Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РБ в составе председательствующего судьи Нимаевой О.З., судей коллегии Мирзаевой И.И. и Васильевой С.Д., при секретаре Федоровой Ю.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия на решение Тункинского районного суда г. Улан-Удэ от 17 февраля 2016 г., которым постановлено:
исковое заявление Д.Н.А., Д.Г.Н., Д.Н.Г. удовлетворить;
признать право Д.Н.А., Д.Г.Н., Д.Н.Г., пострадавших вследствие чрезвычайной ситуации природного характера, произошедшей ... в " ... " Республики Бурятия, на получение единовременной финансовой помощи за частично утраченное имущество первой необходимости в размере " ... " руб. на каждого;
обязать администрацию МО " " ... "" в течение месяца с момента вступления настоящего решения в законную силу, включить Д.Н.А., Д.Г.Н., Д.Н.Г. в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости.
Заслушав доклад судьи Васильевой С.Д., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
обращаясь в суд с иском к Администрации МО " " ... "", Д.Н.А., Д.Г.Н. и Д.Н.Г. просили признать за ними право на получение единовременной финансовой помощи за частично утраченное имущество первой необходимости в размере " ... " руб. на каждого, обязав ответчика включить их в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, возникшей ... в связи со сходом селевых потоков в " ... " " ... ".
Требования основаны на том, что истцы в момент чрезвычайной ситуации проживали в жилом доме по адресу: " ... " " ... " Во время схода селевых потоков и паводковых вод реки " ... " ... дом истцов и земельный участок были затоплены, вследствие чего утрачено имущество, в том числе, относящееся к предметам первой необходимости - электрическая печь, холодильник, кухонный гарнитур, кухонная мебель, кровать, пылесос, хлебопечь, фотоаппарат, ноотбук, посуда, прихожая. Истцы неоднократно обращались к ответчику, а также к Министерству социальной защиты населения РБ, но получали отказы в связи с отсутствием перечня утраченного имущества.
В суде первой инстанции истцы Д. иск поддержали.
Представитель ответчика МО " " ... "" Ш.С.Н. не возражал против заявленных требований.
Представитель Министерства социальной защиты населения РБ Х.О.В. согласилась с исковыми требованиями.
Районным судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства социальной защиты населения РБ Х.О.В. просит отменить решение и принять новый судебный акт, указывая на то, что судом не установлено, какое конкретно имущество частично было утрачено истцами вследствие чрезвычайной ситуации, оценка имуществу не давалась, стоимость его не определялась,, не устанавливалось, является ли данное имущество предметом первой необходимости. Также судом не устанавливалось, есть ли у истцом другое жилое помещение. Предоставление денежных средств на ремонт жилого помещения или уборка селя, законодательством не предусмотрены. Полагает, что суд принял решение без достаточных на то оснований.
В суде апелляционной инстанции представитель Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия Т.Р.В. доводы апелляционной жалобы поддержала.
В суде апелляционной инстанции Д.Н.А., ее адвокат О.А.Ю. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Истцы Д.Г.Н. и Д.Н.Г. в суд апелляционной инстанции не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены.
По ходатайству адвоката О.А.Ю., в отсутствие возражений со стороны представителя Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия, суд апелляционной инстанции допросил свидетелей С.А.С. и Т.С.А..
Из показаний свидетеля С.А.С. следует, что она является подругой Д.А. и проживает с семьей в " ... ". ... г. они приезжали в гости к Д. в " ... ", когда они проживали в Микрорайоне и видели, что дом у истцов обставлен мебелью, бытовой техникой, в том числе холодильником, электрической печью, кухонным гарнитуром, кроватями, посудой, шкафами для одежды, имелись стол, стулья.
Из показаний свидетеля Т.С.А. следует, что он проживает по соседству с Д. в " ... " в Микрорайоне. Также как и они, Д. пострадали в результате наводнения и схода селевых потоков и паводковых вод реки " ... ". При этом Д. утратили предметы первой необходимости как электрическая печь, холодильник, кухонный гарнитур, стол, кровати, посуду, бытовую технику, стулья и т.д.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения по следующим мотивам.
Решением Тункинского районного суда Республики Бурятия от ... , вступившим в законную силу, установлен факт проживания Д.Г.Н. в жилом доме по адресу: " ... "
Факт проживания членов его семьи Д.Н.А. и Д.Н.Г. по вышеуказанному адресу установлен протоколом заседания комиссии на оказание разовой материальной помощи гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации в " ... " от ...
Кроме того, земельный участок, на котором возведен данный жилой дом, принадлежит на праве собственности Д.Н.Г.
Установлено, что ... в результате наводнения и схода селевых потоков и паводковых вод реки " ... " дом, в котором проживают истцы, подвергся затоплению.
Из пояснений представителя администрации МО " " ... "" следует, что Д. финансовую помощь за частично утраченное имущество в результате наводнения и схода селевых потоков и паводковых до настоящего времени не получили.
Согласно акту ... от ... , составленному комиссией в составе первого заместителя МО СП "Аршан", органа БТИ, Роспотребнадзора, Бурприроднадзора, администрации " ... ", МЧС России, земельный участок и жилой дом по адресу: " ... ", Микрорайон, дом без номера, принадлежащее Д.Н.Г., завален илом и песком, полы заилены, высота ила - 50 см., необходимо вскрытие пола и его замена, часть имущества утрачена, жилое помещение не пригодно для проживания, требуется капитальный ремонт, предварительный ущерб составляет " ... " руб.
Разрешая возникший между сторонами спор, судом установлено, что жилой дом истцов действительно пострадал в результате чрезвычайной ситуации, истцы Д. утратили часть своего имущества первой необходимости, в связи с чем они имеют право на получение финансовой помощи за частичную утрату имущества в сумме " ... " руб. на каждого.
Судебная коллегия считает данные выводы суда правильными по следующим основаниям.
Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" закреплено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 указанного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).
Согласно статье 24 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" финансовое обеспечение установленных законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации; а в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) - расходным обязательством муниципального образования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года N 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее по тексту - Правила), которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - резервный фонд) на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (далее - чрезвычайные ситуации), а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Подпункты "г", "д" пункта 2 указанных Правил предусматривают, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека и оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека).
Подпунктом "л" п. 1 ст. 11 Федерального закона N 68-ФЗ определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайный ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 10 сентября 2007 года N 280 утверждено Положение о резервном фонде Правительства Республики Бурятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, согласно которому средства Резервного фонда выделяются на финансирование расходов по ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий межмуниципального и регионального характера, не предусмотренных в республиканском бюджете, а именно на выделение бюджетных ассигнований органам местного самоуправления в Республике Бурятия в целях оказания разовой материальной помощи гражданам и оказания финансовой помощи гражданам в связи с утратой ими имущества первой необходимости в соответствии с соглашениями, заключаемыми главными распорядителями бюджетных средств с органами местного самоуправления в Республике Бурятия (подпункт "п" пункта 4).
В пункте 2.2.2 Соглашения о выделении средств резервного фонда Правительства Республики Бурятия от 23 июля 2014 года, заключенного между Министерством социальной защиты населения Республики Бурятия и МО " " ... "", предусмотрено, что размер финансовой помощи за частично утраченное имущество составляет " ... " руб. на гражданина, за полностью утраченное имущество - " ... " руб.
Таким образом, учитывая, что факт нуждаемости истцов в финансовой помощи за частично утраченное имущество первой необходимости установлен судом, районный суд пришел к верному выводу о признании права истцов, пострадавших вследствие чрезвычайной ситуации природного характера, на получение единовременной финансовой помощи за частично утраченное имущество в сумме " ... " руб. на каждого.
Как следует из положений Порядка оказания гражданам финансовой помощи, предоставляемой за счет средств резервного фонда Правительства Республики Бурятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденного постановлением Администрации МО " " ... "" от ... , и указанного выше Соглашения о выделении средств резервного фонда Правительства Республики Бурятия, основанием для определения размера финансовой помощи является акт уполномоченного органа или решение суда, содержащее сведения о размере понесенного ущерба.
Размер финансовой помощи определяется с учетом минимальной суммы понесенного ущерба.
Вместе с тем как видно из материалов дела, указанный в акте обследования жилого помещения размер ущерба (от " ... " руб. до " ... " руб.) имеет лишь предварительный характер, что прямо следует из его текста, и не отражает фактический размер понесенных наводнением убытков.
Напротив, из пояснений истцов и свидетелей следует, что имущество Д. утрачено, в том числе электрическая печь, холодильник, кухонный гарнитур, кухонная мебель, кровать, пылесос, хлебопечь, фотоаппарат, ноотбук, посуда, прихожая, сам дом нуждается в капитальном ремонте - требуется замена пола.
При таких обстоятельствах вывод суда о признании за всеми истцами права на получение единовременной финансовой помощи в размере " ... " руб. на каждого, не противоречит требованиям перечисленных выше нормативных правовых актов.
Приведенные в жалобе доводы не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, которые могли привести к неправильному разрешению спора.
Учитывая вышеизложенное, а также то, что в апелляционной жалобе не приведены иные доводы, которые могли бы повлиять на существо принятого решения, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения, проверенного по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ по доводам апелляционной жалобы, и оставляет решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тункинского районного суда Республики Бурятия от 17 февраля 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.