Судья Саратовского областного суда Бугаева Е.М., при секретаре Дагаевой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу председателя правления некоммерческого партнерства "Гуманитарный центр Хаббарда" Будниковой Е.П. на решение судьи Фрунзенского районного суда города Саратова от 17 марта 2016 года, постановление заместителя главного государственного санитарного врача по городу Саратову N 376 от 15 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
установил:
постановлением заместителя главного государственного санитарного врача по городу Саратову N 376 от 15 декабря 2015 года должностное лицо председатель правления некоммерческого партнерства "Гуманитарный центр Хаббарда" Будникова Е.П. привлечена к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
Решением судьи Фрунзенского районного суда города Саратова от 17 марта 2016 года постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Саратовский областной суд, председатель правления некоммерческого партнерства "Гуманитарный центр Хаббарда" Будникова Е.П. просит об отмене состоявшихся процессуальных решений, прекращении производства по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения и применить статью 2.9 КоАП РФ. Обращает внимание на то, что до 01 октября 2015 года у некоммерческого партнерства "Гуманитарный центр Хаббарда" был заключен договор на вывоз твердых бытовых отходов с ЖСК "Созвездие", а с 01 октября 2015 года заключен специальный договор N с МУП "Спецавтохозяйство". Ссылается, что сведения о зараженности помещений и прилегающей территории грызунами отсутствуют. Полагает, что поскольку нежилое помещение расположено в многоквартирном доме, то обязанность по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований возложена на соответствующий орган управления многоквартирным домом.
Проверив материалы дела в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав явившихся лиц, прихожу к следующему.
Статьей 6.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.
Согласно статье 1 Федерального закона Российской Федерации от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
В части 1 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" указано, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии со статьями 11, 24 Федерального закона Российской Федерации от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечивать безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Как следует из материалов дела, 23 сентября 2015 года по 14 октября 2015 года прокуратурой города Саратова проведена проверка соблюдения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности некоммерческого партнерства "Гуманитарный центр Хаббарда", расположенного по адресу: "адрес", офис 1.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения положений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, выразившиеся в том, что отсутствует договор на вывоз твердых бытовых отходов, не определено (отсутствует) место временного хранения отходов, отсутствует договор и акты на выполнение работ по проведению дератизационных мероприятий, что противоречит требованиям СП 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05 августа 1988 года N 4690-88, СП 3.5.3.3223-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 сентября 2014 года N 58. То есть были нарушены нормы статьи 11 Федерального закона Российской Федерации от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Рассмотрев материалы проверки, должностное лицо Управления Роспотребнадзора по Саратовской области постановлением N 376 от 15 декабря 2015 года признало должностное лицо председателя правления некоммерческого партнерства "Гуманитарный центр Хаббарда" Будникову Е.П. виновной во вмененном административном правонарушении.
Решением судьи Фрунзенского районного суда города Саратова от 17 марта 2016 года названное постановление оставлено без изменения.
При этом должностное лицо, вынося постановление, и районный суд, принимая решение по жалобе на данное постановление, исходили из того, что факт совершения должностным лицом председателя правления некоммерческого партнерства "Гуманитарный центр Хаббарда" Будниковой Е.П. вменяемого деяния доказан и подтвержден имеющимися материалами дела.
С указанными выводами суд второй инстанции согласиться не может.
Статья 29.10 КоАП РФ, устанавливая обязательные требования к содержанию постановления по делу об административном правонарушении, в частности необходимость изложения обстоятельств, установленных при рассмотрении дела, указания статьи данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающей административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо оснований прекращения производства по делу, мотивированного решения по делу, закрепляет одну из фундаментальных процессуальных гарантий реализации права на государственную, в том числе судебную, защиту - мотивированность акта о привлечении к публично-правовой ответственности.
Выполняя данные требования, судья, должностное лицо, уполномоченный орган должны указать в постановлении по делу об административном правонарушении конкретное правило или норму закона, нарушенные лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, явившиеся основанием для привлечения его к административной ответственности.
Таким образом, привлекая председателя правления некоммерческого партнерства "Гуманитарный центр Хаббарда" Будникову Е.П. к предусмотренной статьей 6.4 КоАП РФ ответственности, должностное лицо должно было установить допущены ли юридическим лицом противоправные действия, явившиеся основанием для возбуждения в отношении председателя правления некоммерческого партнерства "Гуманитарный центр Хаббарда" Будниковой Е.П. дела об административном правонарушении.
Проверяя обоснованность выводов должностного лица и районного суда о доказанности наличия в действиях должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 КоАП РФ, суд второй инстанции приходит к следующему выводу.
При привлечении председателя правления некоммерческого партнерства "Гуманитарный центр Хаббарда" Будниковой Е.П. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 КоАП РФ в качестве нарушения санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта, допущенного юридическим лицом, указано на отсутствие у организации договора на вывоз твердых бытовых отходов, договора и актов выполненных работ по проведению дератизационных мероприятий, отсутствие места временного хранения отходов.
При этом не учтено то обстоятельство, что поскольку нежилое помещение используется организацией по договору аренды от 08 декабря 2015 года, стороны в договоре аренды могут сами урегулировать вопрос об объеме обязанностей в области обеспечения санитарных правил, к ответственности за нарушение которых должно быть привлечено лицо, которое не выполнило возложенную на него обязанность, чье противоправное, виновное действие (бездействие) образовало состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 6.4 КоАП РФ.
Исходя из условий договора аренды нежилого помещения от 08 декабря 2015 года, заключенного между Паниной Г.Ю. (арендодатель) и некоммерческим партнерством "Гуманитарный центр Хаббарда" (арендатор), в обязанности арендатора включено содержание помещения в порядке и чистоте, переоборудование и перепланирование арендуемого помещения с письменного согласия арендодателя, извещение арендодателя о предстоящем освобождении помещения (л.д. 72-73). Иных обязанностей указанным договором на арендатора не возложено.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В нарушение требований указанных процессуальных норм, при вынесении оспариваемого постановления должностным лицом не дана оценка условиям договора аренды от 08 декабря 2015 года, в части обязанностей арендатора, не выяснен вопрос о наличии договоров у собственника нежилого помещения, расположенного по адресу: город Саратов, улица Театральная, дом 11 а, офис 1, переданного по договору аренды нежилых помещений некоммерческому партнерству "Гуманитарный центр Хаббарда", об осуществлении соответствующих мероприятий и заключении названных договоров.
При вынесении решения по жалобе на постановление должностного лица районным судом также указанные обстоятельства не устанавливались.
Невыполнение требований КоАП РФ, направленных на создание административным органом и судом надлежащих процессуальных условий для справедливого разбирательства дела, не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.
Следовательно, вывод о доказанности вины лица, привлекаемого к административной ответственности, в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 КоАП РФ, сделан без учета всех обстоятельств, подлежащих выяснению в силу требований статей 1.6, 2.1, 24.1, 26.1 КоАП РФ, и является преждевременным.
Вышеуказанные нарушения процессуальных требований, допущенные должностным лицом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Саратовской области при вынесении постановления, являются существенными, поскольку не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, что в силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ является основанием к отмене постановления должностного лица и решения судьи и возвращению дела на новое рассмотрение в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Саратовской области.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Фрунзенского районного суда города Саратова от 17 марта 2016 года, постановление заместителя главного государственного санитарного врача по городу Саратову N 376 от 15 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 КоАП РФ, в отношении должностного лица председателя правления некоммерческого партнерства "Гуманитарный центр Хаббарда" Будниковой Е.П., отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в территориальный отдел города Саратова Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области.
Судья Е.М. Бугаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.