Судья Свердловского областного суда Чиркова Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании 01 июня 2016 года жалобу защитника ГКУ СО "Управление автомобильных дорог" Шавалиевой Г.Х. на решение судьи Березовского городского суда Свердловской области от 11 марта 2016 года, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по г. Березовский Селезнева И.В. от 24 декабря 2015 года, оставленным без изменения решением судьи городского суда, ГКУ СО "Управление автомобильных дорог" по ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей за нарушение п.п. 3.1.1, 4.2.3 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", п.п. 4.5.1.1, 4.6.1.1, 5.3.2.1 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", п. 5.1.6 ГОСТ Р 52289-2004 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" при ремонте и содержании автодороги регионального значения "Екатеринбург-Реж-Алапаевск", выявленное 11 декабря 2015 года.
Защитник учреждения Шавалиева Г.Х. в жалобе ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу решений и о прекращении производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения.
Проверив материалы дела и доводы жалобы, заслушав защитника Шавалиеву Г.Х., прихожу к следующему.
Статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог.
В соответствии с п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов.
Как следует из материалов дела, 11 декабря 2015 года на автодороге регионального значения "Екатеринбург-Реж-Алапаевск" было выявлено несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения: дефекты покрытия проезжей части в виде колейности глубиной от 30 мм до 60 мм на протяжении 350 метров, шириной от 0,5 до 0,7 м в количестве 2 параллельных полос наката с км 18+700 до км 19+050; плохая различимость горизонтальной дорожной разметки (износ разметки, нанесенной термопластичными массами превышает 25 %); на участке дороге, проходящем через населенный пункт (44 квартал г. Березовского) отсутствуют тротуары или пешеходные дорожки; отсутствует стационарное электрическое освещение на участке дороги, проходящем через населенный пункт (44 квартал г. Березовского); отсутствуют элементы обустройства остановочного пункта общественного городского транспорта, тротуары или пешеходные дорожки, освещение; дорожные знаки 5.19.1(2) "Пешеходный переход" не продублированы над проезжей частью.
Автомобильная дорога общего пользования "Екатеринбург-Реж-Алапаевск" передана в оперативное управление ГКУ СО "Управление автомобильных дорог" для обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по ней.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении учреждения протокола об административном правонарушении, а также принятия постановления о привлечении к административной ответственности по ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проанализировав положения Устава, представленных государственных контрактов применительно к фактическим обстоятельствам, установленным по делу, должностное лицо и судья пришли к правильному выводу, что ГКУ СО "Управление автомобильных дорог" является субъектом вменяемого административного правонарушения.
Факт нарушения правил содержания дорог в безопасном для дорожного движения состоянии подтверждается собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки утверждению защитника, описание места совершения правонарушения в протоколе не повлияло на полноту, всесторонность и объективность установления обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.
Доводы жалобы о том, что представленные доказательства были получены с нарушением закона, были правильно отклонены судьей городского суда. Событие правонарушения было непосредственно обнаружено должностным лицом, уполномоченным на составление протокола об административном правонарушении. При этом взаимодействие с ГКУ СО "Управление автомобильных дорог" не осуществлялось, поэтому требования Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в том числе об уведомлении юридического лица о составлении акта осмотра, не распространяются на спорные правоотношения. Акт и фотографии, представленные в материалы дела, отвечают требованиям ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о том, что 44 квартал г. Березовского не является населенным пунктом, об отсутсвии обязанности дублировать знак 5.19.1(2) "Пешеходный переход" над проезжей частью, были мотивированно отклонены судьей городского суда на основании исследования достаточной совокупности доказательств.
При таких данных в отсутствие доказательств принятия всех зависящих мер к соблюдению действующего законодательства и руководствуясь положениями ГОСТ Р 50597-93, ГОСТ Р 52766-2007, ГОСТ Р 52289-2004, судья городского суда дал верную юридическую оценку действиям учреждения по ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для отмены постановления должностного лица о назначении административного наказания.
ГКУ СО "Управление автомобильных дорог" имело возможность обеспечить содержание дороги в безопасном для дорожного движения состоянии, но им не были приняты все необходимые и достаточные для этого меры, иного из материалов дела не следует.
Доводы о заключении государственных контрактов с подрядными организациями на выполнение отдельных видов работ по содержанию автомобильной дороги не свидетельствуют об отсутсвии вины учреждения в совершении нарушения и не освобождают его от ответственности за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения, поскольку, осуществляя дорожную деятельность, учреждение реализует не только функции государственного заказчика, но и иные, направленные на обеспечение безопасного движения транспортных средств.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену обжалуемых постановления и решения, при производстве по делу допущено не было.
Вместе с тем, учитывая цель создания учреждения, сокращение на основании распоряжений Правительства Свердловской области NN 241-рп от 11 марта 2015 года, 152-рп от 25 февраля 2016 года доли финансирования содержания, ремонта и капитального ремонта автомобильных дорог регионального значения от нормативов, имеются основания для изменения состоявшихся по делу постановления и решения в части назначенного наказания.
Исходя из фактических обстоятельств дела, наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей, безальтернативно определенном санкцией статьи, не соответствует характеру совершенного административного правонарушения, материальному положению юридического лица, поэтому может повлечь избыточное ограничение его прав. На основании ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и с учетом конкретных обстоятельств дела штраф подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией статьи, - до 150000 рублей.
Руководствуясь ст. 30.9, п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по г. Березовский Селезнева И.В. от 24 декабря 2015 года и решение судьи Березовского городского суда Свердловской области от 11 марта 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ГКУ СО "Управление автомобильных дорог", изменить, уменьшить размер назначенного административного штрафа до 150 000 рублей.
В остальной части эти же постановление и решение оставить без изменения, жалобу защитника - без удовлетворения.
Судья Т.Н. Чиркова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.