Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Елкановой И.А.,
судей Песковой Ж.А., Паршиной С.В.,
при секретаре Тузове Г.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Волжского района города Саратова, действующего в интересах Пащенко О.А., к администрации муниципального образования "Город Саратов" о предоставлении жилого помещения, по апелляционным жалобам администрации муниципального образования "Город Саратов", комитета по управлению имуществом города Саратова на решение Волжского районного суда города Саратова от 04.02.2016 года, которым исковые требования заместителя прокурора Волжского района города Саратова удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Песковой Ж.А., объяснения прокурора Пирожниковой Н.А., возражавшей против доводов жалоб, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалоб и возражения на жалобы, судебная коллегия
установила:
заместитель прокурора Волжского района города Саратова, действуя в интересах Пащенко О.А., обратился в суд с указанным выше иском, просил возложить на администрацию муниципального образования "Город Саратов" обязанность предоставить Пащенко О.А. и членам ее семьи по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее ранее занимаемого, состоящее из одной жилой комнаты, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте города Саратова.
В обоснование заявленных требований указал, что Пащенко О.А. является нанимателем квартиры N ... в доме N 2 по улице Тулупной в городе Саратове, признанной непригодной для проживания. Вопреки требованиям закона до настоящего времени Пащенко О.А. и члены ее семьи из жилого помещения не отселены.
Решением Волжского районного суда города Саратова от 04.02.2016 года на администрацию муниципального образования "Город Саратов" возложена обязанность предоставить Пащенко О.А. на состав семьи из трех человек (Пащенко О.А., сын Пащенко А.А., внук Пащенко Н.А.) по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте города Саратова площадью не менее 47,8 кв.м, состоящее не менее чем из трех жилых комнат.
Администрация муниципального образования "Город Саратов" и комитет по управлению имуществом города Саратова не согласились с постановленным решением суда, в апелляционных жалобах просят его отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалоб ссылаются на несоблюдение процедуры, предусмотренной пунктом 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года N 47, при признании спорного жилого дома аварийным и подлежащим сносу. Указывают, что действующее законодательство не содержит каких-либо сроков, в рамках которых органы местного самоуправления должны произвести отселение граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, а также на отсутствие доказательств признания истца в установленном порядке нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и доказательств, подтверждающих её право пользования спорным жилым помещением.
В возражениях на апелляционную жалобу прокуратура Волжского района города Саратова просит оставить решение суда без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
На заседание судебное коллегии истец, представители ответчика, третьих лиц и третье лицо, извещенные о месте и времени слушания дела, не явились, о причинах неявки суду не сообщили. В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно статье 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещением с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в том числе, в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86-88 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или увеличивается, в результате чего общая площадь на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 Жилищного кодекса Российской Федерации), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта, равнозначное по общей площади ранее занимаемому.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В силу пункта 1 части 2 этой же статьи вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Из материалов дела видно и установлено судом, что Пащенко О.А. является нанимателем квартиры N ... в доме N 2 по улице Тулупной в городе Саратове.
Заключением межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу от 28.11.2014 года N 25/14 указанное жилое помещение признано несоответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению.
В соответствии с распоряжением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 24.02.2015 года N 75-р на администрацию Волжского района муниципального образования "Город Саратов", комитет по управлению имуществом города Саратова возложена обязанность провести мероприятия по предоставлению гражданам, проживающим в квартире N ... дома N 2 (литер А) по улице Тулупной в городе Саратове, на условиях договора социального найма жилого помещения в соответствии со статьёй 89 Жилищного кодекса Российской Федерации или, по соглашению с нанимателем, жилого помещения общей площадью менее ранее занимаемого.
До настоящего времени жилое помещение взамен спорного истцу не предоставлено.
При рассмотрении дела суд принял необходимые меры для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств дела, и на основании надлежащей оценки представленных доказательств пришел к обоснованному выводу о том, что Пащенко О.А. имеет право на предоставление в пользование по договору социального найма жилого помещения, поскольку после признания жилого помещения непригодным для проживания, она не обеспечена иным, пригодным для проживания жильем.
Обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, подлежащих выселению с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в том числе в случае его непригодности для проживания, возлагается на орган местного самоуправления, как наймодателя жилого помещения, которым является администрация муниципального образования "Город Саратов".
Ссылка в жалобах о несоблюдении порядка признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу, а также на то, что действующее законодательство не содержит каких-либо сроков, в рамках которых органы местного самоуправления должны произвести отселение граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, не может быть принята во внимание.
Оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года N 47.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Признание жилого помещения непригодным для проживания в силу пунктов 38, 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года N 47, свидетельствует о том, что данное жилое помещение восстановлению и ремонту не подлежит.
В этом случае в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения предоставляются по договорам социального найма вне очереди.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 года N 551-О-О, в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1). Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации.
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Иное толкование приведенных выше положений статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
Поскольку судом первой инстанции были не в полном объеме установлены значимые по делу обстоятельства, к материалам дела судебной коллегией приобщены дополнительные доказательства. Данные доказательства отвечают требованиям относимости и допустимости, обстоятельства, в подтверждение которых они представлены и истребованы, судебная коллегия считает установленными.
Как следует из копии экспертного заключения федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области" от 11.09.2013 года в жилом доме, в котором расположена спорная квартира, на наружных стенах имеются трещины, местами разрушена кирпичная кладка, из-за деформации стен и пола имеются трещины в углах стен и в местах соединения стен и пола, оконные рамы сгнили и перекосились, из-за деформации дверных проемов двери плотно не закрываются, отопление печное и газовое. В спорной квартире в результате пожара прогорели потолочные перекрытия, образовалось сквозное отверстие на чердак.
Согласно акту Государственной жилищной комиссии Саратовской области от 05.09.2013 года у жилого дома имеются многочисленные повреждения кирпичной кладки стен, перекрытий и кровли.
По сведениям администрации Волжского района муниципального образования "Город Саратов" от 31.05.2016 года проведение капитального ремонта в квартире N ... дома N 2 по улице Тулупной в городе Саратове нецелесообразно.
Не является основанием для отмены решения суда и указание в жалобах на отсутствие сведений о признании истца в установленном порядке нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Из норм жилищного законодательства не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете нуждающихся в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. Закрепление такого условия применительно к ситуациям непредвиденной утраты пригодного для проживания жилого помещения противоречило бы принципам равенства и справедливости как конституционным критериям правомерного регулирования прав и свобод человека и гражданина, поскольку означало бы предъявление гражданам, относящимся к данной категории нуждающихся в жилье (к которой относится и истец), объективно невыполнимых требований для целей реализации их права на жилище и тем самым ставило бы их в положение объекта государственно-властной деятельности.
По своему правовому смыслу в системе действующего законодательства пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, лишившимся жилища в результате его непригодности для проживания, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
По сведениям регистрирующего органа и органа технического учета Пащенко О.А. иного жилья не имеет.
Из сообщения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области следует, что социальные выплаты на строительство (приобретение) жилья истцу не предоставлялись.
Согласно справке Комитета социальной поддержки населения города Саратова Пащенко О.А. является малоимущим, одиноко проживающим гражданином.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что Пащенко О.А. является нуждающейся в жилом помещении, жилое помещение, в котором она проживает, признано в установленном законом порядке непригодными для проживания, у органов местного самоуправления в силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации возникла обязанность предоставить истцу другое жилое помещение по договору социального найма.
Довод жалоб об отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих право пользования истца спорным жилым помещением, несостоятелен, опровергается имеющейся в деле копией договора социального найма, заключенного 19.12.2012 года с Пащенко О.А. администрацией Волжского района муниципального образования "Город Саратов".
Названный договор является действующим, доказательства, свидетельствующие о расторжении данного договора либо признания его недействительным, отсутствуют.
Указанное свидетельствует о том, что Пащенко О.А. является нанимателем спорного жилого помещения, ей также по договору социального найма должно быть предоставлено другое жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому.
По существу доводы жалоб сводятся к иному толкованию законодательства и на правильность решения суда не влияют, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных доказательств в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки указанных доказательств не имеется.
Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о возложении на ответчика обязанности предоставить Пащенко О.А. по договору социального жилое помещение на состав семьи из трех человек.
Согласно справке общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-управляющая компания" от 30.05.2016 года, кроме Пащенко О.А., в спорном жилом помещении иных лиц, зарегистрированных по месту жительства, не имеется.
Из объяснений прокурора Пирожниковой Н.А., данных суду апелляционной инстанции, следует, что сын и внук истца (Пащенко А.А. и Пащенко Н.А.) имеют свою семью, проживают в другом жилом помещении.
В соответствии с приведёнными выше положениями закона предоставление жилого помещения взамен непригодного для проживания по договору социального найма носит компенсационный характер, в связи с чем жилое помещение должно быть предоставлено лицам, имеющим право пользования жилым помещением, признанным непригодным для проживания.
Таким образом, на администрации муниципального образования "Город Саратов" лежит обязанность по предоставлению жилого помещения, равнозначного занимаемому ранее, на состав семьи, который значится проживающим в жилом помещении, признанным непригодным для проживания, то есть на одну Пащенко О.А.
В целях исправления судебной ошибки и в соответствии с положениями пункта 3 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение районного в части указания количества лиц, на которых следует предоставить жилое помещение по договору социального найма взамен признанного непригодным для проживания, подлежит изменению.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Волжского районного суда города Саратова от 04.02.2016 года изменить, изложив абзац первый резолютивной части решения суда в следующей редакции:
"Обязать администрацию муниципального образования "Город Саратов" предоставить Пащенко О.А. по договору социального найма вне очереди благоустроенное жилое помещение в черте города Саратова общей площадью не менее 47,8 кв.м, состоящее не менее чем из трех жилых комнат".
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.