Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Курлаевой Л.И.
судей Жидковой Е.В., Ларионовой С.В.
при секретаре Ноздрачевой Я.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Будаговой К.П. к администрации Знаменского района Орловской области, администрации Знаменского сельского поселения Знаменского района Орловской области о возложении обязанности произвести капитальный ремонт жилого помещения,
по апелляционной жалобе Будаговой К.П. на решение Хотынецкого районного суда Орловской области от 11 марта 2016г., которым исковые требования Будаговой К.П. оставлены без удовлетворения.
Заслушав дело по докладу судьи Орловского областного суда Курлаевой Л.И., возражения представителя ответчика администрации Знаменского района Орловской области Боженовой О.Ю. и представителя ответчика администрации Знаменского сельского поселения Знаменского района Орловской области Мирзоева Г.И., считавших решение суда законным и обоснованным, изучив доводы апелляционной жалобы, письменные возражения, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
Будагова К.П. обратилась в суд с иском к администрации Знаменского района Орловской области о возложении обязанности произвести капитальный ремонт жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указывала, что в 2002 году она переехала в "адрес". В 2010 году администрацией Знаменского сельского поселения Знаменского района Орловской области её семье предоставлено для проживания по договору социального найма жилое помещение по адресу: "адрес" Данное жилое помещение находится в муниципальной собственности. В связи с тем, что указанное помещение находится в аварийном состоянии, администрацией Знаменского сельского поселения Знаменского района Орловской области им временно предоставлено жилое помещение маневренного фонда по договору найма от "дата" N по адресу: "адрес" на период проведения ремонта. С 2010 года по настоящее время она неоднократно обращалась в различные органы власти, в том числе в органы местного самоуправления Знаменского района, с просьбами провести ремонт жилого помещения предоставленного ей по договору социального найма. Однако капитальный ремонт жилого помещения до настоящего времени не проведен и не включено спорное жилье ни в одну из каких - либо программ капитального ремонта. После её обращения прокурору " ... " межведомственной комиссией администрации Знаменского района Орловской области вынесено заключение о том, что данное жилое помещение не пригодно для проживания и подлежит капитальному ремонту, однако администрацией Знаменского района до настоящего времени не предпринято мер по проведению ремонта дома.
В настоящее время ее семья состоит из 5 человек, на протяжении последних пяти лет они вынуждены проживать в помещении площадью " ... " кв.м. вместе с чужими людьми, так как в данную квартиру вселена семья П.В.П., с которой у них возникают конфликты.
По изложенным основаниям просила суд обязать администрацию Знаменского района Орловской области провести капитальный ремонт жилого помещения по адресу: "адрес" в срок до "дата"г.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Будагова К.П. просит отменить решение суда как незаконное и вынести новое об удовлетворении исковых требований.
Указывает, что квартира N по адресу: "адрес" не пригодна для проживания, однако ее капитальный ремонт до сих пор ответчиком не произведен.
Ссылается на то, что не может проживать в предоставленном ей жилом помещении маневренного фонда ввиду постоянных конфликтов с соседкой П.В.П.
На заседание судебной коллегии истец Будагова К.П., третье лицо Колесникова Т.В. не явились, извещены о заседании надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 6.1 ч. 1 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
Из материалов дела следует, что Будагова К.П. с "дата" состоит на учете в жилищной комиссии при администрации Знаменского района Орловской области в качестве нуждающейся в жилом помещении, номер очередности второй.
Судом первой инстанции установлено, что с 2002г. Будагова К.П. вместе с тремя детьми: М.С.Р., "дата" года рождения, М.Н.Р. - "дата" года рождения и М.Н.Р. - "дата" без регистрации проживала в кв. N "адрес".
"дата" между Будаговой К.П. и администрацией Знаменского сельского поселения Знаменского района Орловской области был заключен договор социального найма указанного жилого помещения N.
"дата" Будагова К.П. вместе с несовершеннолетними детьми М.С.Р., М.Н.Р. и М.Н.Р. была зарегистрирована в кв. N "адрес".
Установлено, что данная квартира расположена трехквартирном одноэтажном деревянном доме, является неблагоустроенной, нет канализации, водопровода, газоснабжения, печное отопление, год постройки данного жилого дома - 1952. Изначально квартира находилась в муниципальной казне Знаменского района, впоследствии была передана в казну Знаменского сельского поселения Знаменского района Орловской области.
"дата" администрацией Знаменского сельского поселения Знаменского района Орловской области была создана комиссия для обследования кв. N "адрес". Комиссией было установлено, что данная квартира непригодна для проживания.
Распоряжением главы Знаменского сельского поселения N от "дата" Будаговой К.П. временно было предоставлено жилое помещение маневренного фонда - две комнаты - площадью - " ... " кв.м и " ... " в кв. N д "адрес".
В связи с передачей жилищного фонда в муниципальную собственность района впоследствии администрацией Знаменского района с Будаговой К.П. был заключен договор найма жилого помещения маневренного фонда от "дата"г.
Обращаясь в суд с иском, Будагова К.П. ссылалась на то, что квартира N по адресу: "адрес" находится в аварийном состоянии, не пригодна для проживания, требует капитального ремонта.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оснований для проведения капительного ремонта указанного помещения, не имеется.
С указанными выводами судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) бремя содержания имущества несет его собственник.
В соответствии с п.2 ст. 681 ГК РФ капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения.
В соответствии со ст. 676 ГК РФ наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.
Пунктом 6.1 ч. 1 ст. 2 ЖК РФ определено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами прав на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных незапрещенных источников финансирования.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
В соответствии с п.8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Частью 4 ст. 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006г. N47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Пунктом 7 Положения предусмотрено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
В силу положений Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01 января 2015 г. вопросы обеспечения проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создания условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством отнесены к компетенции органов местного самоуправления соответствующих муниципальных районов (ст.14).
Из акта межведомственной комиссии от "дата"г. следует, что в ходе обследования кв. N "адрес" выявлено, что местами по периметру здания в цоколе имеются трещины шириной до 0,2 см. Кирпичная кладка местами расслоилась, отдельные кирпичи легко вынимаются из кладки, кладка местами полностью разрушена. Брёвна наружных стен по периметру на уровне нижнего венца, венцы на уровне карниза, под оконными проёмами местами поражены гнилью на всю толщину. Стены имеют неравномерную осадку. Отдельные дверные и оконные блоки перекошены. Пристройка обрушилась, полы частично разобраны, существующие полы поражены гнилью, штукатурка имеет трещины и разрушения. Рекомендовано включить жилой дом в программу капитального ремонта с целью приведения его в нормативное состояние. Признать многоквартирный дом по адресу: "адрес" подлежащим капитальному ремонту.
Заключением межведомственной комиссии от "дата" кв. N "адрес" признана непригодной для постоянного проживания и включена в программу капитального ремонта жилого дома с целью приведения её в нормативное состояние.
Распоряжением главы Знаменского района Орловской области от "дата" N, данная квартира, находящаяся в муниципальной собственности Знаменского района Орловской области, признана непригодной для проживания и подлежащей капитальному ремонту (реконструкции).
Вместе с тем, доказательств, свидетельствующих о принятии собственником каких-либо мер по реализации указанного решения, в материалы дела представлено не было.
Напротив, возражая против удовлетворения заявленных требований, представители ответчика при наличии заключения межведомственной комиссии и распоряжения главы администрации района, ссылались на отсутствие оснований для проведения капитального ремонта указанного жилого помещения.
Поскольку установлены обстоятельства, свидетельствующие о необходимости проведения капитального ремонта спорной квартиры, оснований для отказа в удовлетворении исковых требований у суда первой инстанции не имелось. Положенные судом в основу решения пояснения отдельных членов межведомственной комиссии района и заключение " " ... "" об экономической нецелесообразности капитального ремонта предоставленного истцу по договору социального найма жилого помещения ( "адрес") при наличии решения уполномоченного органа о необходимости проведения капитального ремонта правового значения для разрешения заявленных истцом требований не имеют.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает необходимым решение суда отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований, предъявленных к администрации Знаменского района Орловской области, ввиду несоответствия вывод суда фактическим обстоятельствам дела, и вынести новое, которым возложить на администрацию Знаменского района Орловской области обязанность по принятию мер к организации проведения капитального ремонта жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес".
В соответствии с требованиями ст. 15 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, формирование, утверждение, исполнение бюджета района и контроль за исполнением данного бюджета; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Ремонт жилых помещений муниципального жилищного фонда производится в рамках региональных, федеральных программ, а также в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", что предусматривает значительные временные затраты для определения подрядной организации путем проведения торгов для изготовления проектной документации, а также для проведения работ по ремонту муниципальных жилых помещений, в связи с чем требования истца об установлении срока проведения ремонта до "дата" необоснованны.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Хотынецкого районного суда Орловской области от 11 марта 2016г. в части отказа Будаговой К.П. в удовлетворении исковых требований, предъявленных к администрации Знаменского района Орловской области, отменить.
Исковые требования Будаговой К.П. удовлетворить частично.
Обязать администрацию Знаменского района Орловской области принять меры по организации проведения капитального ремонта жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес".
Председательствующий Л.И.Курлаева
Судьи Е.В.Жидкова
С.В.Ларионова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.