Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судьи Беломестновой Ж.Н.
судей Никитенко Н.В., Малоедовой Н.В.
при секретаре Гадковой И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе Филимоновой А.И. на решение Трехгорного городского суда Челябинской области от 15 января 2016 года по иску Филимоновой А.И. к администрации г. Трехгорный о признании договора найма жилого помещения заключенным на условиях социального найма.
Заслушав доклад судьи Беломестновой Ж.Н. об обстоятельствах дела, доводах жалобы, пояснения истца Филимоновой А.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Филимонова А.И. обратилась в суд с иском к администрации г. Трехгорный Челябинской области о признании договора от 01 августа 2001 года, заключенного между ней и муниципальным учреждением "Служба заказчика" (далее - МУ "СЗ"), заключенным на условиях социального найма.
В обоснование иска указала, что распоряжением главы г. Трехгорный от 13 июня 2001 года N343 "ПД" ей предоставлено из маневренного жилого фонда для проживания жилое помещение - двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: г. ***, общей площадью *** кв.м., на состав семьи 2 человека. 01 августа 2001 года заключен договор найма жилого помещения в муниципальном жилищном фонде между ней и МУ "СЗ". В указанной квартире с 04 октября 2001 года и по настоящее время зарегистрированы она и ее дочь Ф.Ю.Ю.На неоднократные обращения о приватизации указанного жилого помещения ей отказано по причине того, что квартира находится в маневренном фонде, в переводе квартиры в фонд социального использования также отказано. Полагает, что в распоряжении ошибочно указано на предоставление квартиры из маневренного фонда, поскольку ЖК РСФСР не предусматривал такого понятия. Поскольку в договоре от 01 августа 2001 года срок не указан, квартира выделена для постоянного проживания.
Истица Филимонова А.И. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивала.
Представитель ответчика администрации г. Трехгорный Челябинской области Банщикова О.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с иском не согласилась.
Суд постановилрешение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе Филимонова А.И. просит решение суда отменить. Указывает на то, что ее семья являлась нуждающейся в жилом помещении, о чем свидетельствует факт постоянных ее поездок из г. Юрюзань на работу в г. Трехгорный. В материалах дела отсутствуют доказательства наличия у нее жилого помещения, администрацией это не опровергнуто. Кроме того, семья истицы более 8,5 лет состояла на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения. Содержание спорного договора соответствует содержанию договоров социального найма. Судом в решении не указано исчерпывающих данных, свидетельствующих о том, что жилое помещение относится к маневренному жилому фонду.
В возражениях на апелляционную жалобу администрация г. Трехгорного просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Истица Филимонова А.И. в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель ответчика администрации г. Трехгорного Челябинской области судом апелляционной инстанции о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, не явился, доказательств уважительности причин неявки не представил, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ).
Согласно ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном данным Кодексом порядке, при этом малоимущими являются граждане, если они
признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (ч. 2 ст. 49 ЖК РФ).
Исходя из названных норм для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Статьей 51 ЖК РФ установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии с ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Согласно ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях
Статьей 33 ЖК РСФСР, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, также в качестве критерия для предоставления жилья по договору социального найма устанавливалась нуждаемость в улучшении жилищных условий и постановка на учет в связи с нуждаемостью.
При этом, как указано в п.п. 1, 2 ст. 6 Закона о введении в действие ЖК РФ, с 01 марта 2005 года принятие на учет граждан с целью последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ. Граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года, в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Судом первой инстанции установлено, что 01 августа 2001 года между МУ "СЗ" и Филимоновой А.И. заключен договор найма жилого помещения -квартиры, расположенной по адресу: *** (л.д. 9-11). Основанием для заключения такого договора явилось распоряжение Главы г. Трехгорный N343 "ПД" от 13 июня 2001 года о предоставлении Филимоновой А.И. как специалисту МУ "СЗ" из маневренного жилого фонда жилого помещения (л.д. 6). Указанное жилое помещение находится в собственности муниципального образования "г. Трехгорный" (л.д. 39).
Распоряжением Главы города Трехгорного за N 342.ПД от 2001 года спорное жилое помещение включено в статус маневренного жилищного фонда (л.д.38).
Установив, что на момент предоставления жилого помещения (равно как и в настоящее время) Филимонова А.И. на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении не состояла и не состоит, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел оснований для удовлетворения требований истицы о признании договора заключенным на условиях социального найма.
Ссылка истицы на то, что доказательств отсутствия нуждаемости материалы дела не содержат, основана на неверном толковании норм права. В силу ст. 56 ГПК РФ именно на Филимоновой А.И. как на истце лежала обязанность предоставления доказательств нуждаемости в жилом помещении, чего, однако, ею сделано не было. Указание на то, что факт нуждаемости в жилом помещении подтверждается необходимостью ежедневных поездок из г. Юрюзань в г. Трехгорный, таким доказательством не является.
То обстоятельство, что заключенный с истицей договор по своему содержанию соответствует договору социального найма, само по себе не свидетельствует о заключении с ней договора социального найма. Из распоряжения главы г. Трехгорный от 13 июня 2001 года следует, что жилое помещение предоставлено Филимоновой А.И. как специалисту МУ "СЗ" из маневренного жилищного фонда. При этом, в силу действующего законодательства, права и обязанности нанимателя специализированного жилого помещения идентичны правам и обязанностям нанимателя по договору социального найма.
Ссылка на то, что в органах регистрации отсутствуют какие-либо сведения об отнесении спорного помещения к маневренному фонду, не является основанием для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения маневренного фонда.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего
управление государственным или муниципальным жилищным фондом (ч. 2 ст, 92 ЖК РФ).
Частью 3 статьи 92 ЖК РФ установлено, что специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
По смыслу указанных выше норм положений Жилищного кодекса определение статуса жилого помещения, относящегося к государственному или муниципальному жилищному фонду, является исключительной прерогативой уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления.
Согласно ст. 49 ЖК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном ЖК РФ порядке.
Как разъяснено в п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42 (далее - Правила).
В соответствии с абзацем 3 пункта 14 Правил N 42 решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.
Таким образом, направление указанного решения в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, носит уведомительный характер.
В соответствии с приведенными положениями Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и ч. 2 ст. 92 ЖК РФ, направление решения о включении жилого помещения в состав
специализированного жилищного фонда в орган, регистрирующий права на недвижимое имущество и сделки с ним, равно как и заявителю в трехдневный срок, не является юридически значимым для целей придания или не придания жилому помещению статуса специализированного.
Учитывая, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, отнесение жилого помещения к специализированному фонду не порождает указанных юридических фактов, т.е. отсутствие государственной регистрации статуса жилого помещения как отнесенного к специализированному фонду не может свидетельствовать о недействительности его нахождения в специализированном жилом фонде.
Каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма специализированного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.
То обстоятельство, что семья Филимоновой А.И. на протяжении 8,5 лет состояла на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, также не свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Как следует из материалов дела (л.д. 76-94) истец и ее дочь на момент предоставления спорного жилого помещения, не состояли на учете нуждающихся в жилом помещении. Ф.Ю.Ю.(дочь истицы) только 06 февраля 2002 года была принята на учет в качестве нуждающееся в улучшении жилищных условий, в связи с тем, что она со своей матерью проживала в жилом помещении маневренного фонда, расположенном по адресу: г. ***. Вместе с тем, постановлением администрации г. Трехгорного от 20 сентября 2010 года N1037, Ф.Ю.Ю.снята с учета в связи с тем, что она является собственником жилого помещения площадью *** кв.м., расположенного по адресу: Челябинская область, г. ***. (л.д.76-92).
Иных доводов апелляционная жалоба Филимоновой А.И. не содержит.
Судом первой инстанции правильно определены юридически значимые для дела обстоятельства, верно применены нормы права, всем доказательствам дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Нарушений норм права, которые в силу ст. 330 ГПК РФ могли повлечь безусловную отмену решения суда, судом первой инстанции допущено не было.
Руководствуясь статьями 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Трехгорного городского суда Челябинской области от 15 января 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Филимоновой А.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.