Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Киселевой С.Н., судей Орловой А.И., Некрасовой А.С. при секретаре Мезенцевой Е.А. рассмотрела в открытом судебном заседании 07 июня 2016 года гражданское дело по иску Строганова ( / / )15, Зотовой ( / / )16 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области о внесении изменений в сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним
по апелляционной жалобе Строганова ( / / )17, Зотовой ( / / )18 на решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 11 февраля 2016 года.
Заслушав доклад судьи Орловой А.И., объяснения Зотовой М.Ю., действующей также на основании доверенности как представитель Строганова Д.Ю., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Управления Росреестра по Свердловской области ( / / )19 представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" ( / / )20., представителя Администрации г. ( / / ) представителя ТСЖ " ( / / ) просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Строганов Д.Ю., Зотова М.Ю. обратились в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области о внесении изменений в сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В обоснование иска указали, что являются собственниками жилых помещений в блокированных жилых домах, расположенных по адресу: ... Принадлежащие им жилые помещения, имеют отдельные входы, самостоятельные коммуникации и фактически являются индивидуальными жилыми домами, что подтверждается проектной документацией. Приобретенные истцами жилые помещения не являются квартирами, а являются домами блокированной застройки, в связи с чем должны рассматриваться как отдельные одноквартирные дома, а сведения, содержащиеся в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являются неверными, наименование объектов надлежит заменить с "квартира" на "часть жилого дома", в чем Строганову Д.Ю., Зотовой М.Ю. отказано. Указанные изменения в сведениях государственного реестра нужны истцам для оформления прав на земельные участки. Просили обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области внести изменения в сведения, внесенные в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ними, а также в свидетельства о государственной регистрации права на имя Зотовой М.Ю. и Строганова Д.Ю. в графу Объект права, указав, что Строганов Д.Ю. владеет на праве собственности не ( / / ); Зотова М.Ю. владеет на праве собственности не ( / / )
В судебном заседании Зотова М.Ю., действующая также по доверенности как представитель Строганова Д.Ю., требования и доводы искового заявления поддержала.
Строганов Д.Ю. в судебное заседание не явился.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области в судебное заседание не явился.
В судебном заседании представитель третьего лица ФГБУ "ФКП Росреестра" ( / / )9, указала, что определение вида и целевого назначения объектов недвижимости не входит в полномочия ФГБУ "ФКП Росреестра"; судебными постановлениями истцам отказано в изменении статуса жилого дома с многоквартирного дома на жилой блокированный дом, и соответственно, в изменении статуса жилого помещения с квартиры на часть жилого дома.
В судебном заседании представитель третьего лица ТСЖ ( / / )" ( / / )10 указал, что в соответствии с договорами долевого участия в строительстве, передаточными актами, разрешениями на ввод объектов в эксплуатацию истцы приобрели квартиры в многоквартирных жилых домах, а не индивидуальные жилые дома.
В судебном заседании представитель третьего лица администрации ... ( / / )11 указала, что заявленные исковые требования уже были предметом рассмотрения судов и в их удовлетворении было отказано; изменения в сведения единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним не могут быть внесены, поскольку кадастровой ошибки не было, сведения внесены на основании надлежащим образом оформленных документов, которые никем не оспорены.
Решением Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 11 февраля 2016 года в удовлетворении исковых требований Строганову Д.Ю., Зотовой М.Ю. отказано.
В апелляционной жалобе Строганов Д.Ю., Зотова М.Ю. просят решение суда отменить, ссылаясь на то, что судом неправомерно применены положения ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации; суд неправомерно пришел к выводу о том, что принадлежащие Строганову Д.Ю., Зотовой М.Ю. жилые помещения, не являются блокированными жилыми домами.
В заседание суда апелляционной инстанции Строганов Д.Ю. не явился. Как следует из материалов дела, судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы истцов назначено на 07 июня 2016 года определением от 11 мая 2016 года, извещения о дате и времени рассмотрения дела направлены сторонам почтой 11 мая 2016 года (л.д. 235). С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что не явившиеся лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом и в срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п. 1 ст. 2 ( / / )3 закона от ( / / ) N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" под государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним понимается юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В силу п. п. 1, 2 ст. 12 указанного ( / / )3 закона права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав. Единый государственный реестр прав содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях.
Согласно п. 1 ст. 17 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В силу п.п. 1, 2 ст. 23 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним в многоквартирных домах проводится в соответствии с настоящим ( / / )3 законом и Жилищным кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.
Согласно ч. ч. 2, 3 ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Пунктами 5, 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ( / / ) N установлено, что жилым помещением признается: жилой дом - индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем; квартира - структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также из помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении. Многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
Установив, что на основании договоров участия в долевом строительстве, разрешений на ввод объекта в эксплуатацию и актов приема-передачи объектов долевого строительства Росреестром была осуществлена государственная регистрация прав истцов на приобретенные ими жилые помещения - квартиры, что объектом долевого строительства являлись именно квартиры, а не индивидуальные жилые дома, а также что в жилых домах по ( / / ) имеются общие помещения и конструктивные элементы, позволяющие отнести дома к категории многоквартирных (на уровне чердачных помещений и крыши блоки жилых домов автономными не являются), суд правомерно отказал Строганову Д.Ю., Зотовой М.Ю. в удовлетворении исковых требований к Управлению Росреестра по Свердловской области о внесении изменений в сведения единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в части изменения наименования объектов с " ( / / )" на " ( / / )".
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд неправомерно пришел к выводу о том, что принадлежащие истцам жилые помещения, не являются блокированными жилыми домами, не могут быть признаны состоятельными. Согласно технической документации, правоустанавливающим документам истцов дома N N, расположенные ... состоят из жилых помещений, определенных как квартиры, истцами на основании договоров участия в долевом строительстве приобретены именно квартиры. Данные факты установлены, в частности, определениями судебной коллегии по гражданским делам ( / / ) при рассмотрении гражданских дел по искам граждан к Администрации ... об изменении правового статуса квартиры. Поскольку Строганов Д.Ю. и Зотова М.Ю. участвовали при рассмотрении указанных споров в качестве истцов, в настоящее время в силу ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации они не вправе оспаривать обстоятельства, установленные указанными судебными постановлениями.
Доводы жалобы о том, что именно вышеуказанные судебные акты и явились основанием для подачи настоящего иска и для оспаривания правоустанавливающих документов, послуживших основанием для регистрации права собственности истцов, не могут быть признаны состоятельными. Как видно из искового заявления, Строгановым Д.Ю., Зотовой М.Ю. заявлено о внесении изменений в сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним ( ( / / )), при этом правоустанавливающие документы, на основании которых в соответствии с п. 1 ст. 17 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" произведена государственная регистрация прав на недвижимое имущество, истцами не оспорены. Между тем, поскольку в правоустанавливающих документах (договорах участия в долевом строительстве, разрешениях на ввод объекта в эксплуатацию и актах приема-передачи объектов долевого строительства) объекты недвижимости указаны как секционные блокированные жилые дома и квартиры в них они не могли быть указаны иначе в Едином государственном реестре прав и в выданных истцам свидетельствах о государственной регистрации права.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не являются основаниями для отмены решения суда в силу ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 11 февраля 2016 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: С.Н. Киселева
Судьи: А.И. Орлова
А.С. Некрасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.