Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Пащенко Н.В., судей коллегии Эрхетуевой О.М. и Гончиковой И.Ч., при секретаре Цыденжаповой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тумановой Ю.В., действующей одновременно в интересах несовершеннолетних Туманова Р.В., Туманова В.Д., Тумановой О.С. к Администрации МО "Тункинский район" о признании права на финансовую помощь в связи с частичной утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации и включении в списки пострадавших,
по апелляционной жалобе представителя Министерства социальной защиты населения РБ Хайдаковой О.В. на решение Тункинского районного суда Республики Бурятия от 24 февраля 2016г., которым исковые требования удовлетворены и постановлено:
"Признать право Тумановой Ю.В., Туманова Р.В., Туманова В.Д., Тумановой О.С., пострадавших вследствие чрезвычайной ситуации природного характера, произошедшей ... в " ... " Республики Бурятия, на получение финансовой помощи за частично утраченное имущество первой необходимости в размере " ... " руб. на каждого.
Обязать Администрацию МО "Тункинский район"в течение месяца с момента вступления решения в законную силу, включить Туманову Ю.В., Туманова Р.В., Туманова В.Д., Туманову О.С. в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости".
Заслушав доклад судьи Эрхетуевой О.М., выслушав истца Туманову Ю.В., ознакомившись с материалами дела, доводами жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истцы, обращаясь в суд с требованиями к администрации МО "Тункинский район" просили признать за ними право на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества в размере " ... " руб. на каждого, обязать включить их в списки пострадавших.
Требования мотивированы тем, что они постоянно проживают в доме по адресу: Республика Бурятия, " ... ".
... в связи с селевыми потоками и паводковыми водами р. Кынгырга, затоплен их дом и земельный участок, вследствие чего их имущество утрачено.
В апелляционной жалобе представитель Министерства социальной защиты населения РБ Хайдакова О.В. просит отменить решение суда об удовлетворении иска отменить. В соответствии с Постановлением правительства РФ от 15 февраля 2014г. N 110 бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов РФ для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в частности на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости. Судом не устанавливалось конкретное имущество, утраченное истцами, относится ли оно к имуществу первой необходимости. Кроме того, не определялась его стоимость. Не проверялось наличие у истцов иного жилого помещения в собственности. Предоставление денежных средств на ремонт жилого помещения или уборку селя, действующее законодательство не предусматривает.
Туманова Ю.В. возражала против удовлетворения жалобы, пояснив, что ее дом расположен в низинной местности и во время ЧС дом подвергся воздействию не только селевых потоков, но и всего что принесло с ним. Пострадала вся мебель, бытовая техника, одежда и другое имущество. По мере возможности удалось спасти некоторую часть имущества.
Представители Министерства социальной защиты населения РБ по доверенности Тарбаева Р.В. и ГУ МЧС по доверенности Зайцева О.А. жалобу поддержали.
Выслушав стороны, проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с законом и фактическими обстоятельствами дела.
Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" закреплено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 указанного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).
Согласно статье 24 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" финансовое обеспечение установленных законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации; а в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) - расходным обязательством муниципального образования.
Подпунктом "л" п. 1 ст. 11 Федерального закона N 68-ФЗ определено, что органы государственной власти субъектов РФ принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам РФ в случаях возникновения чрезвычайный ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением Правительства РБ от 10. 09.2007 N 280 утверждено Положение о резервном фонде Правительства РБ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, согласно которому средства резервного фонда выделяются на финансирование расходов по ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий межмуниципального и регионального характера, не предусмотренных в республиканском бюджете, а именно на выделение бюджетных ассигнований органам местного самоуправления в РБ в целях оказания разовой материальной помощи гражданам и оказания финансовой помощи гражданам в связи с утратой ими имущества первой необходимости в соответствии с соглашениями, заключаемыми главными распорядителями бюджетных средств с органами местного самоуправления в РБ (п.п. "п" пункта 4).
28 июня 2014 года вс. Аршан Тункинского района РБ произошло стихийное бедствие - сход селевых паводковых вод реки Кынгырга.
В связи с чрезвычайной ситуацией на территории МО СП "Аршан" Тункинского района Правительством РБ приняты Распоряжение N384-р от 01.07.2014 г. и Распоряжение N 433-р от 17.07.2014 г.
Распоряжением Правительства РБ N433-р от 17.07.2014 г. выделены денежные средства из резервного фонда Правительства РБ на оказание финансовой помощи гражданам в связи с утратой ими имущества первой необходимости.
Порядок предоставления и расходования средств резервного фонда Правительства РБ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества в результате чрезвычайной ситуации природного характера в " ... " РБ установлен Соглашением о выделении средств резервного фонда Правительства РБ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на оказание разовой материальной помощи гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации природного характера в " ... " РБ ... от ...
В соответствии с п.2.2.2 Соглашения основанием для определения размера финансовой помощи является акт уполномоченного органа или решение суда, содержащее сведения о размере понесенного ущерба.
Этим же пунктом установлено, что получатель бюджетных средств (МО "Тункинский район") определяет размер финансовой помощи за частично утраченное имущество из расчета " ... " руб. на гражданина, за полностью утраченное имущество - " ... " руб. на гражданина. При сумме ущерба менее " ... " руб., финансовая помощь оказывается в размере равном размеру ущерба.
Аналогичные положения сдержатся в п. 6 Порядка оказания гражданам финансовой помощи, предоставляемой за счет средств резервного фонда Правительства РБ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утверждённого постановлением Администрации МО "Тункинский район" 21 июля 2014г. ...
В частности указанным пунктом установлено, что размер финансовой помощи определяется комиссией, созданной администрацией района на основании представленных документов, из расчета за частично утраченное имущество " ... " руб. на гражданина, за полностью утраченное имущество - " ... " руб. на гражданина. Если сумма ущерба составляет менее " ... ", то финансовая помощь оказывается в размере, равном сумме ущерба.
При наличии нормативных правовых актов, в силу которых основанием для определения размера финансовой помощи является акт уполномоченного органа или решение суда, содержащие сведения о размере понесенного ущерба, ссылки автора жалобы на отсутствие доказательств причинения ущерба в виде утраты имущества первой необходимости, принять во внимание нельзя.
Как уже выше указывалось, доказательством причинения ущерба в указанном размере являлся акт уполномоченной комиссии, не оспоренный и не признанный недействительным.
При наличии приведенных императивных норм, регламентирующих порядок определения размера ущерба и финансовой помощи, у суда отсутствовала обязанность по установлению конкретного перечня и видов утраченного имущества, и его стоимости.
В силу п. 2.2.1 приведенного выше Соглашения, финансовая помощь оказывается собственникам жилых помещений, пострадавших от стихийного бедствия, находящихся в границах зоны затопления (подтопления); проживавшим на момент чрезвычайной ситуации в жилых помещениях, пострадавших от стихийного бедствия, находящихся в границах зоны затопления (подтопления).
Актом ... от 28 ноября 2014 года обследования частного жилого помещения, поврежденного в результате наводнения и селевого схода, установлено повреждение жилого дома и находившегося в нем имущества по адресу: " ... ".
К материалам дела в подтверждение наличия имущества, утраченного в результате ЧС, стороной истцов представлены копии технических паспортов и инструкций по эксплуатации.
Учитывая указанное, наличие иного жилья, в том числе в собственности не имело правового значения при разрешения настоящего спора, поскольку факт проживания на момент чрезвычайной ситуации в указанном доме, являлся основанием для получения финансовой помощи.
Таким образом, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тункинского районного суда Республики Бурятия от 24 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Пащенко Н.В.
Судьи Эрхетуева ОМ.
Гончикова И.Ч.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.