Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Устинович С.Е.
судей
Захарова А.В.
Тищенко З.Г.
при секретаре
Шелия О.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Сивакова А. Е. к Министерству социального развития Мурманской области о признании права на получение мер социальной поддержки и выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС,
по апелляционной жалобе Министра социального развития Мурманской области Мякишева С.Б.
на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 29 февраля 2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования Сивакова А. Е. к Министерству социального развития Мурманской области о признании права на получение мер социальной поддержки и выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС - удовлетворить.
Признать незаконным отказ Министерства социального развития Мурманской области в выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Сивакову А. Е. взамен ранее выданного удостоверения серии А N * от _ _ .
Обязать Министерство социального развития Мурманской области выдать Сивакову А. Е. удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году.
Взыскать с Министерства социального развития Мурманской области в пользу Сивакова А. Е. судебные расходы в размере *** рублей *** копеек.".
Заслушав доклад судьи Захарова А.В., выслушав объяснения представителей Министерства социального развития Мурманской области Васинцевой Л.М., Тереховой Е.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Сиваков А.Е. обратился в суд с иском к Министерству социального развития Мурманской области о признании права на получение мер социальной поддержки и выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В обоснование заявленных требований указал, что в период прохождения военной службы в восковой части * в период с _ _ по _ _ принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, будучи военным водителем 3-го класса, где получил суммарную дозу радиации - 10.9, о чем имеется запись в военном билете НЛ N *.
_ _ ему было выдано удостоверение серии А N *, подтверждающее его бессрочный статус участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году, в соответствии с которым он имел право на льготы и компенсации, предусмотренные Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Правомерность выдачи удостоверения никем оспорена не была.
В _ _ года им ответчику направлено заявление о выдаче удостоверения нового образца участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, необходимое для получения льгот и компенсаций, а также назначения досрочной трудовой пенсии по старости. Однако в выдаче удостоверения ему отказано ввиду того, что в военном билете отсутствуют сведения об участии в работах по ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения (первая зона).
Просит суд признать незаконным отказ Министерства социального развития Мурманской области в выдаче удостоверения нового образца участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС взамен ранее выданного удостоверения серии А N *, и обязать Министерство выдать ему удостоверение нового образца участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году, взамен ранее выданного удостоверения серии А N *. Взыскать с ответчика судебные расходы по оплате юридических услуг в размере *** рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере *** рублей.
Истец в судебном заседании заявленные требования поддержал, представитель ответчика Министерства социального развития Мурманской области в судебном заседании участия не принимал, представил возражения, в которых не согласился с исковыми требованиями.
Представитель третьего лица ГОКУ "Кандалакшский межрайонный ЦСПН" в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, с учетом позиции, изложенной в письменном отзыве на иск.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министр социального развития Мурманской области Мякишев С.Б. просит решение суда отменить, указывает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела; выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела; допущены нарушения норм материального права.
В обоснование апелляционной жалобы приводит доводы, аналогичные изложенным в возражениях на исковое заявление.
Со ссылками на законодательство указывает, что в связи с непредставлением документов, подтверждающих факт участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения (30 км зоне) _ _ комиссией Министерства труда и социального развития Мурманской области было обосновано отказано истцу в выдаче удостоверения нового образца.
Указывает, что суд не обоснованно не принял во внимание тот факт, что в военном билете Сивакова А.Е. имеется особая отметка о том, что он в период с _ _ по _ _ принимал участие в мероприятиях по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в составе войсковой части * в качестве военного водителя во второй зоне, а не в зоне отчуждения.
Ранее выданное гражданину удостоверение союзного образца без предоставления документов, предусмотренных пунктом 6 Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС от _ _ и предусматривающих основания выдачи такого удостоверения ранее, не является основанием для оформления и получения удостоверения установленного образца.
Приводит довод о том, что сведения, предоставленные отделом комиссариата Мурманской области по Ковдорскому району, ГОКУ "Государственный архив Мурманской области", комиссией по проверке правильности выдачи удостоверения участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС администрации Мурманской области подтверждают лишь факт выдачи Сивакову А.Е. удостоверения союзного образца, но не содержат сведений о документах, которые послужили основанием для выдачи такого удостоверения.
Кроме того, указывает, что решение суда неисполнимо, поскольку согласно пункту 8 Порядка бланки удостоверения выдаются МЧС России представителям уполномоченных органов на основании заявки, доверенности, оформленных в установленном порядке, и копий документов, послуживших основанием для принятия решения о выдаче гражданину удостоверения.
В возражениях на апелляционную жалобу Сиваков А.Е. просит решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились истец Сиваков А.Е., представитель третьего лица ГОКУ "Кандалакшский межрайонный ЦСПН", извещенные о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка в силу статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определили в необходимом объеме установилобстоятельства, имеющие значение для дела, должным образом применил нормы материального права, регулирующие правоотношения сторон.
В силу ст. 7 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1, Закон) действие настоящего Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.
Согласно ст. 8 указанного Закона зона отчуждения (именовавшаяся в 1986-1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988 года до 15 мая 1991 года - зоной отселения) - территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 и в 1987 годах население было эвакуировано. В зоне отчуждения на территории Российской Федерации запрещается постоянное проживание населения, ограничивается хозяйственная деятельность и природопользование. Перечень видов хозяйственной деятельности, порядок ее организации и природопользования в зоне отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 13 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", (в ред. Федерального закона от 24.11.1995 N 179-ФЗ) к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в том числе, военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ.
В соответствии с частью четвертой статьи 15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления. Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N 818 "О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных определять порядок и условия оформления и выдачи удостоверений отдельным категориям граждан из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и гражданам из подразделений особого риска" такими органами являются Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации.
Реализуя предоставленные полномочия, указанные федеральные органы исполнительной власти совместным Приказом МЧС России N 727, Минздравсоцразвития России N 831, Минфина России N 165н от 08.12.2006 г. утвердили "Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Порядок).
В соответствии с п. 4 Порядка для оформления и получения удостоверения по форме согласно приложениям N 1 или N 2 к настоящему Порядку участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС обращаются в уполномоченный орган по месту жительства (работы, службы) с письменным заявлением, одновременно с которым предъявляются: паспорт гражданина Российской Федерации; удостоверение установленного образца, подтверждающее факт участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В случае первичного обращения гражданина за получением удостоверения, а также при отсутствии в уполномоченном органе личного дела с материалами, послужившими основанием для выдачи ему ранее удостоверения либо при отсутствии в его личном деле, подлежащем постоянному хранению в органах (их правопреемниках), оформивших и выдавших ему ранее удостоверение союзного (российского) образца, документов, подтверждающих выполнение работ в зоне отчуждения, заявителем представляется кроме вышеперечисленных один или несколько документов (оригиналы либо заверенные в установленном порядке копии) из числа документов, предусмотренных пунктом 6 настоящего Порядка.
Согласно пункту 6 Порядка, документами, подтверждающими участие граждан в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, являются в том числе военный билет (разделы "Прохождение учебных сборов" и "Особые отметки") с записью о работе по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (в зоне отчуждения); выписка из приказа по личному составу воинской части, принимавшей участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, о прибытии, убытии и работе в зоне отчуждения.
В письме Госкомтруда СССР от 4 июля 1990 года N 2125-ФК указано, что удостоверения советского образца выдавались лицам, принимавшим участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в пределах 30-километровой зоны (зоны отселения), определенной в базовом Законе (ст. 8) как "зона отчуждения", а также лицам, выполнявшим работы непосредственно на самой станции. Именно эти граждане указаны в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 Закона; им как участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на основании части четвертой статьи 15 того же Закона выдаются удостоверения, подтверждающие такое участие, дающее право на установленные компенсации и льготы.
Как следует из материалов дела, в период с _ _ по _ _ Сиваков А.Е. принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в качестве военного водителя 3-го класса в составе войсковой части * в период прохождения срочной военной службы, где получил суммарную дозу радиации - 10.9р, что подтверждается копией военного билета НЛ N *.
В судебное заседание истец представил копию утерянного удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 г. серии А N * от _ _ , подтверждающего право на льготы и преимущества, установленные законодательством Союза ССР и союзных республик для лиц, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Удостоверение выдано Ковдорским райвоенкоматом.
Поскольку суду представлена незаверенная копия удостоверения, суд посредством иных доказательств проверил факт выдачи удостоверения. Так, из ответа Отдела военного комиссариата Мурманской области по Ковдорскому району от _ _ N * следует подтверждение выдачи истцу льготного удостоверения серии А N * от _ _ .
_ _ Сиваков А.Е. обратился в Министерство с заявлением о выдаче удостоверения нового образца, однако, ответчиком _ _ ему было отказано в выдаче удостоверения, в связи с тем, что в военном билете отсутствуют сведения о его участии в работах по ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения (первая зона).
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из установленной по результатам рассмотрения дела совокупности данных, подтверждающих право на получение истцом удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС именно в зоне отчуждения.
Так, в военном билете указано о работе истца по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС "во второй зоне" с _ _ по _ _ .
Позиция ответчика основана на том, что в случае выполнения работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в зоне отчуждения в военном билете должна была быть указана "первая зона".
Вместе с тем, такое разделение зон ("первая", "вторая" и "третья") не предусмотрено нормами Закона Российской Федерации от _ _ N *, статья 7 которого устанавливает подразделение территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС на следующие зоны:
зона отчуждения;
зона отселения;
зона проживания с правом на отселение;
зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Приведенная в заседании суда апелляционной инстанции ссылка ответчиков на уровень дозы облучения, полученной истцом (в военном билете указано "10,9 р") также не позволяет сделать вывод о пребывании истца не в зоне отчуждения.
Поскольку запись в военном билете некорректна и не соответствует терминам, используемым в Законе, суд запросил архивные данные в подтверждение обоснованности выдачи истцу удостоверения участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.
Согласно сведениям, представленным ГОКУ "Государственный архив мурманской области" от _ _ N *, комиссией по проверке правильности выдачи удостоверений участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС администрации Мурманской области в соответствии с поручением Правительства от 13 декабря 1993 года N ЮЯ-П9-42483 подтверждена правильность выдачи удостоверения Сивакову А.Е. и подтвержден факт его участия в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС именно в пределах зоны отчуждения с _ _ по _ _ .
Оценив представленные в материалах дела доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции на основании тщательного исследования письменных доказательств, правильно определив юридически значимые обстоятельства, установив их достаточно полно и объективно в ходе судебного разбирательства, дав им надлежащую правовую оценку, пришел к обоснованному выводу о том, что факт участия Сивакова А.Е. в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в пределах зоны отчуждения подтверждается совокупностью письменных документов, отвечающих требованиям относимости и достоверности, в связи, с чем имеются основания для возложения на ответчика обязанности выдачи истцу соответствующего удостоверения.
Следует дополнительно отметить, что войсковая часть *, в которой служил в спорный период истец, включена в утвержденный Приказом Министра Обороны РФ N 88 от 27.03.2003 года Перечень воинских частей, личный состав которых принимал участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 - 1990 гг.
Выводы суда в решении мотивированы, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона, не соглашаться с ними у судебной коллегии оснований не имеется, в связи с чем апелляционная жалоба, не содержащая сведений о наличии обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, удовлетворению не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им в решении дана правильная оценка.
Указание в жалобе на невозможность исполнения решения суда в связи с тем, что для оформления ответчиком удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС необходимо получить в МЧС России бланк удостоверения, не может являться основанием для отмены решения суда.
В соответствии с пунктом 8 Порядка бланки удостоверения выдаются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий представителям уполномоченных органов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, на основании заявки, доверенности, оформленных в установленном порядке, и копий документов, послуживших основанием для принятия решений о выдаче гражданам удостоверения.
По смыслу указанных положений бланк удостоверения может быть выдан МЧС России для оформления и выдачи удостоверения на основании заявки ответчика, доверенности и копии решения суда, вступившего в законную силу. Решение суда в данном случае является документом, послужившим основанием для выдачи удостоверения.
При таких обстоятельствах предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований к отмене решения суда, в том числе и по доводам апелляционной жалобы, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 29 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министра социального развития Мурманской области Мякишева С.Б. - без удовлетворения.
председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.