Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Шушкевич О.В.
судей Галимовой P.M., Козиной Н.М.
при секретаре Пирожниковой И.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 17 мая 2016 года в г. Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Золотова В.А. на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 24 февраля 2016 года по иску Золотова В.А. к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области о включении периода службы по призыву в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях.
Заслушав доклад судьи Шушкевич О.В. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, возражения представителя третьего лица Управления Министерства внутренних дел РФ по г. Челябинску Смолина К.А. против доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Золотов В.А. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области (далее ГУ МВД России по Челябинской области) о зачете на льготных условиях в выслугу лет для назначения пенсии периодов участия в боевых действиях на территории **** с 30 января 1996 года по 01 сентября 1996 года из расчета один день военной службы за три дня.
В обоснование иска указал, что в период с 30 мая 1995 года по 10 сентября 1996 года проходил срочную военную службу по призыву, во время которой с 30 января 1996 года по 01 сентября 1996 года принимал участие в боевых действиях на территории ****, что подтверждается записью в военном билете. Период военной службы по призыву с 30 января 1996 года по 01 сентября 1996 года подлежит зачету в выслугу лет для начисления пенсии на льготных условиях из расчета один день службы за три дня.
Истец Золотов В.А. в судебное заседание не явился, извещен, просил
рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель ответчика ГУ МВД России по Челябинской области Ильиных Л.С. просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица УМВД по г. Челябинску Смолин К.А. полагал исковые требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению.
Суд постановилрешение, которым в удовлетворении исковых требований отказал.
В апелляционной жалобе Золотов В.А. просит решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права, неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора. Указывает на то, что согласно п. 3.2 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД РФ, утвержденной приказом МВД РФ от 07 мая 2004 года N 282, к документам, подтверждающим участие в боевых действиях в **** в период с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, отнесены не только выписки из приказов командиров частей, но и записи в военных билетах. Ссылается на нормативные правовые акты, предусматривающие льготное исчисление стажа в период участия в проведении контртеррористических операций. Ответчиком при исчислении выслуги лет военная служба по призыву засчитывается в календарном порядке, что является нарушением его прав.
Истец Золотов В.А. о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещен, в суд не явился, о причинах неявки не сообщил, представитель ответчика ГУ МВД России по Челябинской области не допущен к участию в судебном заседании по причине отсутствия надлежащих документов, подтверждающих полномочия, в связи с чем судебная коллегия на основании ч. 1 ст. 327 и ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ находит возможным рассмотрение дела без участия указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что Золотов В.А. с 30 мая 1995 года по 10 сентября 1996 года проходил военную службу по призыву, в период которой с 30 января 1996 года по 01 сентября 1996 года принимал участие в боевых действиях на территории **** в составе в/ч ****, что подтверждается военным билетом, архивной справкой МВД России от 11
"7(/
февраля 2014 года N4/3-161 (л.д. 11 -12, 21, 22).
С 11 октября 1999 года Золотов В.А. проходит службу в **** (л.д. 76-81).
В соответствии с расчетом выслуги лет старшего лейтенанта полиции Золотова В. А., **** по состоянию на 24 февраля 2016 года выслуга лет Золотова В.А. в календарном исчислении составляет 17 лет 07 месяцев 23 дня, в льготном исчислении - 18 лет 08 мес. 17 дней. При этом весь период службы по призыву с 30 мая 1995 года по 10 сентября 1996 года, в том числе период участия истца в боевых действиях на территории **** с 30 января 1996 года по 01 сентября 1996 года включен в выслугу лет в календарном порядке (л.д. 75).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что действующим законодательством не предусмотрена возможность льготного исчисления периодов военной службы по призыву при назначении пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее Закон N 4468-1).
Данный вывод судебная коллегия полагает правильным, т.к. он соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет, регламентируется Законом N 4468-1.
В соответствии со ст. 1 указанного закона его нормы распространяются на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах РФ, других формированиях РФ, созданных в соответствии с законодательством РФ, и семьи этих лиц.
... Согласно ч. 3 ст. 18 Закона N 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 данного закона, определяется Правительством РФ.
Порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в РФ, утвержден постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 941.
В п. 3 указанного Порядка исчисления выслуги лет поименованы периоды службы, подлежащие включению в выслугу лет при назначении пенсии в льготном порядке, в том числе периоды службы в боевых действиях, непосредственного участия в контртеррористической операции, подразделениях, непосредственно осуществляющих борьбу с терроризмом и пр.
В соответствии с абз. 1 п. 5 Порядка исчисления выслуги военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.
Таким образом, периоды службы по призыву не могут быть отнесены к периодам, предусмотренным п. 3 Порядка, подлежащим включению в выслугу лет в льготном порядке.
Согласно ст. 2 Закона РФ от 21 января 1993 года N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" (далее Закон N 4328-1) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, для назначения пенсии в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих засчитывается в выслугу лет один месяц военной службы за полтора месяца (ч. 1). Военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца (ч. 2).
Между тем, Закон N 4328-1 вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих не регламентирует, а устанавливает лишь общие условия единой системы их правовой и социальной защиты, которые конкретизированы в иных нормативных правовых актах.
При этом Законом N 4468-1 и Законом РСФСР от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР" установлен дифференцированный порядок льготного исчисления выслуги лет и трудового стажа военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.
Так, ст. 94 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года N 340-1. действовавшего до 01 января 2002 года, предусмотрено включение в общий трудовой стаж в льготном порядке периодов военной службы по призыву (в двойном размере), а в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий - в тройном размере.
Аналогичные положения предусмотрены п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", вступившего в силу с 01 января 2002 года.
Кроме того, как следует из п. 2 постановления Верховного Совета РФ от 21 июля 1993 года N 5481/1-1 о порядке введения в действие указанного закона, при применении ч. 2 ст. 2 Закона N 4328-1 в целях исчисления трудового стажа для назначения пенсий в соответствии со ст. 94 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР" военнослужащие, выполняющие задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, считаются проходящими военную службу в действующей армии.
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений следует, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, срок службы засчитывается в выслугу лет в соответствии с Законом N 4468-1. Военнослужащим, выполняющим аналогичные задачи по призыву в период выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, срок службы засчитывается в льготном (в тройном размере) исчислении в трудовой стаж в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в РФ".
Доводы апелляционной жалобы о том, что факт участия в боевых действиях подтвержден записями в военном билете, архивными документами не могут быть приняты во внимание, поскольку факт непосредственного участия в боевых действиях может быть подтвержден лишь
соответствующими средствами доказывания, к которым относятся приказы командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп, свидетельствующие о выполнении истцом служебно-боевых задач на соответствующей территории в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах. Данные приказы Золотовым В.А. суду представлены не были.
Выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, подтверждены доказательствами, в связи с чем являются законными и обоснованными, оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуальною кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Челябинска от 24 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Золотова В.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.