Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 01 июня 2016 г. по делу N 33а-710/2016
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе
председательствующего Коробенко Э.В.,
судей: Гришина С.В. и Меркулова Д.В.,
при секретаре судебного заседания Мартыщенко А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе начальника филиала Федерального казенного учреждения " "данные изъяты"" - " N финансово-экономическая служба" (далее - N ФЭС) на решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 29 февраля 2016 г., которым частично удовлетворены заявленные требования "данные изъяты" Красовского И.Ю. о признании незаконными действий начальника N ФЭС, связанных с порядком обеспечения истца дополнительными выплатами.
Заслушав доклад судьи Коробенко Э.В., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, объяснения административного истца Красовского И.Ю., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
Красовский И.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия начальника N ФЭС, связанные с невыплатой ему за период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ ежемесячных надбавок за "данные изъяты", в размере "данные изъяты" процентов оклада по воинской должности, за особые условия военной службы ( "данные изъяты") в размере "данные изъяты" процентов оклада по воинской должности и ( "данные изъяты") в размере "данные изъяты" процентов оклада по воинской должности, премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей в размере не менее "данные изъяты" процентов оклада денежного содержания, а также материальной помощи за ДД.ММ.ГГГГ. и обязать произвести их выплату. Кроме того, истец просил взыскать с N ФЭС в его пользу судебные расходы, состоящие из уплаченной государственной пошлины в размере "данные изъяты".
Решением гарнизонного военного суда заявленные требования истца удовлетворены частично.
Суд обязал начальника N ФЭС выплатить Красовскому И.Ю. за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ ежемесячные надбавки "данные изъяты", в размере "данные изъяты" процентов оклада по воинской должности, за особые условия военной службы ( "данные изъяты") в размере "данные изъяты" процентов оклада по воинской должности, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. премию за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей, в размере "данные изъяты" процентов оклада денежного содержания, а также материальную помощь за ДД.ММ.ГГГГ Кроме того, суд взыскал с N ФЭС в пользу Красовского И.Ю. судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере "данные изъяты"
В удовлетворении требований истца о выплате ему за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ надбавки за особые условия военной службы ( "данные изъяты") в размере "данные изъяты" процентов оклада по воинской должности и премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей за ДД.ММ.ГГГГ., судом отказано.
В апелляционной жалобе начальник N ФЭС просит решение суда отменить и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В обоснование жалобы, ссылаясь на пп. 38, 154 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 2700 (далее - Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих) и судебную практику Верховного Суда Российской Федерации, указывает, что при сокращении занимаемых воинских должностей со дня окончания организационно-штатных мероприятий денежное довольствие военнослужащим должно выплачиваться в соответствии с пп. 152, 153 Порядка, согласно которым издание приказа о зачислении военнослужащего в распоряжение командира (начальника) является необязательным, равно как и сдача им дел и должности, в связи с тем, что занимаемая воинская должность сокращена. Кроме того, по мнению начальника N ФЭС, оснований для выплаты истцу оспариваемых надбавок за ДД.ММ.ГГГГ не имелось, поскольку приказов командования об установлении ему каких-либо надбавок за ДД.ММ.ГГГГ в данный довольствующий орган не поступало. Автор жалобы указывает, что оснований для удовлетворения требования истца в части возложения на начальника N ФЭС обязанности выплатить ему материальную помощь за ДД.ММ.ГГГГ также не имелось, поскольку данная выплата осуществляется военнослужащим из денежных средств, выделенных на эти цели из бюджета государства, в течение года, следовательно, право истца на ее получение нарушено не было. Кроме того, при распределении судебных расходов по делу суд в нарушение ст. 111 КАС РФ взыскал с 91 ФЭС в пользу истца государственную пошлину в полном объеме, а не пропорционально его удовлетворенным требованиям.
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе и возражениях относительно нее.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего, ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Исходя из системного анализа п. 1 ст. 43 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы в их взаимосвязи, военнослужащий считается проходящим военную службу на воинской должности до издания соответствующим должностным лицом приказа об освобождении его от должности, в том числе в связи с зачислением в распоряжение командира воинской части. Следовательно, до этого момента военнослужащий имеет право на получение денежного довольствия в установленном порядке и размерах, предусмотренных для военнослужащих, проходящих военную службу на воинской должности.
Из материалов дела следует, что приказом "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ г. N Красовский И.Ю. назначен на должность "данные изъяты" и в соответствии с приказом командира этой воинской части от ДД.ММ.ГГГГ N с ДД.ММ.ГГГГ полагается принявшим дела и должность.
В соответствии с приказом командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N и составленной им же справкой от "данные изъяты" N в войсковой части N проведены "данные изъяты", в связи с чем занимаемая истцом воинская должность сокращена. При этом административный истец в установленном порядке от воинской должности не освобождался, приказом уполномоченного должностного лица в распоряжение командира не зачислялся.
Приказом командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ. N N истец с ДД.ММ.ГГГГ освобожден от занимаемой должности и полагается сдавшим дела и должность.
Из имеющихся в материалах дела приказов командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции приказа командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ. N) следует, что истцу в "данные изъяты" была установлена ежемесячная надбавка за работу "данные изъяты", в размере "данные изъяты" процентов оклада по воинской должности; приказами командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N - надбавка за особые условия военной службы "данные изъяты" ( "данные изъяты") в размере "данные изъяты" процентов оклада по воинской должности; от ДД.ММ.ГГГГ N - ежемесячная надбавка за особые условия военной службы ( "данные изъяты") в размере "данные изъяты" процентов оклада по воинской должности с ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ. N N и ДД.ММ.ГГГГ N N - премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ г. и ДД.ММ.ГГГГ. в размере "данные изъяты" процентов оклада денежного содержания, а от ДД.ММ.ГГГГ. N N назначена к выплате материальная помощь за ДД.ММ.ГГГГ Кроме того, из представленной истцом в суд апелляционной инстанции и исследованной в судебном заседании выписке из приказа командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ г. N следует, что Красовскому И.Ю. и с ДД.ММ.ГГГГ. определено выплачивать надбавку за особые условия военной службы "данные изъяты") в размере "данные изъяты" процентов оклада по воинской должности.
Утверждение автора жалобы относительно того, что никаких приказов об установлении Красовскому И.Ю. дополнительных выплат за ДД.ММ.ГГГГ в N ФЭС не поступало, является необоснованным и опровергается материалами дела.
Из справок от ДД.ММ.ГГГГ N N и ДД.ММ.ГГГГ. N, выданных командиром войсковой части N, следует, что эти приказы передавались из войсковой части N в N ФЭС на следующий день после их издания нарочно с вручением для их исполнения соответствующему должностному лицу N ФЭС.
При этом, как следует из объяснений представителя начальника N ФЭС в суде первой инстанции, основанием для невыплаты вышеперечисленных надбавок, премии и материальной помощи за указанные периоды явилось сокращение занимаемой истцом воинской должности. Следовательно, при таком основании доводы автора жалобы относительно того, что материальная помощь могла быть оказана истцу в течение ДД.ММ.ГГГГ., являются несостоятельными.
Вместе с тем в силу пп. 39, 49 и 51 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих ежемесячные надбавки выплачиваются на основании приказов соответствующих командиров (начальников) одновременно с выплатой окладов денежного содержания.
Военнослужащим в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют документально подтвержденный доступ на законных основаниях, выплачивается ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну в размере 20 процентов оклада по воинской должности за работу со сведениями, имеющими степень секретности "совершенно секретно".
Данная надбавка выплачивается на основании приказа соответствующего командира (начальника), который издается в начале календарного года.
Таким образом, анализируя вышеприведенные обстоятельства в своей совокупности, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Так как окончание организационно-штатных мероприятий применительно к изменению порядка обеспечения денежным довольствием является юридически значимым обстоятельством лишь при условии издания в установленном действующим законодательством порядке приказа об освобождении военнослужащего от занимаемой воинской должности и зачислении в распоряжение, то суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии у истца права на получение ежемесячных надбавок "данные изъяты" за ДД.ММ.ГГГГ за особые условия военной службы ( "данные изъяты") за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей за период с ДД.ММ.ГГГГ "данные изъяты" по ДД.ММ.ГГГГ г., а также материальной помощи за ДД.ММ.ГГГГ в объеме, установленном для военнослужащего, "данные изъяты".
При этом, поскольку соответствующие приказы об установлении истцу оспариваемых ежемесячных надбавок, премии и материальной помощи, за указанные выше периоды, были изданы уполномоченным должностным лицом и переданы для реализации в N ФЭС, однако не были выплачены Красовскому И.Ю. без законных на то оснований, то суд первой инстанции правильно возложил на начальника N ФЭС обязанность по их выплате истцу.
Вместе с тем каких-либо препятствий для выплаты административному истцу за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ надбавки за особые условия военной службы ( "данные изъяты") в размере "данные изъяты" процентов оклада по воинской должности, которая ему назначена уполномоченным должностным лицом, материалы дела также не содержат, следовательно, Красовский И.Ю. имел право на получение и этой надбавки.
При таких обстоятельствах выводы суда о необходимости отказа в удовлетворении требований истца в части, касающейся признания незаконными действий начальника N ФЭС, связанных с невыплатой ему за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ надбавки за особые условия военной службы ( "данные изъяты"), на том основании, что с ДД.ММ.ГГГГ занимаемая им воинская должность была сокращена и с этой даты истец "данные изъяты", являются ошибочными.
Не может согласиться судебная коллегия и с выводами суда первой инстанции относительно необходимости возложения на начальника N ФЭС обязанности по выплате истцу ежемесячной надбавки за "данные изъяты" за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ поскольку приказ на ее выплату в ДД.ММ.ГГГГ командиром воинской части не издавался.
Следовательно, требования истца в части, касающейся признания незаконными действий начальника N ФЭС, связанных с невыплатой ему за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ежемесячной надбавки за "данные изъяты", являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Таким образом, гарнизонным военным судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела и неправильно применены нормы материального права, в связи с чем решение суда:
- в части отказа в удовлетворении требований Красовского И.Ю. о признании незаконными действий начальника N ФЭС, связанных с невыплатой ему за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ надбавки за особые условия военной службы ( "данные изъяты"), подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении данных требований истца;
- в части удовлетворения требований Красовского И.Ю. о признании незаконными действий начальника N ФЭС и возложения на него обязанности по выплате истцу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ежемесячной надбавки "данные изъяты", подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении данных требований истца.
Что же касается ссылки в апелляционной жалобе на судебные постановления Верховного Суда Российской Федерации, то она не может быть принята во внимание, поскольку они касаются иных спорных правоотношений.
Утверждение в жалобе о том, что судебные расходы подлежали распределению между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям, является несостоятельным.
Положения ст. 111 КАС РФ о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек при разрешении требования, подлежащего рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ, применению не подлежат. Исключение из этого правила относится лишь к требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций, чего не имело места в настоящем деле.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 29 февраля 2016 г. по административному исковому заявлению Красовского И.Ю. в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконными действий начальника Федерального казенного учреждения " "данные изъяты"" - " N финансово-экономическая служба", связанных с невыплатой истцу за период с "данные изъяты". по ДД.ММ.ГГГГ ежемесячной надбавки за особые условия военной службы "данные изъяты", в размере "данные изъяты" процентов оклада по воинской должности, а также в части удовлетворения требований о признании незаконными действий того же должностного лица и возложения на него обязанности по выплате Красовскому И.Ю. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ежемесячной надбавки "данные изъяты", отменить.
Принять по делу в этой части новое решение.
Признать незаконными действия начальника Федерального казенного учреждения " "данные изъяты"" - " N финансово-экономическая служба", связанные с невыплатой истцу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ежемесячной надбавки за особые условия военной службы на воинской должности, "данные изъяты", в размере "данные изъяты" процентов оклада по воинской должности.
Обязать начальника Федерального казенного учреждения " "данные изъяты"" - " N финансово-экономическая служба" в течение десяти дней со дня получения копии настоящего апелляционного определения выплатить Красовскому И.Ю. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную надбавку за особые условия военной службы на воинской должности, "данные изъяты", в размере "данные изъяты" процентов оклада по воинской должности.
Отказать в удовлетворении требований Красовского И.Ю. о признании незаконными действий начальника Федерального казенного учреждения " "данные изъяты"" - " N финансово-экономическая служба"и возложения на него обязанности по выплате истцу за период с "данные изъяты" по ДД.ММ.ГГГГ ежемесячной надбавки "данные изъяты".
В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.