Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Старкова М.В.,
при секретаре Прониной Ю.П.,
с участием представителя административного истца - Уракова В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Виктория Инвест" (ОГРН 1106674022740) об установлении по состоянию на 03 апреля 2013 года кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:58:2902019:632 в размере рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Виктория Инвест" обратилось 11 февраля 2016 года в суд с административным исковым заявлением в порядке главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Указало, что является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 66:58:2902019:166 и 66:58:2902019:632. Установленная кадастровая стоимость земельных участков, по мнению ООО "Виктория Инвест", не соответствует и превышает рыночную стоимость, что влечёт нарушение прав административного истца как плательщика земельного налога.
Определением от 01 апреля 2016 года в отдельное производство выделено требование об установлении по состоянию на 28 ноября 2014 года кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:58:2902019:166 в размере рыночной стоимости (дело N 3а-231/2016).
Определением от 25 апреля 2016 года производство по выделенному административному делу N 3а-231/2016 было прекращено в связи с отказом административного истца от административного искового заявления.
Что касается требований в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:58:2902019:632, то административный истец просил установить кадастровую стоимость названного земельного участка в размере рыночной стоимости равной 70299450 руб. по состоянию на 03 апреля 2013 года. В обоснование своих требований административный истец, ссылаясь на представленный отчёт и положительное экспертное заключение, указал, что рассчитанная (с использованием соответствующих удельных показателей кадастровой стоимости) на основании государственной кадастровой оценки стоимость земельного участка в размере 90555064 руб. 86 коп. не соответствует и превышает рыночную стоимость, что влечёт нарушение прав административного истца, как собственника этого земельного участка, являющегося плательщика земельного налога.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал, настаивал на их удовлетворении, просил установить кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости.
Административный ответчик - Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области в письменных возражениях указало, что нарушений при установлении кадастровой стоимости допущено не было и оснований к удовлетворению административного искового заявления не усматривается; просило рассмотреть дело без участия своего представителя.
Административный ответчик - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области в письменных возражениях указало, что не оспаривает установление кадастровой стоимости в размере рыночной, оставляя разрешение административного искового заявления на усмотрение суда.
Заинтересованное лицо (на стороне административных ответчиков) - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области в письменных возражениях высказал мнение о том, что не может являться заинтересованным лицом по рассматриваемому делу; подтвердил дату определения оспариваемой кадастровой стоимости; её размер. Представил заверенные копии актов определения кадастровой стоимости и решения о постановке на кадастровый учёт объекта недвижимости от 03 апреля 2013 года.
В судебное заседание представители административных ответчиков и заинтересованного лица своих представителей не направили. О месте и времени судебного заседания были извещены, в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Свердловского областного суда. Учитывая положения части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, надлежащее извещение не явившихся представителей сторон и заинтересованного лица, суд считает возможным рассмотреть административное дело при имеющейся явке.
Заслушав представителя административного истца, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Как установлено частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Производство по данным административным делам осуществляется на основании главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и с учётом особенностей установленных названной главой.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Как предусмотрено пунктами 1 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Существует два способа установления кадастровой стоимости земельного участка: либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путём установления рыночной стоимости, определённой индивидуально для объекта недвижимости. Определение рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в кадастр в качестве кадастровой стоимости направлено на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учёта уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определениях от 01 марта 2011 года N 280-О-О, от 23 октября 2014 года N 2343-О это не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) для целей указанного федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.
Статья 24 18 Федерального закона в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.
Аналогичное положение установлено в части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Как видно из материалов административного дела, в результате выполнения кадастровых работ (объединение шестидесяти одного земельного участка) был подготовлен межевой план от 06 марта 2013 года, для постановки этого земельного участка на кадастровый учёт кадастровый инженер обратился в Первоуральский отдел филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области с соответствующим заявлением.
Решением филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области от 03 апреля 2013 года N 33/13-372 проведён государственный кадастровый учёт земельного участка. Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; разрешённое использование: для дачного строительства.
В отношении нового образованного земельного участка с присвоенным кадастровым номером 66:58:2902019:632 филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области был составлен и утверждён акт определения кадастровой стоимости. Кадастровая стоимость земельного участка рассчитана и установлена по состоянию на 03 апреля 2013 года в размере 90555064 руб. 86 коп. - подтверждается актом и кадастровой справкой.
При расчёте использовано значение удельного показателя кадастровой стоимости в размере 193 руб. 22 коп., утверждённое Постановлением Правительства Свердловской области от 30 ноября 2012 года N 1348-ПП "Об утверждении среднего уровня кадастровой стоимости земель, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, входящих в состав земель сельскохозяйственного назначения, по муниципальным районам и городским округам Свердловской области".
На основании договора купли-продажи от 31 мая 2013 года N 2 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 14 июня 2013 года была сделана запись регистрации права собственности ООО "Виктория Инвест" на земельный участок с кадастровым номером 66:58:2902019:632, площадью 468663 кв.м., расположенный по адресу: Свердловская область, город Первоуральск, в 270 метрах на северо-запад от посёлка Канал, что подтверждается нотариально заверенной копией правоподтверждающего документа.
Следует отметить, что в дальнейшем (в течение 2015 года) происходили переводы земельного участка в другую категорию.
23 октября 2015 года земельный участок переведён в категорию земли населённых пунктов; разрешённое использование: для дачного строительства; филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области составлен и утверждён акт определения кадастровой стоимости в размере 52523062 руб. 41 коп.; использовано значение удельного показателя кадастровой стоимости 112 руб. 07 коп., утверждённое Постановлением Правительства Свердловской области от 07 июня 2011 года N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов расположенных на территории Свердловской области".
02 ноября 2015 года земельный участок переведён обратно в категорию земли сельскохозяйственного назначения; разрешённое использование: для дачного строительства. Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области составлен и утверждён акт определения кадастровой стоимости в размере 165677057 руб. 13 коп.; использовано значение удельного показателя кадастровой стоимости 353 руб. 51 коп., утверждённое Постановлением Правительства Свердловской области от 30 ноября 2012 года N 1348-ПП "Об утверждении среднего уровня кадастровой стоимости земель, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, входящих в состав земель сельскохозяйственного назначения, по муниципальным районам и городским округам Свердловской области".
После этого, произошёл перевод земельного участка в категорию земли населённых пунктов; разрешённое использование: для дачного строительства. С использованием удельного показателя кадастровой стоимости в размере 195 руб. 09 коп., утверждённого Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 29 сентября 2015 года N 2588 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населённых пунктов отдельных муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области", кадастровая стоимость рассчитана и установлена актом филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области по состоянию на 21 декабря 2015 года в размере 91431464 руб. 67 коп.
Именно эта кадастровая стоимость земельного участка содержится в государственном кадастре недвижимости с 21 декабря 2015 года в настоящее время. Таким образом, административный истец оспаривает архивную кадастровую стоимость, которая содержалась в государственном кадастре недвижимости в период с 03 апреля 2013 года (дата государственного кадастрового учёта) до 23 октября 2015 года, когда земельный участок был переведён в категорию земли населённых пунктов.
В то же время, в данном случае административный истец вправе обжаловать архивную кадастровую стоимость 90555064 руб. 86 коп., потому что ООО "Виктория Инвест" обратилось 23 декабря 2015 года в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Свердловской области.
25 декабря 2015 года Комиссия уведомила об отказе в принятии заявления к рассмотрению. Причиной для отказа послужило внесение 23 октября 2015 года в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости 52523062 руб. 41 коп.; указано, что архивная стоимость не может быть оспорена в Комиссии.
В свою очередь, полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:58:2902019:632 не соответствовала рыночной стоимости, ООО "Виктория Инвест" в обоснование своих требований ссылается на отчёт об определении рыночной стоимости от 28 сентября 2015 года N 177-15/З/1. На этот отчёт представлено положительное экспертное заключение Саморегулируемой организации Региональная ассоциация оценщиков от 19 ноября 2015 года.
Как видно из представленного отчёта рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 03 апреля 2013 года составляла 70299450 руб.
Отчёт выполнен лицом, являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков и застраховавшим свою ответственность оценщика, то есть лицом, отвечающим требованиям статьи 4 Федерального закона.
Осуществляя оценку, оценщик собрал информацию об объекте оценки, получив правоустанавливающие документы на земельный участок. По результатам анализа данных об оцениваемом земельном участке определён сегмент рынка, к которому он относится, проанализирован этот сегмент рынка. В своем отчёте оценщик обосновал отказ от использования затратного и доходного подходов к оценке. При оценке земельного участка с применением сравнительного подхода, среди предложений на рынке о продаже земельных участков были выбраны предложения о продаже объектов-аналогов, то есть земельных участков наиболее сходных с объектом оценки. Текст отчёта имеет ссылки на источники информации о предложениях продажи объектов-аналогов. Для сравнения выделены ценообразующие факторы. Выявленные различия объектов-аналогов с объектом оценки скорректированы введением соответствующих корректировок.
В результате оценки определена итоговая рыночная стоимость 1 кв. м оцениваемого земельного участка сравнительным подходом - 150 руб.
В свою очередь, соответствие отчёта законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки подтверждается предусмотренным положительным экспертным заключением на отчёт, выполненным экспертом саморегулируемой организации оценщиков.
При этом, суд не установилдостаточных оснований сомневаться в правильности выводов отчёта. Отчёт содержит результаты исследования сегмента рынка, а также анализ иных факторов, влияющих на стоимость объектов, отчёт мотивирован, его выводы ясны, обоснованы исследованными обстоятельствами и не содержат противоречий. Отчёт отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.
Оценив представленный отчёт с учётом положений статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, учитывая отсутствие иных, противоположных доказательств, приходит к выводу, что отчёт соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, и соглашается с изложенными в нём результатами.
Следовательно, при рассмотрении административного искового заявления установлено, что рыночная стоимость вышеназванного земельного участка по состоянию на 03 апреля 2013 года составляла 70299450 руб.; именно в таком размере и следует установить кадастровую стоимость.
Как разъяснено в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" в резолютивной части решения суда по делу указываются дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости; данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости.
Если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определённой судом кадастровой стоимости.
Что же касается судебных расходов по делу, то установление рыночной стоимости в данном случае являлось реализацией административным истцом своего права на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, в связи с чем, решение суда нельзя расценивать как принятое против административных ответчиков. Следовательно, судебные расходы относятся на административного истца и не подлежат взысканию (возмещению).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 247-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Виктория Инвест" об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:58:2902019:632 в размере рыночной стоимости по состоянию на 03 апреля 2013 года удовлетворить.
Установить на период с 01 января 2015 года до 23 октября 2015 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:58:2902019:632 равной его рыночной стоимости по состоянию на 03 апреля 2013 года в размере 70299450 руб.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка считать 23 декабря 2015 года.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Свердловский областной суд.
Решение изготовлено 16 мая 2016 года.
Судья
М.В. Старков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.