председательствующего судьи Кучина М.И. при секретаре Дюсембаеве А.А., рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ЕлКом" об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЕлКом" обратилось в суд с административным исковым заявлением, которым просило признать недостоверными в результате допущенной технической ошибки удельный показатель кадастровой стоимости (далее - УПКС) земельного участка с кадастровым номером 74:41:0102036:89 площадью 43 065 кв. м, расположенного в 7 км по направлению на юг от ориентира - нежилого здания, расположенного в Челябинской области, г. Озерск, Озерское шоссе, 22 корпус 4, в размере 2 159,84 рублей за 1 кв. метр и кадастровую стоимость этого земельного участка в размере 93 013 509,60 рублей, внесенную к государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) 16.02.2012 года; изменить кадастровую стоимость указанного земельного участка в период с 16.02.2012 года по 02.08.2013 года, установив её в размере 5 516 195,85 рублей.
В обоснование указано, что при определении кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере 93 013 509,60 рублей был необоснованно использован УПКС - 2 159,84 рублей за 1 кв. метр, установленный постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2011 года N 284-П для земельных участков, расположенных в Озерском городском округе в кадастровом квартале 74:41:0102036, для 7 функциональной группы разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения). Считает, что для определения кадастровой стоимости должен быть применен УПСК - 128,09 рублей за 1 кв. метр, установленный указанным постановлением для 8 функциональной группы разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения).
В последующем ООО "ЕлКом" свои требования уточнило, просив признать недостоверными в результате допущенной кадастровой ошибки с даты внесения в ГКН, т.е. с 16.02.2012 года, ставшие архивными сведения: УПКС земельного участка с кадастровым номером 74:41:0102036:89 в размере 2 159,84 рублей за 1 кв. метр и кадастровую стоимость этого земельного участка в размере 93 013 509,60 рублей; определить кадастровую стоимость указанного земельного участка в период с 16.02.2012 года по 02.08.2013 года, установив её в размере 5 516 195,85 рублей, исходя из УПКС для 8 функциональной группы разрешенного использования в размере 128,09 рублей за 1 кв. метр.
В судебном заседании представитель административного 'истца ООО "ЕлКом" - Гасымова Н.В. уточненные требования поддержала, представители административных ответчиков: Управления Росреестра по Челябинской области - Чижова Л.А., ФГБУ "ФКП Росреестра" по Челябинской области - Шуляпова МЛ. против удовлетворения заявленных требований возражали.
Дело в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) рассмотрено в отсутствие заинтересованных лиц Администрации Озерского городского округа Челябинской области и Управления имущественных отношений Администрации Озерского городского округа Челябинской области, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав пояснения явившихся представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, подтверждается материалами дела, что Управление имущественных отношений Администрации Озерского городского округа Челябинской области по договору N 9380 от 12.04.2012 года предоставило ООО "ЕлКом" в аренду сроком до 12.04.2015 года земельный участок с кадастровым номером 74:41:0102036:89 площадью 43 065 кв. м, расположенный в 7 км по направлению на юг от ориентира - нежилого здания, расположенного в Челябинской области, г. Озерск, Озерское шоссе, 22 корпус 4, относящийся к категории земель - земли населенных пунктов. Участок был предоставлен для строительства спортивно-оздоровительного комплекса в соответствии с утвержденным эскизным проектом с вырубкой деревьев под административное здание в установленном порядке.
Расчет арендной платы по указанному договору осуществлен с учетом кадастровой стоимости земельного участка в размере 93 013 509,60 рублей и за 8 месяцев 2012 года составил 558 081,06 руб., за 12 месяцев 2013 года был определен в размере 837 121,59 рублей.
Таким образом, поскольку результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права административного истца, в силу статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закона об оценочной деятельности) он наделен правом оспорить эти результаты.
Как следует из ответа ФГБУ "ФКП Росреестра" по Челябинской области на запрос суда, земельный участок с кадастровым номером 74:41:0102036:89 площадью 43 065 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под проектирование спортивно-оздоровительного комплекса, был поставлен на государственный кадастровый учет (далее - ГКУ) 30.08.2011 года.
При определении кадастровой стоимости этого земельного участка применен УПКС в размере 269,87 рублей за 1 кв. м, утвержденный
постановлением Правительства Челябинской области N 297-П от 20.11.2009г. значение кадастровой стоимости составило 11 621 951,55 руб.
Постановлением Правительства Челябинской области N 284-П от 17.08.2011 г. утверждены результаты очередной государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области по состоянию на 01 января 2010 года.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:41:0102036:89 была определена заново в соответствии с пунктами 2.1.3 и 2.4 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ N 222 от 12.08.2006 г. (далее - Методических указаний), с применением УПКС в размере 2159,84 руб. за 1 кв. метр. Значение кадастровой стоимости этого земельного участка составило 93 013 509,60 руб.
12.05.2012 г. органом кадастрового учета на основании :оответствующего заявления в сведения ГКН внесены изменения относительно вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 74:41:0102036:89 с "под проектирование спортивно-оздоровительного комплекса" на "для строительства спортивно-оздоровительного комплекса". Кадастровая стоимость земельного участка в :илу п. 2.3.8 вышеуказанных Методических указаний при этом не изменилась.
На основании решения Арбитражного суда Челябинской области зт 28.01.2013 года по делу NА76-17254/2013, которым кадастровая стоимость хмельного участка с кадастровым номером 74:41:0102036:89 установлена в размере 6 353 122,72 рубля по состоянию на 30 августа 2011 года, в ГКН )2.08.2013 года были внесены соответствующие изменения о размере кадастровой стоимости этого земельного участка.
В 2014 году на территории Челябинской области проведена истуализация результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов. Земельный участок с кадастровым номером 74:41:0102036:89 включен в перечень объектов массовой кадастровой оценки, сформированный по состоянию на 01 октября 2014 года приказом Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области N 263-П от 10.11.2015 года. Значение его кадастровой стоимости составляет 5 004 583,65 рубля, сведения о шй внесены в ГКН 11.12.2015 года.
Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля Ю07 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее -Закон о кадастре) установлено, что в государственный кадастр недвижимости (носятся, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
Размер кадастровой стоимости земельного участка зависит как от твержденного нормативным актом субъекта Российской Федерации показателя кадастровой стоимости 1 квадратного метра для земель оответствующего вида разрешенного использования, так и от характеристик
самого земельного участка (площадь, вид разрешенного использования).
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, согласно которым государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4 Правил).
Так как сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка должны соответствовать разрешенному использованию земельного участка, в целях проверки доводов о наличии технической ошибки, подлежат оценке обстоятельства соответствия сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям, указанным в правоустанавливающих документах.
При этом такое соответствие (несоответствие) должно иметь место на момент внесения этих сведений в государственный кадастр недвижимости.
При рассмотрении подобньхх споров следует различать техническую и кадастровую ошибку, допущенную органом кадастрового учета, а также недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Согласно части 1 статьи 28 Закона о кадастре технической ошибкой признается описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка, допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Под кадастровой ошибкой в сведениях понимается воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
По смыслу приведенных положений закона, к возникновению технической ошибки приводят действия самого кадастрового органа, неверно отразившего сведения в государственном кадастре недвижимости, по сравнению с теми документами, на основании которых были внесены соответствующие сведения.
Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета, в случае обнаружения данным органом такой ошибки, в срок не более чем пять рабочих дней со дня ее обнаружения (пункт 2 статьи 28 названного Закона).
Согласно пункту 2 статьи 28 Закона о кадастре, решение об
исправлении технической ошибки в государственном кадастре недвижимости может быть обжаловано в судебном порядке.
Из статей 24.18, 24.19 Закона об оценочной деятельности следует, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, как в суде, так и в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, является, в том числе недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
К недостоверным сведениям относится искажение данных об объекте оценки, в том числе неправильное указание среднего удельного показателя при расчете кадастровой стоимости земельного участка.
Таким образом, недостоверность сведений об объекте недвижимости и заявление об исправлении этих сведений на достоверные также является оспариванием результатов определения кадастровой стоимости.
Статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности предусмотрено два основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости:
- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Право на установление в отношении земельного участка кадастровой стоимости равной рыночной было реализовано ООО "ЕлКом" путем обращения в Арбитражный суд Челябинской области, которым 28.01.2013 года по делу NА76-17254/2013 вынесено решение об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:41:0102036:89 в размере 6 353 122,72 рубля по состоянию на 30 августа 2011 года.
Кроме того, ООО "ЕлКом" 28.09.2010 года обращалось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по Челябинской области с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости этого земельного участка в период с 16.02.2012 года по 03.08.2013 года, ссылаясь на допущенную при определении кадастровой стоимости техническую ошибку.
На это обращение дан ответ за N 25342 от р2.10.2015 г. об отсутствии у Комиссии полномочий по рассмотрению заявления об исправлении технической ошибки, разъяснено право обратиться с заявлением и документами, подтверждающими наличие технической ошибки, в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Челябинской области.
Обращаясь 14.10.2015 года в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Челябинской области с заявлением об устранении технической ошибки в
сведениях ГКН, ООО "ЕлКом" указало в качестве сведений, содержащих техническую ошибку, сведения об УПКС в размере 2 159,84 рублей за 1 кв. метр и, соответственно, о кадастровой стоимости в размере 93 013 509,60 рублей; в качестве достоверных указаны сведения о УПКС в размере 128,09 рублей за 1 кв. метр и о кадастровой стоимости в размере 5 516 195,85 рублей.
Решением ФГБУ "ФКП Росреестра" по Челябинской области NФ7400/15-75914 от 20.10.2015 г. заявление ООО "ЕлКом" об исправлении технической ошибки в сведениях ГКН, касающихся кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:41:0102036:89, было отклонено. Сведений об оспаривании в судебном порядке указанного решения материалы дела не содержат, сам истец на такие обстоятельства не указывал.
Суд не может согласиться с доводами истца о том, что виды разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 74:41:0102036:89 - "под проектирование спортивно-оздоровительного комплекса" и "для строительства спортивно-оздоровительного комплекса" исключают правомерность использования при определении его кадастровой стоимости УПКС в размере 2 159,84 рублей за 1 кв. метр, установленного постановлением Правительства Челябинской области N 284-П от 17.08.2011 г. для земельных участков, расположенных в Озерском городском округе в кадастровом квартале 74:41:0102036, для 7 функциональной группы разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения).
Так, согласно пунктам 1.2.7, 1.2.8 Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 года N П/0152, которые действовали на дату утверждения постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2011 года N 284-П результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, а также на дату определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:41:0102036:89 в оспариваемом размере 93 013 509,60 рублей, Приложению 2 к этим Техническим рекомендациям, к 7 виду разрешенного использования относились земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии, в которые входят в том числе: земельные участки спортивных клубов, коллективов физической культуры, действующих на самодеятельной и профессиональной основах в образовательных учреждениях; земельные участки детско-юношеских спортивных школ, клубов физической подготовки, спортивно-технических школ; земельные участки образовательных учреждений и научных организаций в области физической культуры и спорта; земельные участки общероссийских физкультурно-спортивных объединений (физкультурно-спортивные организации, общероссийские федерации (союзы, ассоциации) по различным видам спорта, общественно-государственные физкультурно-спортивные общества).
К 8 виду разрешенного использования относились земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения, в том числе земельные участки домов отдыха, пансионатов, кемпингов, туристических баз, стационарных и палаточных туристско-оздоровительных лагерей; земельные участки домов рыболовов и охотников; земельные участки детских туристических станций, туристских парков, учебно-туристических троп, трасс, детских и спортивных лагерей; земельные участки природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов; земельные участки парков (культуры и отдыха).
В соответствии с пунктом 2.1.3 Методических указаний, в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в границах существующего населенного пункта кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Таким образом, отнесение земельного участка с кадастровым номером 74:41:0102036:89, предназначенного под проектирование, а затем и для строительства спортивно-оздоровительного комплекса", к 7 виду разрешенного использования вышеуказанным нормативным правовым актам не противоречит, а, следовательно, не свидетельствует о недостоверности сведений об этом земельном участке, использованных при определении его кадастровой стоимости, о допущенной кадастровой ошибке.
Технической ошибки при использовании УПКС в размере 2 159,84 рублей за 1 кв. метр и определении кадастровой стоимости земельного участка в размере 93 013 509,60 рублей также допущено не было.
Ссылки истца на постановление Администрации Озерского городского округа Челябинской области N 905 от 02.04.2015 года об утверждении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 74:41:0102036:89, согласно которому этот участок расположен в двух территориальных зонах: Р-2 зона лесопарков, городских лесов и отдыха, а также ПР-1 зона озеленения специального назначения, предназначенная для организации и благоустройства санитарно-защитных зон в соответствии с действующими нормативами, сами по себе не свидетельствуют о недостоверности сведений о земельном участке, использованных при определении его кадастровой стоимости, о допущенных технических либо кадастровых ошибках, поскольку указанное постановление было принято после установления оспариваемой кадастровой стоимости, сведения о которой к моменту принятия этого постановления уже стали архивными.
"в? Г·Г Г?Г?"
Как указывается в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда 1/ РФ от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются. Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Согласно п. 28 указанного постановления для целей определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (абзацы третий и пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Положения статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении государственного кадастра недвижимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка, в данном случае применению не подлежит, поскольку как установлено судом, технической ошибки при определении кадастровой стоимости земельного участка в оспариваемом размере допущено не было.
Намерение ООО "ЕлКом" пересмотреть по вновь открывшимся основаниям вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Челябинской области от 11 июля 2013 года по делу N А76-24038/2012, отменить решение Арбитражного суда Челябинской области от 09 февраля 2016 года по делу N А76-6503/2014, которыми удовлетворены исковые требования Управления имущественных отношений администрации Озерского городского округа к ООО "ЕлКом" о взыскании неосновательного обогащения за пользование земельным участком и процентов, а также о взыскании задолженности по арендной плате и пени, основанием к удовлетворению заявленных в рамках настоящего административного дела требований служить не может.
Судом не установлено оснований для удовлетворения требований ООО "ЕлКом" о признании недостоверными в результате допущенной кадастровой ошибки с даты внесения в государственный кадастр недвижимости ставших архивными сведений об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:41:0102036:89 в размере 2 159,84 руб. за 1 кв. метр и о кадастровой
стоимости этого земельного участка в размере 93 013 509,60 рублей;' определении кадастровой стоимости этого земельного участка в период с 16.02.2012 года по 02.08.2013 года в размере 5 516 195,85 рублей с применением удельного показателя кадастровой стоимости, установленного для 8 функциональной группы разрешенного использования в размере 128,09 рублей за 1 кв. метр.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Отказать Обществу с ограниченной ответственностью "ЕлКом" в удовлетворении требований о признании недостоверными в результате допущенной кадастровой ошибки с даты внесения в государственный кадастр недвижимости, т.е. с 16.02.2012 года, ставших архивными сведений об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:41:0102036:89 в размере 2 159,84 руб. за 1 кв. метр и о кадастровой стоимости этого земельного участка в размере 93 013 509,60 рублей; определении кадастровой стоимости этого земельного участка в период с 16.02.2012 года по 02.08.2013 года в размере 5 516 195,85 рублей с применением удельного показателя кадастровой стоимости, установленного для 8 функциональной группы разрешенного использования в размере 128,09 рублей за 1 кв. метр.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Челябинского областного суда в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.