Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе
председательствующего судьи Полшковой Н.В.
судей Морозовой Л.В., Самохиной Л.М.
при секретаре Шишко Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Кухарева В. И. к администрации муниципального образования "Асекеевский район" Оренбургской области о восстановлении в списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 г.
по апелляционной жалобе Кухарева В. И. на решение Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 20 февраля 2016 года.
Заслушав доклад судьи Полшковой Н.В., объяснения Кухарева В. И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Кухарев В.И. обратился в суд с иском к администрации МО "Асекеевский район" Оренбургской области о восстановлении в списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 г., указав, что является воином-интернационалистом, проходившим службу в Республике Афганистан в 1987-1989 гг., а также инвалидом *** группы с 1995 года.
Как нуждающийся в улучшении жилищных условий в 1994 году он обратился с письменным заявлением в администрацию Асекеевского района для постановки на учет с целью предоставления жилья. В устной форме он был извещен о том, что на основании распоряжения администрации Асекеевского района от 02 мая 1994 г. он был поставлен на учет в общий список с составом семьи из трех человек на основании удостоверения воина интернационалиста N от (дата)
После ухудшения состояния его здоровья вследствие получения военной травмы в 1995 году ему была установлена инвалидность *** группы с получением установленных законами Российской Федерации льгот. На основании чего он был включен в список "инвалидов войны" на получение субсидии для приобретения жилья.
Он постоянно отмечался, как нуждающийся в жилье и сообщал об изменении своего семейного положения (состава семьи).
Указанные факты, по его мнению, подтверждаются тем, что он значится в списках инвалидов войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 г., утвержденных Министерством ЖК и ДХ по Оренбургской области по состоянию на 01 января 2009 г. и 01 января 2011 г.
В 2011 году, когда подошла его очередь на получение субсидии на жилье по списку инвалидов войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 г., на основании пп. 3 п. 1 ст. 16 "О ветеранах" он был приглашен в Управление социальной защиты, где ему сообщили перечень документов, которые он должен представить для получения субсидии. Одним из таких документов являлось распоряжение о постановке на учет. При обращении в администрацию Асекеевского района за данным распоряжением, ему сообщили об его отсутствии и было предложено обратиться в суд с заявлением об установлении юридического факта о восстановлении в прежнем списке.
Решением Бугурусланского районного суда в 2011 году требования прокурора, действовавшего по данному вопросу в его интересах, оставлены без удовлетворения. Судебная коллегия Оренбургского областного суда своим определением указанное решение районного суда отменила, заявление прокурора оставила без рассмотрения, разъяснив право на разрешение спора в порядке искового производства.
На основании изложенного истец просит суд восстановить его в прежней очереди списка инвалидов от 02 мая 1994 г., нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 г.
Определением суда от 02 февраля 2016 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечено министерство социального развития Оренбургской области.
Решением Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 20 февраля 2016 года в удовлетворении исковых требований отказано.
На указанное решение суда Кухаревым В.И. подана апелляционная жалоба, в которой он просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
В судебное заседание не явились представитель ответчика и третьего лица, извещенные надлежащим образом. Судебная коллегия определиларассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Кухарев В. И. за успешное выполнение заданий Правительства СССР имеет право на льготы, установленные постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 января 1983 г. "О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям".
Также он имеет право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для инвалидов Отечественной войны.
В 1991 году истцу колхозом им. Ленина бесплатно была предоставлена квартира, переоборудованная из здания медпункта.
В 1995 года истцу в с. Мочегай Асекеевского района был предоставлен в собственность земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства.
Распоряжением главы администрации Мочегаевского сельсовета от 11.04.2000 года истцу было выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома на указанном выше земельном участке.
21.04.2000 года между органом архитектуры при администрации Асекеевского района и Кухаревым В.И. был заключен договор о возведении жилого дома.
В 2000 году Центром жилищных субсидий администрации Оренбургской области N-р от (дата) целевым назначением Кухареву В.И. была выдана безвозмездная субсидия на строительство дома в сумме 65 000 рублей, которую он использовал на приобретение строительных материалов, что подтверждается сообщениями Управления социальной защиты населения администрации МО "Асекеевский район" и Центра жилищных субсидий администрации Оренбургской области ( л.д. 73 оборот), а также имеющимися в материалах дела накладными и счетами-фактурами на приобретение строительных материалов. Указанные факты не оспариваются истцом.
(дата) по заявлению истца и ходатайству председателя Оренбургской региональной организации "Братство" общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане, направленному в Правительство Оренбургской области, комиссией по использованию средств на оказание экстренной помощи Министерства социального развития области было принято решение об оказании Кухареву В.И. материальной помощи из средств свободных остатков субвенций, выделенных Асекеевскому району из областного бюджета на социальную поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, в сумме 60000 рублей и в сумме 50000 рублей из средств областного бюджета, перечисленных на расчетный счет Управления социальной защиты населения Асекеевского района с последующим перечислением в торговые организации, реализующие строительные материалы.
В настоящее время истец на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не состоит. Решения органа местного самоуправления о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и о снятии его с учета отсутствуют, что следует из ответа архивного отдела администрации МО "Асекеевский район".
Заявляя исковые требования о восстановлении в списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, истец полагал, что он не утратил право на улучшение жилищных условий, поскольку жилое помещение ему до настоящего времени не предоставлено, а выделенная на строительство жилого дома субсидия недостаточна для завершения строительства.
Отказывая истцу в удовлетворении исковых требований, суд, сославшись на п.4 ч.1 ст. 14, ч.1 ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах", Постановление Правительства Оренбургской области от 09.03.2006г. N 72-п "О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов", Жилищный кодекс Российской Федерации, распоряжение Главы администрации Оренбургской области N 156-р от 20.02.1997 года, указал, что истец реализовал свое право, получив указанную выше субсидию на строительство жилого дома, приобрел на нее строительные материалы, в связи с чем, он утратил право состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Кроме того, суд по заявлению ответчика применил срок исковой давности к заявленным истцом требованиям. При этом суд указал, что истец узнал о том, что он не значится в списке нуждающихся, еще в 2011 году, когда в его интересах в суд обращался прокурор с заявлением об установлении факта признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановки его на учет 02.05.1994 года, ссылаясь на те же обстоятельства, что и в настоящем иске. В суд Кухарев В.И. по тем же основаниям обратился вновь только 22.12.2015 года, пропустив установленный частью 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации трехлетний срок исковой давности. О восстановлении этого срока не просил. В связи с чем, суд отказал в иске, в том числе, по мотиву пропуска срока исковой давности.
Судебная коллегия с указанными выводами суда соглашается ввиду следующего.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" в качестве меры социальной поддержки предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 23.2 указанного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В силу ч. 2 названной статьи средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
При этом статья 23.2 указанного закона в части, определяющей объем субвенций на указанные цели исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, общей площади жилья и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья, еще не действовала на момент выдачи истцу субсидии. Поэтому ссылка в апелляционной жалобе на недостаточный размер субсидии, которая должна определяться, по мнению истца, исходя из указанных данных, является несостоятельной.
На тот момент действовало "Положение о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство о приобретение жилья", утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.1996 года N 937.
В соответствии с пунктом 3 указанного Положения субсидии предоставлялись, в том числе, лицам, имеющим в соответствии с законодательством Российской Федерации право на льготное финансирование строительства или приобретение жилья, но не использовавшим это право. Остальным категориям граждан, не перечисленным в пункте 3, субсидия предоставлялась за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Пунктом 7 указанного Постановления для граждан, не поименованных в п.п. а-д п.7, к которым истец не относится, размер субсидии составлял от 5 до 70 процентов средней рыночной стоимости (на момент выдачи свидетельства) строительства жилья или приобретения квартиры.
Граждане, получившие выделенную субсидию, снимаются с учета по улучшению жилищных условий.
Аналогичные нормы содержались в "Положении о предоставлении гражданам Оренбургской области, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья", утвержденном Распоряжением Главы администрации Оренбургской области от 20.02.1997 года N 156-р.
Кроме того, пунктом 11 указанного Положения было установлено, что гражданам, имеющим право на получение субсидии (независимо от источника), ее размер определяется в зависимости от отношения месячного дохода на одного члена семьи к установленному минимальному размеру оплаты труда гражданина и времени ожидания постановки на учет по улучшению жилищных условий.
Истцом не представлено доказательство того, что размер выделенной ему субсидии не соответствует указанными нормативным положениям.
Поскольку истец получил субсидию на строительство жилья, он не может считаться нуждающимся в улучшении жилищных условий и подлежал снятию с учета в качестве такового.
Доводы апелляционной жалобы о наличии уважительных причин пропуска срока исковой давности, а именно болезни родителей истца и самого истца, также не могут быть приняты во внимание, поскольку истец о восстановлении срока исковой давности в суде первой инстанции не заявлял.
В силу ст. 205 Гражданского кодекса Российской Федерации в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите.
Указанные истцом основания для восстановления срока исключительными не являются.
Ссылка в апелляционной жалобе на имеющийся в материалах дела список инвалидов войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденный Министром социального развития и Министром строительства, жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области, по состоянию на 01.01.2005 года, в котором поименован истец с датой постановки на учет 02.05.1994 года, является необоснованной, поскольку в настоящее время он в аналогичных списках не значится. Решение о принятии на учет принимается в соответствии с частью 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации органом местного самоуправления, а не указанными Министерствами.
Как следует из ответов указанных органов исполнительной власти на запрос судебной коллегии, у них отсутствует информация о том, какие документы послужили основанием для постановки истца на учет, учетное дело на истца им не передавалось.
Таким образом, учитывая, что истец свое право на получение субсидии на строительство жилого дома реализовал, у него отсутствуют основания для нахождения на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 228, 229 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Бугурусланского районного суда Оренбургской области оставить без изменения, а апелляционную жалобу Кухарева В. И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.