судебная коллегия УСТАНОВИЛА:
Абдрахманова М.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Металлургическом районе г. Челябинска (далее УПФР в Металлургическом районе г. Челябинска) о признании права^на ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, о возложении обязанности по установлению и выплате ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, с 04 апреля 2007 года, о взыскании недополученной денежной выплаты в размере **** руб. **** коп.
В обоснование заявленных требований истец указала на то, что является матерью военнослужащего А.Ш.Ш., погибшего в ходе проведения контртеррористической операции по разоружению незаконно вооруженных формирований на территории **** при исполнении обязанностей военной службы, в связи с чем, имела право на льготы и преимущества, установленные Федеральным законом "О ветеранах",
которые по своему объему соответствовали льготам, установленным для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. С 01 января 2005 года установленные данным законом льготы были преобразованы в ежемесячную денежную выплату, размер которой стал значительно ниже, чем размер единовременной денежной выплаты, назначаемой участникам Великой Отечественной войны. Ссылаясь на Закон СССР от 01 августа 1989 года N313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения", считает свои права на получение мер социальной поддержки в большем объеме нарушенными.
Истец Абдрахманова М.А. в суд первой инстанции не явилась, ее представитель Папко Э.А. в суде первой инстанции настаивал на удовлетворении заявленных исковых требований.
Представители ответчика УПФР в Металлургическом районе г. Челябинска Бурлакова Т.С. и Заманова Э.О. возражали против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на отсутствие у истицы права на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, предусмотренном для участников Великой Отечественной войны.
Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Абдрахманова М.А. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что перечень мер социальной поддержки зависит не от даты гибели военнослужащего, а от категории ветеранов, к которой относился погибший в соответствии с законодательством. Не согласна с выводом суда о том, что юридически значимым обстоятельством для приобретения права на меры социальной поддержки в соответствии со ст.7 Закона СССР от 01 августа 1989 года N313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" является факт гибели военнослужащего до 16 января 1995 года.
В возражениях на апелляционную жалобу УПФР в Металлургическом районе г. Челябинска указывает на отсутствие законных оснований для отмены решения суда.
Истец о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещена, в судебное заседание не явилась, причины неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия на основании ст.ст. 167, 202, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ признала возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции обоснованным, соответствующим пп. 4 п. 4 ст. 23.1 Федерального 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ).
Судом установлено, что Абдрахманова М.А. является матерью военнослужащего А.Ш.Ш., погибшего **** года при исполнении обязанностей военной службы в ****.
Данные обстоятельства подтверждаются извещением Военного комиссариата Металлургического района г.Челябинска N31, свидетельством о смерти А.Ш.Ш., свидетельством о рождении А.Ш.Ш. (л.д. 7, 8, 35).
02 ноября 2001 года истцу выдано удостоверение, согласно которому Абдрахманова М.А. имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством для родителей и жен погибших военнослужащих на основании ст. 21 Федерального закона "О ветеранах" (л.д. 9).
С 21 января 2004 года Абдрахмановой М.А. установлена 3 группа инвалидности, с 26 января 2005 года - установлена ежемесячная денежная выплата по категории "инвалид 2 группы" (л.д. 10, 11).
На заявление Абдрахмановой М.А. об установлении ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Металлургическом районе г. Челябинска 26 ноября 2015 года ответило отказом со ссылкой на отсутствие у нее права на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для ветеранов Великой Отечественной войны, поскольку, она одновременно имеет право на получение как ЕДВ по категории "члены семьи военнослужащих, погибших при исполнении военной службы", так и ЕДВ, по категории "****". При этом, размер ЕДВ, получаемый ею по категории "****", выше, чем ЕДВ, назначаемый по категории "члены семьи военнослужащих, погибших при исполнении военной службы" (л.д. 10).
Оценивая законность и обоснованность отказа ответчика в назначении Абдрахмановой М.А. ЕДВ в размере, установленном для ветеранов Великой Отечественной войны, суд правильно учел нормы законодательства,
подлежащего применению, в связи с характером возникших правоотношений.
Федеральным законом N 5-ФЗ от 12 января 1995 года "О ветеранах", вступившим в силу с 16 января 1995 года, определен круг лиц, относящихся к ветеранам, и установлены меры социальной защиты для отдельных категорий ветеранов и членов их семей, при этом предусмотрен различный объем мер социальной защиты указанных категорий граждан, в том числе для участников войны, а также лиц, приравненных к ним, и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий и приравненных к ним лиц.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ N 1125-0-0 от 13 октября 2009 года, различия в размерах ежемесячных денежных выплат основаны на объективных обстоятельствах, связанных также и с моментом приобретения того или иного правового статуса.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N122-ФЗ внесены изменения в ряд законодательных актов Российской Федерации, в том числе в Федеральный закон N5-ФЗ "О ветеранах", в связи с чем система мер социальной защиты ветеранов, включая участников Великой Отечественной войны, была преобразована в систему социальной поддержки, в рамках которой основная часть ранее предоставлявшихся ветеранам льгот в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной выплатой, размер которой установлен пунктом 4 ст. 23.1 Федерального закона N5-ФЗ для каждой категории граждан различный (для участников Великой Отечественной -войны в большей сумме, чем для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий).
До 16 января 1995 года действовал Закон СССР от 01 января 1989 года N 313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения", статьей 7 которого на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного на фронте, были распространены льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
В соответствии с п. 3 ст. 11 Федерального закона N5-ФЗ "О ветеранах", в редакции, действовавшей до 01 января 2005 года, было установлено, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены.
Согласно. Определениям Конституционного Суда РФ от 13 октября 2009 года N1125-0-0, от 15 июля 2010 года N1017-0-0, от сентября 2010 года N 1206-О-О, от 23 сентября 2010 года N1207-0-0, от февраля 2011 года N246-0-0, от 18 октября 2012 года N1986-0, в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации)) и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" законодатель, изменив систему социальной Защиты, предусмотрел гарантии сохранения ранее достигнутого уровня социальной защищенности граждан.
В соответствии с целями данного Федерального закона, указанными в его преамбуле, статьей 23.1 Федерального закона "О ветеранах" членам семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, предоставлено право на ежемесячную денежную выплату. Данная норма направлена на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями льгот в натуральной форме, представляет собой неотъемлемую составляющую социальной поддержки ветеранов и членов их семей и не может рассматриваться как нарушающая конституционные права и свободы граждан.
Члены семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, с учетом ранее приобретенного ими в соответствии с предписаниями ст. 7 Закона СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" правового статуса, пользовались мерами социальной защиты, установленными для участников войны, тогда как для членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы и не приобретших статуса участников ВОВ на основании ранее действовавшего законодательства, предусмотрен иной объем мер социальной защиты.
Взаимосвязанные положения ст. 23.1 Федерального закона "О ветеранах" и п. 19 ст. 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, предусматривающие установление ежемесячной денежной выплаты родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, с учетом ранее приобретенного правового статуса и обусловленного им объема льгот, которыми пользовались до 01 января 2005
года, отличной от размера выплаты участникам воины, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 04 апреля 2007 года N331-0-П, не допускается установление родителям и женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, у которых до 01 января 2005 года в соответствии с Законом СССР N 313-1 возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников ВОВ из числа военнослужащих, ЕДВ в размере ниже размера данной выплаты, назначаемой в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 23.1 ФЗ "О ветеранах". К кругу лиц, у которых до 01 января 2005 года в соответствии с Законом СССР N 313-1 возникло и было реализовано право пользования такими льготами, относятся родители и жены военнослужащих, гибель или смерть которых наступила до 16 января 1995 года, то есть до даты вступления в силу ФЗ "О ветеранах", в то время как датой смерти сына истца является **** года.
С учетом изложенного, время гибели военнослужащего при установлении размера ЕДВ имеет юридическое значение.
При новом правовом регулировании, когда у истицы уже возникло право на указанную меру социальной поддержки (ЕДВ), с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий уже не были отнесены к участникам Великой Отечественной войны.
С 01 января 2005 года размер ЕДВ для участников Великой Отечественной войны был установлен в размере **** руб., а для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда - **** руб.
Несостоятельными и подлежащими отклонению судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы о том, что различий в перечне льгот,
которые распространяются на членов семей военнослужащих, погибших исполнении служебных обязанностей (обязанностей военной службы) после 16 января 1995 года не имеется, а перечень мер социальной поддержки зависит не от даты гибели (смерти) военнослужащего, а от категории ветеранов, к которой относился погибший (умерший) в соответствии с законодательством.
Вышеуказанная позиция истца не соответствует законодательству РФ, поскольку право на получение мер социальной поддержки, предоставленных государством, возникло у истицы только после гибели **** года ее сына - Абдрахманова после вступления в действие ФЗ "О ветеранах".
Суд первой инстанции правомерно учел тот факт, что Закон СССР от 01 августа 1989 года N 131-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" утратил силу с 16 января 1995 года в связи с принятием Федерального 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
При новом правовом регулировании, когда у Абдрахмановой М.А. уже возникло право на указанную меру социальной поддержки - ежемесячную денежную выплату, с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, а также приравненных к ним лиц, уже не были отнесены к участникам Великой Отечественной войны.
Определяющим фактором для разрешения возникшего спора является дата гибели военнослужащего, поскольку к лицам, у которых до 01 января 2005 года в соответствии с Законом N 131-1, возникло право пользования соответствующими льготами, относятся родители и жены военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии, увечья, полученных при исполнении воинских обязанностей, гибель или смерть которых наступила до 16 января 1995 года.
Члены семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, с учетом ранее приобретенного ими в соответствии с предписаниями ст. 7 Закона СССР "О неотложных мерах по
fa- -ty
улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" правового статуса пользовались мерами социальной защиты, установленными для участников войны, тогда как для членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы и не приобретших статуса участников войны на основании ранее действовавшего законодательства, был предусмотрен иной объем мер социальной защиты.
Такое правовое регулирование было направлено на сохранение ранее предоставлявшегося членам семей, в том числе родителям, военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, объема мер социальной защиты, что согласовывалось с предписаниями Конституции Российской Федерации и не нарушало конституционный принцип равенства.
Согласно ст. 23.1 Федерального закона "О ветеранах", ежемесячная денежная выплата представляет собой неотъемлемую составляющую социальной поддержки ветеранов и членов их семей, по своей правовой природе направленную на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий, и тем самым - на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005. года N 502-О).
Введенные п. 4 ст. 23.1 Федерального закона "О ветеранах" размеры ежемесячной денежной выплаты различаются в зависимости от категории ветеранов и членов их семей. Такая дифференциация основана на объективных обстоятельствах, связанных в том числе с моментом приобретения соответствующего правового статуса (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2009 года N1125-0-0).
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04 апреля 2007 года N331-0-0, недопустимо устанавливать ежемесячную денежную выплату женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, без учета ранее приобретенного ими правового статуса и обусловленного: им объема льгот, которыми они пользовались до 01 января 2005 года в соответствии с предписаниями ФЗ "О ветеранах" (п. 3 ст. 11, п. 1 ст. 15) и Закона СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" (ст. 7), то есть данная социальная выплата для этой категории граждан подлежит назначению в размере, не ниже установленного для участников Великой Отечественной войны.
Таким образом, взаимосвязанные положения ст. 23.1 Федерального закона "О ветеранах" и п. 19 ст. 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, предусматривающие установление ежемесячной денежной выплаты членам семей погибших при исполнении обязанностей военной службы военнослужащих с учетом ранее приобретенного ими правового статуса и обусловленного им объема льгот, которыми они пользовались до 01 января 2005 года, в размере, отличном от размера такой выплаты участникам войны, не могут расцениваться как нарушающие конституционные права граждан.
Выводы суда, изложенные в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нарушений норм материального и процессуального права допущено не было, доводов, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит, оснований к отмене решения суда не усматривается.
С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Металлургического районного суда г.Челябинска от 25 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Абдрахмановой М.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.