Апелляционное определение Дальневосточного окружного военного суда Хабаровского края от 05 мая 2016 г. по делу N 33а-198/2016
Судебная коллегия Дальневосточного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Кураксина А.С.
и судей - Агапова А.А.,
- Пестрикова О.В.,
при секретаре - Лесковой К.С., рассмотрела в судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Якутского гарнизонного военного суда от 19 февраля 2016 года по административному делу по исковому заявлению военнослужащего пункта отбора на военную службу по контракту города Якутска Восточного военного округа подполковника Герасименко А.А. об оспаривании действий военного комиссара Республики Саха (Якутия), связанных с отказом в возмещении расходов за оказанную медицинскую помощь и приобретение лекарственных препаратов.
Заслушав доклад судьи Пестрикова О.В., объяснения истца в поддержку доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением гарнизонного военного суда административное исковое заявление Герасименко удовлетворено частично.
Суд признал действия военного комиссара Республики Саха (Якутия), связанные с отказом в возмещении расходов на лечение Герасименко в Государственном автономном учреждении Республики Саха (Якутия) "Стоматологическая поликлиника города Якутска" на общую сумму "данные изъяты" рубля не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права административного истца, и обязал названное должностное лицо устранить допущенные нарушения прав Герасименко, возместив ему денежные средства, затраченные на лечение в указанном сумме, взыскав ее с военного комиссариата Республики Саха (Якутия) в пользу административного истца.
В удовлетворении требований Герасименко о возмещении ему стоимости лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения на сумму "данные изъяты" рубля судом отказано.
Этим же решением суд обязал военного комиссара Республики Саха (Якутия) устранить допущенные нарушения прав Герасименко и сообщить об исполнении настоящего решения в гарнизонный военный суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе административный истец высказывает несогласие с решением суда, просит его в части требований, оставленных без удовлетворения, отменить и принять по делу новое решение - об удовлетворении его исковых требований в полном объеме.
Автор жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для возмещения ему административным ответчиком средств, затраченных на приобретение лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения. Следуя назначениям врачей по результатам прохождения диспансеризации в январе 2016 года, указывает истец, им были приобретены лекарства в городских аптеках и пройдено лечение в стоматологической поликлинике города Якутска за личные средства. Сумма данных расходов составила "данные изъяты" рублей, и дополнительно им были представлены документы, обосновывающие приобретение изделия медицинского назначения "Стельки ортопедические каркасные" во время нахождения в командировке в апреле 2015 года в городе Новосибирске, на сумму "данные изъяты" рублей.
К понесенным расходам, отмечает административный истец, им были приобщены выписка назначений из медицинской карты амбулаторного больного за подписью и печатью терапевта районной больницы N 3 и справка-назначение травматолога ФГКУ "425 ВГ" МО РФ города Новосибирска, выписной эпикриз ФГКУ "301 ВКГ" МО РФ города Хабаровска, кассовые и товарные чеки, квитанции к приобретенным лекарствам и изделиям медицинского назначения, а также квитанции оплаты стоматологического лечения.
Указание судом первой инстанции на отсутствие рецептов, выданных врачами, назначивших лечение, по мнению Герасименко, необоснованно, так как обязанности выписывать рецепты по итогам проведенной диспансеризации, договором не предусмотрено, и назначенные препараты "Экзодерил", "Витапрост", "Канефрон" и "Простанорм" отпускаются без рецепта. Кроме того, названные препараты не являются наркотическими или психотропными, в силу чего ссылка суда на Порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения, утвержденный приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года N 1175н, также является необоснованной.
Также истец считает неверной ссылку суда на Правила обеспечения военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями в фармацевтических организациях при отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих либо по месту прохождения военных сборов гражданами, призванными на военные сборы, медицинских, военно-медицинских подразделений, частей и организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2015 года N 282, поскольку договор между медицинской службой и фармацевтической организацией отсутствует.
В заключение автор жалобы отмечает, что ранее вступившим в законную силу решением Якутского гарнизонного военного суда 17 октября 2008 года его требования о возмещении лекарственных средств были удовлетворены.
Представитель военного комиссара Республики Саха (Якутия) Павлова Ю.Г. в своих возражениях высказывает несогласие с доводами автора апелляционной жалобы, считая решение гарнизонного военного суда законным и обоснованным.
Исследовав все представленные сторонами доказательства, гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу об отсутствии законных оснований для возмещения административному истцу расходов, понесенных для приобретения лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, поскольку данный вывод соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на всесторонне проверенных в судебном заседании доказательствах, которые не вызывают сомнения в своей достоверности, согласуются между собой, достаточно полно приведены в судебном решении и надлежащим образом судом оценены.
Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие имеют право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача в соответствующих медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и в организациях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Аналогичные положения закреплены в пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 года N 1093 "О порядке возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, санаторно-курортным лечением членов их семей, а также медико-психологической реабилитацией военнослужащих", изданным во исполнение вышеуказанного Федерального закона.
Порядок выписывания лекарственных препаратов и оформления рецептов на них регламентирован приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 февраля 2007 года N 110 "О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания" и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 года N 1175н "Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения".
Согласно названным правовым актам при наличии соответствующих показаний гражданам, обратившимися за медицинской помощью в амбулаторно-поликлиническое учреждение, а также в случаях необходимости продолжения лечения после выписки больного из стационара назначаются лекарственные препараты и выписываются рецепты на них. При этом на различные виды лекарственных препаратов установлена отдельная форма рецептурного бланка. В частности, рецептурный бланк формы N 107-1у предназначен для выписывания лекарственных препаратов, не отнесенных к наркотическим и психотропным лекарственным препаратам, иным лекарственным препаратам, подлежащим предметно-количественному учету и анаболическим стероидам.
Принимая во внимание, что Герасименко с апреля 2015 года по январь 2016 года приобретал лекарственные препараты только на основании рекомендаций врачей, без оформления соответствующих рецептов, а изделие медицинского назначения (ортопедические стельки) им были приобретены в г.Новосибирске не в соответствующих медицинских, военно-медицинских учреждениях, которые имеются в наличии в указанном населенном пункте, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормативно-правовыми актами, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для возмещения административному истцу оспариваемых расходов.
Ссылка автора апелляционной жалобы на ранее принятое судебное решение гарнизонного военного суда не может быть принята во внимание, поскольку это судебное постановление касается иных правоотношений и не имеет преюдициального значения для разрешения данного административного дела.
С учетом изложенного, не находя оснований для отмены или изменения решения суда, руководствуясь ст.308, п.1 ст.309 и ст.311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Якутского гарнизонного военного суда от 19 февраля 2016 года по административному делу по исковому заявлению Герасименко А.А. об оспаривании действий военного комиссара Республики Саха (Якутия), связанных с отказом в возмещении расходов за оказанную медицинскую помощь и приобретение лекарственных препаратов для медицинского применения, оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
СОГЛАСОВАНО
Судья О.В. Пестриков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.