Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего - Бобряшовой Л.П.
судей - Ребровой И.В. и Тарасовой Н.В.,
при секретаре - Наумовой А.А.,
с участием представителя ответчика Журавлевой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 06 апреля 2016 года по докладу судьи Бобряшовой Л.П. гражданское дело по апелляционной жалобе Военного комиссариата Новгородской области на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 13 января 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
Кондратьева Л.В. обратилась в Окуловский районный суд Новгородской области с иском к отделу военного комиссариата Новгородской области по г.Окуловка, Окуловскому и Любытинскому районам о признании незаконным отказа в выплате компенсации за изготовление и установку надгробного памятника и обязании возместить расходы по установке памятника, в обоснование указав, что " ... " умерла ее мать Фролова В.М., являвшаяся участником Великой Отечественной войны. За свой счет истец установилана могиле Фроловой В.М. надгробный памятник, уплатив за его изготовление и установку " ... " руб. Отдел военного комиссариата Новгородской области по г.Окуловка, Окуловскому и Любытинскому районам отказал ей в возмещении указных расходов, с чем истец не согласна и просит обязать ответчика возместить ей названные расходы в соответствии с п.1 ст.24 Федерального закона от 12.01.1995 года N5-Ф3 "О ветеранах".
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве соответчика привлечен Военный комиссариат Новгородской области
Решением Окуловского районного суда от 21.09.2015 года в
удовлетворении иска Кондратьевой Л.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 18.11.201.5 года указное решение отменено ввиду рассмотрения спора с нарушением правил территориальной подсудности, дело по иску Кондратьевой Л.В. к Военному комиссариату Новгородской области направлено на новое рассмотрение в Новгородский районный суд.
Новгородским районным судом по делу принято вышеуказанное решение, которым иск Кондратьевой Л.В. удовлетворен и постановлено:
Обязать ФКУ "Военный комиссариат Новгородской области" возместить Кондратьевой Л.В. расходы в сумме " ... " руб. по установке памятника участнику Великой Отечественной войны Фроловой В.М..
Возместить Кондратьевой Л.В. за счет средств федерального бюджета расходы по уплате госпошлины в сумме 300 руб.
В апелляционной жалобе Военный комиссариат Новгородской области с данным решением не согласен, считает его незаконным и необоснованным, постановленным с неправильным применением норм материального права, а поэтому просит отменить.
В возражениях на апелляционную жалобу третье лицо - ООО "Гранит", указывая на несостоятельность приведенных в ней доводов, просит решение суда оставить в силе, а жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со ст.ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания не явившихся в суд истца Кондратьевой Л.В., третьего лица -ООО "Гранит".
Проверив материалы дела, заслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что мать Кондратьевой Л.В. - Фролова В.М. умерла " ... " года и была захоронена на межпоселенческом кладбище в " ... ".
Согласно сведениям Центрального архива Министерства обороны СССР, в период с 28 сентября 1942 года по сентябрь 1943 года Фролова В.М. работала по военному найму в должности медрегистратора в воинской части, входившей в состав действующей армии, что в соответствии с законодательством о ветеранах являлось основанием для отнесения ее к категории участника Великой Отечественной войны.
Фролова В.М. награждена орденом Отечественной войны 2 степени. При жизни ей было выдано удостоверение серии М " ... " от " ... " года о том, что она имеет льготы, установленные пунктом 1 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10.11.1978 года N907 "О мерах по дальнейшему улучшению материально-бытовых условий участников Великой Отечественной войны",
В июне 2015 года Кондратьева Л.В. установилана могиле Фроловой В.М. надгробный памятник, стоимость его изготовления и установки составила " ... " руб.
Кондратьева Л.В. обратилась в отдел военного комиссариата Новгородской области по г.Окуловка, Окуловскому и Любытинскому районам по вопросу возмещения ей расходов на изготовление и установку памятника за счет средств федерального бюджета, однако в возмещении названных расходов ей было отказано.
По мнению Комиссариата, льгота в виде возмещения расходов на изготовление и установку памятников участникам Великой Отечественной войны из числа лиц вольнонаемного состава в воинских частях действующей армии, умершим в период с 01.01.1993 года по 01.01.2002 года, в том числе на день смерти Фроловой В.М. ( " ... " года), отсутствовала. Такая льгота была введена только 01.01.2002 года в связи с вступлением в силу Федерального закона от 30.05.2001 года N 64-ФЗ "О внесении дополнения в статью 11 Федерального закона "О погребении и похоронном деле".
Однако судом правовая позиция Комиссариата признана ошибочной, основанной на неправильном толковании и применении Закона о ветеранах. Судебная коллегия с таким суждением суда соглашается исходя из следующего.
В соответствии с п.1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
К ветеранам Великой Отечественной войны относятся:
1) участники Великой Отечественной войны:
а) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР;
б) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, проходившие в период Великой Отечественной войны службу в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии;
в) лица вольнонаемного состава армии и флота, войск и органов внутренних дел, органов государственной безопасности, занимавшие в период Великой Отечественной войны штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, либо находившиеся в указанный период в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии;
г) сотрудники разведки, контрразведки, выполнявшие в период Великой Отечественной войны специальные задания в воинских частях, входивших в состав действующей армии, в тылу противника или на территориях других государств;
д) работники предприятий и военных объектов, наркоматов, ведомств, переведенные в период Великой Отечественной войны на положение лиц, состоящих в рядах Красной Армии, и выполнявшие задачи в интересах армии и флота в пределах тыловых границ действующих фронтов или операционных зон действующих флотов, а также работники учреждений и организаций (в том числе учреждений и организаций культуры и искусства), корреспонденты центральных газет, журналов, ТАСС, Совинформбюро и радио, кинооператоры Центральной студии документальных фильмов (кинохроники), командированные в период Великой Отечественной войны в действующую армию;
е) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года. Лица, принимавшие участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующего флота, в период Великой Отечественной войны, а также привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов и военной техники в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года;
ж) лица, принимавшие участие в боевых действиях против фашистской Германии и ее союзников в составе партизанских отрядов, подпольных групп, других антифашистских формирований в период Великой Отечественной войны на территориях других государств;
з) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
и) лица, награжденные медалью "За оборону Ленинграда", инвалиды с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов;
2) лица, работавшие на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог; члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
3) лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
Таким образом в соответствии с пп. "в" п.1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" к участникам Великой Отечественной войны относятся лица вольнонаемного состава армии и флота, войск и органов внутренних дел, органов государственной безопасности, занимавшие в период Великой Отечественной войны штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии.
Согласно п.1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
Погребение ветеранов других категорий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (п.2 ст. 24 Закона о ветеранах).
Проанализировав приведенные положения п.1 ст. 24 Закона о ветеранах в ее первоначальной и последующих редакциях, в ее системном толковании с положениям п.1 ст. 2 того же Закона о ветеранах, суд сделал правильный вывод, что для всех участников Великой Отечественной войны без исключения, в том числе и для участников Великой Отечественной войны, поименованных в пп."в" п.1 ст.2 Закона о ветеранах (лица вольнонаемного состава армии и флота, войск и органов внутренних дел, органов государственной безопасности, занимавшие в период Великой Отечественной войны штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии), непрерывно на протяжении всего периода действия данного Закона о ветеранах, начиная с 1995 года по настоящее время, действовала и действует льгота, заключающаяся в возмещении за счет федерального бюджета расходов на изготовление и установку надгробного памятника умершему участнику Великой Отечественной войны.
Как верно отмечено судом первой инстанции, норма о возмещении расходов на изготовление и установку надгробного памятника, предусмотренная п.1 ст. 24 Закона о ветеранах, по отношению к данной категории лиц (участники Великой Отечественной войны) является специальной нормой. Положения иных норм законодательства, в том числе Федерального закона от 12.01.1996 года N8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении и похоронном деле), применению к спорным правоотношениям не подлежат либо применяются в части, не противоречащей специальной норме.
В частности, пункт 3 статьи 11 Закона о погребении и похоронном деле, на которую ссылается Комиссариат, в редакции, действовавшей до 01.01.2002года, регулировал вопросы погребения не участников Великой Отечественной войны, а лиц иной категории.
Так, согласно пункту 3 статьи 11 Закона о погребении и похоронном деле гарантии на погребение, а также на изготовление и установку надгробных памятников распространяются на:
1) умерших (погибших) граждан, уволенных с военной службы (службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы) по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (службе), по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющих общую продолжительность военной службы двадцать и более лет;
2) сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, умерших вследствие ранения, контузии, заболевания в связи с осуществлением служебной деятельности;
3) ветеранов военной службы;
4) военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы - участников войны, проходивших службу в действующей армии, и ветеранов боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", независимо от общей продолжительности военной службы (службы).
Вступившим в законную силу 01 января 2002 года Федеральным законом от 30.05.2001 года N 64-ФЗ "О внесении дополнения в статью 11 Федерального закона "О погребение и похоронном деле" статья 11 Закона о погребении и похоронном деле дополнена пунктом 5 следующего содержания: "Погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы".
Таким образом, дополнив статью 11 Закона о погребении и похоронном деле названным пунктом, тем самым законодатель продублировал в нем норму о льготах для умерших участников Великой Отечественной войны, содержавшуюся в п.1 ст. 24 Закона о ветеранах и действовавшую с 1995 года.
С учетом изложенного, районный суд обоснованно признал неверным утверждение Комиссариата о том, что названная льгота по отношению к участникам Великой Отечественной войны из числа вольнонаемных лиц (пп. "в" п.1 ст.2 Закона о ветеранах) введена в действие только с 01.01.2002 года и на момент смерти Фроловой В.М. отсутствовала норма, предусматривающая возмещение расходов по изготовлению и установке памятников для данной категории лиц,
Согласно п.35 "Порядка погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников", утвержденного приказом Министра обороны РФ от 13.01.2008 года N 5 (далее - Порядок), определено, что оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников для увековечения памяти лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета. Оплата указанных расходов производится за счет средств, выделяемых на пенсионное обеспечение по фактическим затратам, но не более норм, установленных Правительством Российской Федерации.
Для оплаты расходов на изготовление и установку надгробных памятников родственники, законные представители или иные лица к взявшие на себя обязанности по увековечиванию памяти лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, представляют в военный комиссариат по месту захоронения или учета погибшего (умершего) следующие документы: заявление на имя военного комиссара о возмещении понесенных расходов; документы, подтверждающие оплату выполненных работ (оказанных услуг) по изготовлению и установке надгробного памятника (с приложением прейскуранта выполненных работ); свидетельство о смерти погибшего (умершего), выданное органами записи актов гражданского состояния; справка о месте захоронения погибшего (умершего); удостоверение участника или инвалида войны, удостоверение ветерана военной службы, боевых действий или другой документ, подтверждающий право на государственную гарантию по увековечению памяти; фотография или другой документ, подтверждающий установку надгробного памятника на могиле (п.38 Порядка).
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.1994 года N 460 (ред. от 18.03.2015) "О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников" расходы денежных средств на изготовление надгробных памятников (плиты или стелы, постамента, цветника) и их установку участникам Великой Отечественной войны (кроме проходивших службу в действующей армии в качестве военнослужащих) установлены в размере до " ... " рублей.
Учитывая приведенные выше нормы законодательства, принимая во внимание, что понесенные истцом расходы на изготовление и установку памятника не превышают нормы возмещения таких расходов, поименованные в Порядке документы у истца имеются, суд обоснованно заявленные истцом требования удовлетворил.
Правильность решения суда и положенных в его основу суждений о распространении на Фролову В.М., умершую " ... " года, льгот, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 24 Федерального закона "О ветеранах", по возмещению расходов по захоронению, сомнений у судебной коллегии не вызывает.
При этом иное, отличное от суда, толкование законоположений, наличие у Комиссариата своей точки зрения по спорному вопросу, не свидетельствует об ошибочности выводов суда и незаконности постановленного решения.
Других доводов, опровергающих суждения суда и ставящих под сомнение законность оспариваемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального права и требований гражданского процессуального законодательства, в том числе закрепленных в статье 330 ГПК РФ, при разрешении настоящего спора не допущено.
Поскольку доводы Комиссариата, повторяющие их позицию в суде первой инстанции, не содержат сведений и обстоятельств, указывающих на наличие правовых оснований к отмене или изменению судебного акта, постановленного при правильном применении норм материального права и с соблюдением требований гражданского процессуального законодательства, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 13 января 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Военного комиссариата Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий: Л.П. Бобряшова
Судьи: И.В. Реброва
Н.В. Тарасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.