Судья Мурманского областного суда Федорова И.А., рассмотрев жалобу Суханова В.В. на решение судьи Первомайского районного суда города Мурманска от 21 марта 2016 года по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением административной комиссии Первомайского административного округа муниципального образования город Мурманск N 89/27-05-05 от 20 января 2016 года должностное лицо - *** ООО " УК"" Суханов В.В. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 2 Закона Мурманской области N 401-01-ЗМО от 06.06.2003 года "Об административных правонарушениях", и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере *** рублей.
Решением судьи Первомайского районного суда города Мурманска от 21 марта 2016 года постановление органа административной юрисдикции от 20 января 2016 года оставлено без изменения, а жалоба Суханова В.В. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, Суханов В.В., ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения, нарушение норм материального и процессуального права, просит постановление органа административной юрисдикции и судебное решение отменить, производство по делу прекратить.
В обоснование жалобы указывает, что субъектом инкриминированного ему административного правонарушения он не является, поскольку обязанность по очистке фасадов зданий и сооружений от самовольно размещенных надписей в соответствии с пунктом 9.3.7 Правил благоустройства территории муниципального образований город Мурманск лежит на собственниках.
Ссылаясь на позиции, изложенные в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 14 мая 2013 года N 9-П, от 31 марта 2015 года N 6-П, от 16 апреля 2015 года, от 08 декабря 2015 года N 31-П, определении Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2015 года N 305-КГ15-1414, считает, что Правила благоустройства территории муниципального образования город Мурманск в части того, что здания и сооружения входят в число элементов благоустройства, не основаны на законе, поскольку не соответствуют четко сформулированному законодателем определению.
Обращает внимание на то, что ООО " УК"" в отношении многоквартирного дома по адресу *** является управляющей организацией, собственником указанного дома не является, а получаемые Обществом денежные средства являются целевыми, следовательно, тратить их на цели, не предусмотренные законом и договором управления, не возможно.
В судебное заседание не явились Суханов В.В. и его защитник, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьей 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выслушав возражения представителя административного органа Павловой В.А., проверив материалы дела, оценив доводы жалобы, оснований для удовлетворения жалобы не нахожу.
Согласно ч. 1 ст. 1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 N 401-01-ЗМО "Об административных правонарушениях" нарушение правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденных муниципальным нормативным правовым актом, в случае, если установление ответственности за такие действия не отнесено к ведению Российской Федерации, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно примечанию, для целей настоящей статьи под нарушением правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденным муниципальным нормативным правовым актом, понимается нарушение требований данного акта, установленных органами местного самоуправления в пределах своей компетенции.
Решением Совета депутатов города Мурманска от 26 декабря 2013 года N 68-971 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования город Мурманск (далее - Правила), пункт 1.1 которых устанавливает общие параметры и обязательное сочетание элементов благоустройства территорий муниципального образования город Мурманск для создания безопасной, удобной и привлекательной среды (далее - Правила благоустройства).
Согласно пункту 9.2.49 указанных Правил благоустройства, физические и юридические лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, обязаны своевременно заключать договоры оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме со сторонними организациями, в том числе специализированными, в случае, если лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, не оказывают таких услуг и не выполняют таких работ своими силами, а также осуществлять контроль за выполнением указанными организациями обязательств по таким договорам.
В соответствии с пунктом 9.3.7 Правил благоустройства, собственники (правообладатели) зданий и сооружений обязаны, в том числе: систематически проверять состояние фасадов и их отдельных элементов; очищать фасады от самовольно размещенных на них объявлений, афиш, рекламных и агитационных материалов, надписей, рисунков, других графических изображений, а также от самовольно размещенных на фасадах предметов; производить текущий ремонт фасадов, в том числе его отдельных элементов (цоколей, крылец, ступеней, приямков, входных дверей, ворот, цокольных окон, балконов и лоджий, водосточных труб, подоконных отливов и других), окраску фасадов; производить очистку и содержание в надлежащем состоянии домовых знаков.
Из материалов дела следует, что _ _ 2015 года сотрудником ММБУ " НФУ" и представителем ... административного округа города Мурманска, в соответствии с утвержденным графиком обследования территории ... административно округа города ... на декабрь 2015 года, в период с 10 до 16 часов проведено обследование территории ... административно округа города ... в ходе которого на фасаде (ограждающих панелях лифтовой шахты) многоквартирного дома N * по проспекту ... в городе ... выявлено наличие самовольно нанесенных надписей.
По состоянию на _ _ 2015 года управление многоквартирным домом N * по проспекту ... осуществляет ООО " УК".
Таким образом, ООО " УК"", как управляющая организация многоквартирным домом N * по проспекту ... , в соответствии с Правилами благоустройства территории муниципального образования город ... , обязана обеспечить соблюдение соответствующих норм и правил.
Согласно статье 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Из примечания к данной статье следует, что под должностным лицом в настоящем Кодексе понимается, в частности, руководители и работники иных организаций, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.
В соответствии с приказом от _ _ 2015 года N * на должность *** по эксплуатации жилищного фонда ООО " УК"" принят Суханов В.В.
Согласно пунктам 2.1, 2.11, 3.2.2 Должностной инструкции *** по эксплуатации жилищного фонда, утвержденной генеральным директором ООО " УК"", в должностные обязанности *** входит надзор за соблюдением правил благоустройства, контроль и обеспечение их соблюдения в процессе деятельности управляющей организации.
В связи с выявленными нарушениями _ _ 2016 года в отношении *** ООО " УК"" Суханова В.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном п.1 ст. 2 Закона Мурманской области от 06 июня 2003 года N 401-01-ЗМО.
Проверяя правомерность привлечения к административной ответственности должностного лица, проанализировав положения ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, пункты 2.1, 2.11, 3.2.2 Должностной инструкции *** по эксплуатации жилищного фонда ООО " УК"", судья районного суда пришел к правомерному выводу о том, что Суханов В.В., являясь должностным лицом, осуществляя организационно-распорядительные функции, допустил нарушение пунктов 9.2.49, 9.3.7 Правил благоустройства территории муниципального образования город Мурманск, утвержденных решением Совета депутатов города Мурманска N 68-971 от 26 декабря 2013 года, выразившееся в необеспечении организации работ по очистке фасада многоквартирного дома N * по ... от самовольно нанесенных надписей, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного п.1 ст. 2 Закона Мурманской области от 06 июня 2003 года N 401-01-ЗМО.
Вина Суханова В.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного п.1 ст. 2 Закона Мурманской области от 06 июня 2003 года N 401-01-ЗМО "Об административных правонарушениях", подтверждается исследованными в ходе рассмотрения дела доказательствами, оцененными органом административной юрисдикции и судьей районного суда в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Постановление вынесено уполномоченным органом - административной комиссией Первомайского административного округа муниципального образования город Мурманск, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной п.1 ст. 2 Закона Мурманской области N 401-01-ЗМО от 06.06.2003 года "Об административных правонарушениях", с учетом характера совершенного административного правонарушения и личности виновного.
Доводы жалобы не ставят под сомнение выводы судьи и на законность принятого решения не влияют. Ссылки Суханова В.В. на отсутствие состава административного правонарушения несостоятельны и опровергаются представленными материалами дела.
Утверждение в жалобе о том, что Правилами благоустройства на Суханова В.В., как на должностное лицо, обязанность по очищению фасадов зданий от самовольно размещенных на них надписей не возложена, основано на ошибочном толковании норм права.
В соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать в том числе: благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, технического регулирования, пожарной безопасности, защите прав потребителей.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 39 Жилищного кодекса РФ).
В силу пункта 2 и подпункта "а" пункта 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), надлежащее содержание общего имущества, включая ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома - несущие стены, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции, обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса РФ.
Согласно пункту 10 Правил N491, в многоквартирном доме общее имущество многоквартирного дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе законодательства о техническом регулировании, которые закреплены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 4.2.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170 (Далее - Правила N 170), местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития.
В силу пункта 4.2.3.9 Правил N 170 фасады зданий следует очищать и промывать в сроки, установленные в зависимости от материала, состояния поверхностей зданий (степень загрязнения, наличие выколов, разрушение покрытия) и условий эксплуатации.
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил N 491).
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В связи с вышеизложенным, *** Суханов В.В., как должностное лицо Общества, являющегося управляющей организацией многоквартирного дома * по проспекту ... принявшей на себя функции по надлежащему обслуживанию, содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома несет ответственность за оказание всех услуг и выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме.
Иные доводы жалобы не являются основанием для отмены оспариваемых Сухановым В.В. принятых по делу решений. Каких-либо сомнений в доказанности вины Суханова В.В. в совершении инкриминированного ему административного правонарушения, которые в соответствии с частью 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли быть истолкованы в его пользу, не имеется.
Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.
При таких данных решение судьи является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Первомайского районного суда города Мурманска от 21 марта 2016 года оставить без изменения, жалобу Суханова В.В. - без удовлетворения.
Судья
Мурманского областного суда И.А.Федорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.