанции дал соответствующую требованиям ст.67 ГПК РФ оценку. Оснований не соглашаться с ними по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Действительно, из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером /__/ от 18.11.2015 (т.1, л.д.75-77) следует, что разрешенное использование данного участка - для организации отвала железобетонных отходов. Между тем данное обстоятельство не свидетельствует о том, что размещение твердых бытовых отходов на данном участке, в том числе металлолома, шин, опилок, смазочных материалов, бытового мусора, является санкционированным. Более того, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание, что на основании чч.6,7 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" объекты размещения отходов подлежат внесению в государственный реестр объектов размещения отходов, размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, запрещено. Поскольку в соответствии со сведениями Федеральной службы по надзору в сфере природопользования земельный участок, расположенный напротив земельного участка по /__/, занятый отходами производства и потребления, в государственный реестр объектов размещения отходов не включен, доказательства обратного ответчиком не представлены, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что свалка твердых бытовых отходов на площади /__/ кв.м, размещенных на территории, занятой опорами ЛЭП, расположенной напротив земельного участка по /__/ в /__/ (координаты X 355114.550, Y 4328809.890), в том числе на земельном участке с кадастровым номером /__/, является несанкционированной.
Ссылку апеллянта на недоказанность стороной истца того, что отходы, складируемые на земельном участке, неблагоприятно воздействуют на экологическую обстановку, судебная коллегия отклоняет, поскольку в соответствии со ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности является основным принципом охраны окружающей среды, в связи с чем именно ответчик должен доказать, что складированные на земельном участке твердые бытовые отходы не оказывают неблагоприятного воздействия на экологическую обстановку. Однако таких доказательств администрацией г.Томска, вопреки положениям ч.1 ст.56 ГПК РФ, в материалы дела не представлено.
Доводы апеллянта о том, что гравий не может быть признан отходом, поскольку является строительным материалом, на результат рассмотрения дела не влияют, поскольку из искового заявления и обжалуемого решения, принятого в соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ в пределах заявленных требований, следует, что законность размещения гравия на обозначенной территории предметом спора не являлась, обязанность по принятию мер по ликвидации свалки гравия на ответчика решением не возложена.
Выводы суда в решении подробно мотивированы, основаны на объективном установлении всех фактических обстоятельств дела и надлежащей оценке доказательств. Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда и не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке. Других доказательств в подтверждение своих доводов ответчиком суду не представлено.
В силу изложенного решение в обжалуемой части следует признать законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г.Томска от 21.12.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика администрации г. Томска Голубкова Д.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.