Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Уфимцевой Т.Д.,
судей Малоедовой Н.В., Кузнецовой Л.А.,
при секретаре Аминевой Г.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Челябинске 17 мая 2016 года гражданское дело по апелляционной жалобе Лопатина Д.Б. на решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 27 января 2016 года по иску МУП "Коммунальные сети" Златоустовского городского округа Челябинской области к Лопатину Д.Б., Лопатиной Г.П. о взыскании задолженности за теплоснабжение и горячее водоснабжение.
Заслушав доклад судьи Уфимцевой Т.Д. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Муниципальное унитарное предприятие "Коммунальные сети" Златоустовского городского округа Челябинской области (далее МУП "КС" ЗГО) обратилось в суд с иском к Лопатину Д.Б., Лопатиной Г.П., в котором, уточнив заявленные требования, просило взыскать задолженность за период с 01.10.2012 г. по 30.09.2015 г. по квартире ****:
- с Лопатина Д.Б. и с Лопатиной Г.П. за оказанные услуги теплоснабжения в размере по **** руб. с каждого,
- с Лопатина Д.Б. услуги горячего водоснабжения в сумме 8754,31 руб.,
- с Лопатина Д.Б. расходы по оплате государственной пошлины в размере **** руб.;
- с Лопатиной Г.П. расходы по оплате государственной пошлины в размере **** руб.
В обоснование требований указало, что ответчики являются собственниками квартиры **** в равных долях. С января 2012 года между управляющей компанией ООО "КГХ" и истцом заключен договор, в соответствии с которым потребители услуг (собственники, наниматели жилых помещений) производят оплату за оказанные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию МУП "КС" ЗГО. В 2012 году согласно протоколу общего собрания собственников многоквартирного дома был выбран способ управления - непосредственное управление собственниками помещений. Ответчики свои обязательства по оплате потребленных услуг теплоснабжения не исполняют, в связи с чем образовалась задолженность.
В судебном заседании представитель истца МУП "КС" ЗГО - Юрина Ю.В. на иске настаивала.
Ответчики Лопатин Д.Б., Лопатина Г.П., представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, - ООО "Комитет городского хозяйства" (далее - ООО "КГХ") в судебное заседание не явились.
Представитель ответчика Лопатина Д.Б. - Тимофеев С.К. с иском не согласился, полагал, что договор между истцом и ООО "КГХ", подписан со стороны ООО "КГХ" неуполномоченным лицом. Заявил о подложности доказательства - расчета суммы задолженности, приложенного к исковому заявлению, поскольку в нем указаны не соответствующие действительности нормативные акты, которыми установлены тарифы за теплоснабжение. Кроме того, полагал, что расчет платы за отопление произведен истцом с ошибками, поскольку не учитывались сроки начала и конца отопительных периодов, установленных администрацией Златоустовского городского округа, представил контррасчет задолженности, составленный с учетом продолжительности отопительных периодов.
Суд постановилрешение о частичном удовлетворении исковых требований. Взыскал с Лопатина Д.Б. в пользу МУП "Коммунальные сети" Златоустовского городского округа задолженность по оплате за отопление и горячее водоснабжение за период с 01 октября 2012 года по 30 сентября 2015 года в сумме **** рубль **** копеек, в возмещение расходов на оплату госпошлины **** рублей **** копеек.
Взыскал с Лопатиной Г.П. в пользу МУП "Коммунальные сети" Златоустовского городского округа задолженность по оплате за отопление за период с 01 октября 2012 года по 30 сентября 2015 года в сумме **** рублей **** копеек, в возмещение расходов на оплату госпошлины **** рублей **** копеек. В удовлетворении остальной части требований отказал.
В апелляционной жалобе Лопатин Д.Б. просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Указывает на то, что исполнитель услуг - ресурсоснабжающая организация обязана в силу п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг ... , утвержденных Постановлением Правительства N354 доказать объем и качество предоставленных услуг. Факт неоплаты коммунальной услуги подтверждает несогласие ответчиков с объемом и качеством предоставляемых услуг. Кроме того, выражает несогласие с периодом оказания услуги истцом, считает, что начало и окончание отопительного периода не может подтверждаться локальным актом органа местного самоуправления. Ссылается на то, что суд, применяя тарифы, установленные Единым тарифным органом Челябинской области, не учел дату их официального опубликования, что считает существенным при определении периода их применения.
Стороны о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции извещены, не явились, причины неявки не сообщили. Судебная
коллегия на основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в пределах ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему на праве собственности имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии сч. 1 ип.5ч.2ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В силу ч. 8 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Согласно ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускается.
В силу ст. ст. 153, 154 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает плату за электроснабжение.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: **** являются Лопатин Д.Б. и Лопатина Г.П. на основании договора мены от 19.02.1996 г. (л.д. 134).
В период с 01.10.2012 г. по 30.09.2015 г. обязанность по оплате услуг за отопление и горячее водоснабжение ответчиками не исполнялась (л.д. 73). В спорный период в квартире зарегистрирован Лопатин Д.Б. (л.д. 14).
Согласно протоколу общего собрания собственников от 11.01.2011 г. управляющей компанией многоквартирного дома **** выбрано ООО "КГХ" (л.д. 133).
01.01.2012 между ООО "КГХ" и МУП "КС" ЗГО заключен договор, по условиям которого МУП "КС" ЗГО приняло на себя обязательство по поставке тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения собственникам и нанимателям помещений в многоквартирных жилых домах (п. 1.2, 2.1 договора; л .д. 6-11, 81 -90).
Согласно п. 4.1 указанного договора оплату по договору производят потребители непосредственно ресурсоснабжающей организации на основании ежемесячно выставляемых ею потребителям счетов на оплату коммунальных услуг в размере, рассчитываемом исходя из утвержденных в соответствии с действующим законодательством тарифов и нормативов потребления (показаний приборов учета).
За расчетный период принимается один календарный месяц. Сроки оплаты коммунальных услуг потребителям - до 10 числа месяца, следующего за отчетным (п. 4.2, 4.3 договора).
С 01.03.2013 г. согласно протоколу общего собрания собственников многоквартирного дома был выбран способ управления - непосредственное управление собственниками помещений (л.д. 25).
МУП "КС" ЗГО с 01.01.2012 г. является поставщиком услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению для населения, проживающего в многоквартирных домах Златоустовского городского округа в соответствии с постановлением Главы Златоустовского городского округа N425-п от 17.11.2011 г. (л.д. 106).
Постановлениями администрации Златоустовского городского округа от 20.03.2013г. N 92-П в редакции постановления от 20.12.2013г. N 527-П с 01.01.2014г. МУП "КС" ЗГО присвоен статус единой теплоснабжающей организации на период до 2025 года (л.д. 107-110).
Согласно расчету задолженность ответчиков за период с октября 2012 года по сентябрь 2015 года составила **** руб., из них за отопление -**** руб., за горячее водоснабжение - **** руб. (л.д. 15).
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции при отсутствии доказательств полного погашения ответчиками образовавшейся задолженности по оплате за коммунальные услуги, законно и обоснованно удовлетворил исковые требования МУП "Коммунальные сети", взыскав в его пользу с Лопатина Д.Б. задолженность в размере **** руб. с Лопатиной Г.П. - **** руб.
Судебная коллегия с указанными выводами суда соглашается, они мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам и требованиям закона. Решение суда в части сумм, взысканных судом первой инстанции, периода задолженности сторонами дела не обжалуется.
Довод апелляционной жалобы Лопатина Д.Б. о том, что исполнитель услуг обязан доказать объем и качество предоставленных услуг, факт неоплаты коммунальной услуги ответчиками подтверждает их несогласие с
объемом и качеством предоставляемых услуг, не может служить основанием к отмене решения суда.
В соответствии с п.З Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 (далее - Правила) условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) являются среди прочих и следующие:
предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1;
предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в переделах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг;
качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам;
техническое состояние внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования соответствует установленным требованиям и готово для предоставления коммунальных услуг.
Пунктом 98 Правил установлено, что при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность установлен положениями раздела X Правил.
Пунктами 105 и 106 Правил предусмотрено, что при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба). Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой.
В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан
согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. При этом работник аварийно-диспетчерской службы обязан немедленно после получения сообщения потребителя уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки.
По результатам проверки составляется акт (п. 109 Правил). Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги.
Таким образом, по смыслу вышеприведенных положений для установления факта нарушения качества оказываемой коммунальной услуги ответчики обязаны были обратиться в аварийно-диспетчерскую службу либо напрямую к истцу, который должен был составить соответствующий акт.
Исходя из системного толкования указанных пунктов Правил, основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги является только акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, составленный в соответствии с требованиями Правил.
Вместе с тем, ответчиками в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что в спорный период Лопатины Д.Б., Г.П. обращались к истцу с требованием о производстве перерасчета либо с требованием о фиксации факта оказания услуг ненадлежащего качества. Более того, из материалов дела следует, что таких заявлений от Лопатиных не поступало.
Лопатин Д.Б., Лопатина Г.П. к истцу, либо к ООО "КГХ" с претензией по качеству оказываемых услуг не обращались, не требовали составления акта об оказании услуг ненадлежащего качества. Претензии об оказании услуг по содержанию общедомовых систем и конструкций многоквартирного дома ненадлежащего качества не предъявляли. Доказательств того, что предоставление некачественной услуги происходит по вине ресурсоснабжающей организации не представлено.
К тому же, согласно справке от 11.01.2016 г. за период с 01.10.2012 г. по 30.09.2015 г. производился перерасчет услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения на общую сумму **** руб. по лицевому счету N****, открытому на имя Лопатина Д.Б. Наличие аварийных ситуаций на линиях подтверждаются сведениями, предоставленными МКУ "Гражданская защита ЗГО" (л.д. 74, 78).
При этом судебная коллегия учитывает, что услуги по горячему водоснабжению и отоплению фактически ответчикам оказывались, что не
оспаривалось последними, отказ в получении услуги от ответчиков не поступал.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что начало и окончание отопительного периода не может подтверждаться локальным актом органа местного самоуправления, несостоятельна, противоречит нормам действующего законодательства.
В силу п. 4.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают следующими полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении".
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее Закон N190-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся, в том числе, организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствие со ст. 20 Закона N 190-ФЗ проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов (п. 2). Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива (п. 5).
Сроки начала и окончания подготовки к зиме каждого жилого дома, котельной, теплового пункта и теплового (элеваторного) узла утверждаются органом местного самоуправления, контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления и иные лица, пределы указанных сроков установлены Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда".
Доказательств того, что фактическая дата запуска и остановки котельных истцом не соответствуют дате указанной в локальном акте органа местного самоуправления материалы дела не содержат, ответчиками доказательств своим утверждениям, не представлено.
Несогласие с применением судом первой инстанции тарифов, установленных ЕТО Челябинской области, которые, по мнению Лопатина Д.Б., были опубликованы позднее, сводится к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела, по существу направлено на иную оценку доказательств, имеющихся в материалах дела.
После получения документа о согласовании цены, тарифа, платы, надбавки к цене или тарифу из Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" глава городского округа утверждает цену, тариф, плату, надбавку к цене или тарифу на товары, услуги предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса с учетом утвержденных нормативов потребления и в рамках предельных индексов, установленных до принятия закона Челябинской области на очередной финансовый год и плановый период Федеральной службой по тарифам и Единым тарифным органом, устанавливает тарифы на товары и услуги организаций жилищно-коммунального комплекса не менее чем за 1 месяц до даты окончания текущего периода их действия.
Орган регулирования городского округа публикует решения об установлении, изменении и досрочном пересмотре цен, тарифов и надбавок, основные показатели производственных и инвестиционных программ, а также результаты оценки доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса в газете "Южноуралец", а также на официальном сайте органа регулирования в сети Интернет.
Апелляционная жалоба не содержит указание на конкретное постановление тарифного органа, которое, по мнению ответчика, было применено истцом ранее срока его опубликования.
Иных доводов и обстоятельств, способных повлиять на существо принятого по делу решения, апелляционная жалоба не содержит. Юридически значимые обстоятельства определены и установлены судом правильно; нормы материального права судом истолкованы и применены правильно, судом дана верная оценка доказательствам, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы являются необоснованными.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 27 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лопатина
Д.Б. - без удовлетворения
Председательствующий:
Судьи
/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.