Судья Приморского краевого суда Судницына С.П., рассмотрев жалобу генерального директора ООО "Дальвуд-Комплекс" Макарова С.Г. на решение судьи Кавалеровского районного суда Приморского края от 24 февраля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Дальвуд-Комплекс",
установила:
Постановлением N старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приморскому краю Козловой А.Г. от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо ООО "Дальвуд-Комплекс" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто штрафу в размере 100000 рублей.
Решением судьи Кавалеровского районного суда Приморского края от 24 февраля 2016 года данное постановление оставлено без изменения, жалоба генерального директора ООО "Дальвуд-Комплекс" Макарова С.Г. - без удовлетворения.
В жалобе Макаров С.Г. просит постановление и решение отменить, ссылаясь на то, что вина юридического лица не доказана, доказательства, положенные административным органом в основу постановления добыты с нарушением закона, также ссылается на нарушение процессуальных требований при возбуждении дела об административном правонарушении.
В судебное заседание генеральный директор ООО "Дальвуд-Комплекс" Макаров С.Г. не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
В судебное заседание прокурором Бобылевой О.А. представлены копии требования от ДД.ММ.ГГГГ N, паспорта Самойлова А.О., приказа о приеме на работу Самойлова А.О. от ДД.ММ.ГГГГ N объяснения Самойлова А.О., план работы Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры на 1-е полугодие 2015 года. Новые доказательства приобщены к материалам дела.
Изучив доводы жалобы, материалы дела, выслушав заключение прокурора Бобылевой О.А. о законности привлечения юридического лица к ответственности, считаю, что оснований для отмены решения судьи и удовлетворения жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Согласно части 3 статье 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
На основании статьи 1 вышеуказанного закона, обращение с отходами представляет собой деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Нормой пункта 3 статьи 10 Закона РФ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что при проектировании жилых зданий, а также предприятий, зданий, строений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, необходимо предусматривать места (площадки) для сбора таких отходов в соответствии с установленными правилами, нормативами и требованиями в области обращения с отходами.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации (пункты 2 и 3 статьи 14).
Пунктом 3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03 накопление и временное хранение промотходов на производственной территории осуществляется по цеховому принципу или централизованно.
Условия сбора и накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки и отражаются в Техническом регламенте (проекте, паспорте предприятия, ТУ, инструкции) с учетом агрегатного состояния и надежности тары.
При этом хранение твердых промотходов I класса разрешается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны), II - в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах); III - в бумажных мешках и ларях, хлопчатобумажных мешках, текстильных мешках; IV - навалом, насыпью, в виде гряд.
Как следует из пункта 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03, при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудования навесом и т.д.), по периметру площадки должны быть предусмотрены обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями.
Нормой пункта 1 статьи 19 Закона "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона РФ от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
Согласно пункту 2 статьи 26 указанного Закона порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что лица, которые допущены к обращению с отходами I-IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV класса опасности.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ во исполнение плана работы Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры на 1-ое полугодие 2015 года помощником Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры Герасимовым А.Г. с привлечением специалистов Департамента лесного хозяйства Приморского края, Управления Росприроднадзора по Приморскому краю, Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю и Амурского филиала Всемирного фонда природы в пункте приема древесины N ООО "Дальвуд- Комплекс" расположенном по адресу: "адрес" проведена проверка исполнения законодательства об обороте древесины, в ходе которой выявлены факты несоблюдения ООО "Дальвуд-Комплекс" экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении отходов производства и потребления, а именно: на территории пункта приема древесины допущено складирование (временного накопления) отходов от обработки древесины (горбыль, кора древесная, опилки и т. д.) в необорудованных твердым, водонепроницаемым основанием и незащищенных от воздействия атмосферных осадков местах, отсутствуют места централизованного сбора отходов производства, оборудованные в соответствии с требованиями природоохранного законодательства Российской Федерации, в ходе проверки не представлены сведения о лице, ответственном за допуск сотрудников ООО "Дальвуд-Комплекс" к работам с отходами I-IV классов опасности, а также о лицах, допущенных к работам с отходами I-IV классов, не представлены паспорта отходов образующихся при осуществлении ООО "Дальвуд-Комплекс" деятельности и данные учета в области обращения с отходами, чем нарушены пункты 3.6, 3.7, 4.23 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", пункт 3.2 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 42-128-4690-88 Санитарные правила содержания территорий населенных мест, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 N 4690-88, статьи 11, 14, 15, 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьи 34, 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статья 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N 52-ФЗ от 30 марта 1999 года, приказ Министерства природных ресурсов и экологии в Российской Федерации от 1 сентября 2011 года N 721 "Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами".
Отказывая в удовлетворении жалобы, судья исходил из того, что собранные и исследованные по делу доказательства свидетельствуют о наличии в действиях ООО "Дальвуд-Комплекс" вины в совершении административного правонарушения ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельства дела подтверждаются материалами дела об административном правонарушении, а именно: постановлением прокурора Кавалеровского района о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ и другими материалами дела, которым судьей была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Давая оценку доводам заявителя о нарушении Приморской межрайонной природоохранной прокуратурой процедуры проведения проверки прихожу к выводу о его необоснованности, поскольку проверка проведена во исполнение Плана работы Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры на 1-ое полугодие 2015 года, при проверке участвовал представитель юридического лица - мастер по приемке и отгрузке древесины ООО "Дальвуд-Комплекс" Самойлов А.О.
Ссылка генерального директора ООО "Дальвуд-Комплекс" Макарова С.Г. на то, что протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ подлежит исключению из числа доказательств, поскольку является недопустимым доказательством, отклоняется по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица и двух понятых.
Нормы названной статьи не требуют обязательного присутствия законного представителя при осмотре принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов. При осмотре может присутствовать и в случаях, не терпящих отлагательств - подписывать протокол осмотра любой сотрудник юридического лица, выполняющий на момент осмотра должностные обязанности. При этом каких-либо специальных полномочий для присутствия при осмотре не требуется.
Таким образом, по обоснованному мнению судьи районного суда, составление протокола осмотра в присутствии мастера по приемке и отгрузке древесины ООО "Дальвуд-Комплекс" Самойлова А.О. и двух понятых не нарушило процессуальных прав общества и не воспрепятствовало объективному рассмотрению материалов административного производства и вынесению законного постановления.
Утверждение Макарова С.Г. о том, что на момент проверки Самойлов А.О. не являлся с работником ООО "Дальвуд-Комплекс" опровергаются приказом о приеме его на работу от ДД.ММ.ГГГГ, а также представленной прокуратурой Кавалеровского района в судебное заседание копией журнала учета приемо-сдаточных актов ИП Минина Е.В., из которого следует, что являясь сотрудником ООО "Дальвуд-Комплекс" Самойлов А.О. сдавал древесину ИП Минину Е.В.
Доводы общества о том, что ООО "Дальвуд-Комплекс" на момент проверки в пункте приема древесины N не осуществляло деятельность, а также о неизвещении юридического лица о месте и времени вынесения прокурором Кавалеровского района постановления, были предметом проверки судьи районного суда и они обоснованно отклонены по мотивам, приведенным в решении от 24 февраля 2016 года.
Вопреки доводам заявителя решение судьи Кавалеровского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО "Дальвуд-Комплекс", не является основанием для отмены решения по настоящему делу, поскольку оно не имеет преюдициального значения при рассмотрении настоящего дела.
Должностным лицом административного органа и судьей районного суда правильно установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, необходимые для рассмотрения дела об административном правонарушении, и на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств сделан вывод о виновности общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм материального и процессуального административного права в ходе производства по делу об административном правонарушении, позволяющих рассматривать состоявшиеся по настоящему делу решения как незаконные и необоснованные, не установлено, в связи с чем оснований для их отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
решение судьи Кавалеровского районного суда Приморского края от 24 февраля 2016 года оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО "Дальвуд-Комплекс" Макарова С.Г. - без удовлетворения.
Судья Судницына С.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.