Верховного суда Республики Калмыкия в составе: председательствующего Лиджеевой Л.Л.,
судей Коченковой Л.Д. и Шовгуровой Т.А.,
при секретаре Клиповой Д.В.
рассмотрела в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации Ики-Бурульского районного муниципального образования Республики Калмыкия к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Калмыкия и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия об оспаривании решения о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, по апелляционной жалобе представителя Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия Дорджиева С.Н. на решение Верховного суда Республики Калмыкия от 15 марта 2016 года.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия Дорджиева С.Н., представителя Администрации Ики-Бурульского районного муниципального образования Республики Калмыкия Бочкаева Б.Ф., поддержавших доводы жалобы, возражения представителя Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Калмыкия и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия Санжиевой Ю.П., представителя заинтересованного лица ООО " ... " Столяровой Е.А. против удовлетворения жалобы, апелляционная инстанция
установила:
Администрация Ики-Бурульского районного муниципального образования Республики Калмыкия (далее - Ики-Бурульского РМО РК) обратилась в суд с административным исковым заявлением, указав, что решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Калмыкия (далее - Комиссия) от " ... " г. N " ... " удовлетворено заявление Общества с ограниченной ответственностью " ... " (далее - ООО " ... ", Общество) о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером " ... ", расположенного по адресу: " ... ", категории "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения". Принимая решение о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, Комиссия пришла к выводу, что в ходе работ по государственной оценке земель промышленности неправильно установлена группа видов разрешенного использования для данного земельного участка и вместо 4 группы вида разрешенного использования, которая включает в себя земельные участки для разработки полезных ископаемых, предоставляемых организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель, восстановления ранее отработанных земель, неверно отнесен к 5 группе, которая включает земельные участки для размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта. Данный вывод Администрации Ики-Бурульского РМО РК является незаконным, поскольку в соответствии с нормами отвода нефтяных и газовых скважин, утвержденных Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства от 25 марта 1974 г. N СН 459-74 (далее - Нормы отвода) размеры земельных участков для нефтяных и газовых скважин должны устанавливаться в пределах указанных площадей в зависимости от особенностей скважин. Согласно указанным Нормам отвода при предоставлении земельных участков в долгосрочное пользование для эксплуатации скважин площадь отводимых земельных участков составляет 0,36 га (3600 кв.м.). Площадь земельного участка с кадастровым номером " ... "равна 1,5 га (15000 кв.м.), что превышает норму отвода земельных участков для нефтяных и газовых скважин и является нарушением требований Земельного кодекса РФ в части использования земельного участка по назначению. Заказчиком работ по проведению государственной кадастровой оценки земельных участков специального назначения Республики Калмыкия выступило Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия. С учетом оспариваемого решения Комиссии заказчик работ будет обязан дополнительно выделить денежные средства из республиканского бюджета на определение кадастровой стоимости спорного земельного участка. Просила суд признать незаконным решение Комиссии об удовлетворении заявления ООО " ... " (ИНН " ... ") о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером " ... ", расположенного по адресу: " ... ".
В судебном заседании представитель административного истца Бочкаев Б.Ф. заявленные требования поддержал.
Представитель Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Калмыкия, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия Санжиева Ю.П. административные исковые требования не признала, указав на обоснованность принятого Комиссией решения.
Представители заинтересованных лиц - Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия Дорджиев С.Н., филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Калмыкия Манджиева А.Д. заявленные административные исковые требования признали обоснованными.
Представители заинтересованного лица - ООО " ... " Слепов В.П. и Столярова Е.А. возражали против заявленных требований.
Решением Верховного суда Республики Калмыкия от 15 марта 2016 года в удовлетворении административного искового заявления Администрации Ики-Бурульского РМО РК отказано.
В апелляционной жалобе представитель Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия Дорджиев С.Н. просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права. При этом указал, что согласно ст. 7 Земельного кодекса РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. В связи с этим ссылка суда на сведения из государственного кадастра недвижимости не может быть признана законной. Отнесение спорного земельного участка к 4 группе по признакам того, что он относится к земельным участкам для разработки полезных ископаемых, административным ответчиком и судом первой инстанции не проверялось. Комиссией не рассматривались документы по горному отводу, рекультивации и восстановлении земельного участка, необходимые для отнесения спорного земельного участка к данной категории. Между тем спорный земельный участок относится к 5 группе в силу того, что он предназначен для размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта. При этом сама скважина, трубопровод и наземные объекты, расположенные на спорном земельном участке, являются наземными и подземными объектами недвижимого имущества. Соответственно спорный земельный участок предназначен для эксплуатации названных объектов недвижимого имущества, а не для разработки полезных ископаемых.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в полном объеме, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, апелляционная инстанция находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Пунктом 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия с целью кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения заключило с Обществом с ограниченной ответственностью Научно - производственное предприятие " ... " государственный контракт N " ... " от " ... "г. на выполнение кадастровых работ по государственной кадастровой оценке земель.
Согласно Отчету об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Республики Калмыкия от " ... "г. N " ... ", составленного Обществом с ограниченной ответственностью Научно - производственное предприятие " ... ", удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков 4 группы при среднем значении по Республике Калмыкия составляет 1,03 руб./кв.м., 5 группы - 42,12 руб./кв.м.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 24 ноября 2014 г. N426 утверждены результаты государственной кадастровой оценки указанных земель, при этом земельный участок с кадастровым номером " ... " отнесен к 5 группе видов разрешенного использования (для размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта), кадастровая стоимость земельного участка определена в размере " ... " руб., для расчета арендной платы применен удельный показатель кадастровой стоимости 42,15 руб.
Как следует из материалов дела, арендатором земельного участка с кадастровым номером " ... ", общей площадью 15000 кв.м. (1,5 га), расположенного по адресу: " ... ", предоставленного в аренду для размещения и эксплуатации скважины N " ... " " ... " месторождения в целях добычи полезных ископаемых, является ООО " ... ". В соответствии с Уставом ООО " ... " основным видом деятельности Общества является добыча сырой нефти и природного газа.
Как следует из кадастрового паспорта данного земельного участка он относится к категории земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения". Разрешенное использование: для размещения и эксплуатации скважины N " ... " " ... " месторождения в целях добычи полезных ископаемых.
Не согласившись с кадастровой стоимостью земельного участка, ООО " ... " 6 ноября 2015 г. обратилось в Комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка, полагая, что в ходе государственной кадастровой оценки земель неверно определен 5 вид разрешенного использования земельного участка, тогда как он относится к 4 группе видов разрешенного использования "земельные участки для разработки полезных ископаемых, предоставляемые организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель, восстановления ранее отработанных земель".
В связи с недостоверностью сведений об объекте недвижимости, использованных при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости, Комиссия 19 ноября 2015 г. приняла решение пересмотреть результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с использованием следующих сведений об объекте недвижимости: категория земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного назначения", разрешенное использование "для размещения и эксплуатации скважины N " ... " " ... " месторождения в целях добычи полезных ископаемых", площадь 15000 кв.м., 4-я группа вида разрешенного использования земельного участка.
В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при ее определении, является отдельным основанием для пересмотра кадастровой стоимости такого объекта и должна быть документально подтверждена.
В соответствии с п. 4 и 9 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 г. N 316, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Во исполнение указанных Правил Приказом Росземкадастра от 20 марта 2003 г. N П/49 утверждена Методика государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, которая в зависимости от применяемых методических подходов к определению кадастровой стоимости земельных участков виды использования земель промышленности и иного специального назначения объединяет в 6 групп.
Методическими указаниями определены виды разрешенного использования земельных участков, в том числе: земельные участки промышленности - земельные участки, которые используются или предназначены для разработки полезных ископаемых, предоставляемые организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности (пункт 1.3.1), данные земельные участки отнесены к 4 группе видов использования; земельные участки трубопроводного транспорта, включающие в себя земельные участки для размещения нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов; размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта (пункт 1.3.3.5). Данные земельные участки отнесены к 5 группе видов использования.
Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном законодательстве и законодательстве о кадастровом учете. Поэтому при кадастровом учете земельного участка вид его разрешенного использования определяется исходя из совокупности всех предъявляемых требований, являясь единым и единообразно понимаемым для всех возможных впоследствии правоотношений.
Как установлено судом первой инстанции, вид разрешенного использования принадлежащего на праве аренды ООО " ... " земельного участка определен как "для размещения и эксплуатации скважины N " ... " " ... " месторождения в целях добычи полезных ископаемых". При этом объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта на земельном участке не имеется, изменений разрешенного или фактического использования земельного участка не происходило.
В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года N 540, добыча недр открытым (карьеры, отвалы) и закрытым (шахты, скважины) способами; размещение объектов капитального строительства, в том числе подземных, в целях добычи недр; размещение объектов капитального строительства, необходимых для подготовки сырья к транспортировке и (или) промышленной переработке; размещение объектов капитального строительства, предназначенных для проживания в них сотрудников, осуществляющих обслуживание зданий и сооружений, необходимых для целей недропользования, если добыча недр происходит на межселенной территории отнесены к одному виду разрешенного использования земельного участка - "недропользование".
При таких обстоятельствах, вывод суда о том, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером " ... " является достаточно определенным, не допускает различное толкование, и с учетом фактического использования такого земельного участка Комиссия обоснованно отнесла спорный земельный участок к 4 виду разрешенного использования, соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
Рассмотрение заявления ООО " ... " проведено в строгом соответствии с требованиями ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", заседание Комиссии являлось правомочным, проведено в сроки и в порядке, установленные законом, нарушений процедуры проведения, а также нарушения материального закона не допущено.
Доводы административного истца о необходимости отнесения земельного участка к 5 виду разрешенного использования, являются необоснованными, поскольку доказательств отнесения земельного участка к указанному виду разрешенного использования истцом не представлено.
При таких обстоятельствах решение Верховного суда Республики Калмыкия от 15 марта 2015 г. подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба представителя Министерства по земельным имущественным отношениям Республики Калмыкия Дорджиева С.Н. - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного производства Российской Федерации, апелляционная инстанция Верховного Суда Республики Калмыкия
определила:
Решение Верховного суда Республики Калмыкия от 15 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу по делу - без удовлетворения.
Председательствующий Л.Л. Лиджеева
Судьи Л.Д. Коченкова
Т.А. Шовгурова
Копия верна
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.