судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Москаленко Т.П.,
судей Берман Н.В. и Михалевой О.В.,
с участием прокурора Пучковой С.Л.,
при секретаре Кожевникове С.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке дело по апелляционной жалобе истицы Казьминой Т.И. на решение Октябрьского районного суда г. Липецка от 29 марта 2016 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований иску Казьминой Т.И. к Государственному учреждению - Липецкому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о перерасчете ежемесячных страховых выплат отказать".
Заслушав доклад судьи Берман Н.В., судебная коллегия
установила:
Казьмина Т.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее ГУ - ЛРО ФСС РФ) о перерасчете ежемесячных страховых выплат, ссылаясь на то, что является получателем страховых выплат в связи с наличием профессионального заболевания, по которому ей установлена утрата профессиональной трудоспособности. Полагала, что сумма заработка в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не проиндексирована в три раза, не проведена индексация её заработка и расчеты составлены без учета индексов: 2.5 - с 01 января 1993 года, 1,9 - с 01 апреля 1993 года, 1,81 - с 01 июля 1993 года. Просила взыскать с ответчика единовременно за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты" рублей и ежемесячно с ДД.ММ.ГГГГ - по "данные изъяты", а также взыскать расходы на оказание юридических услуг в размере "данные изъяты" рублей.
В судебное заседание истица Казьмина Т.И. и её представитель - Санчес В.П. не явились.
Представитель ответчика ГУ-ЛРО ФСС РФ - Севостьянов Д.А. исковые требования не признал, ссылаясь на то, что коэффициент 3 не подлежит применению к заработной плате истицы, поскольку он применяется к суммам заработка по увечьям, полученным за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, применение коэффициентов 2.5, 1.9, 1.81 и 1.9 приведет к необоснованному завышению сумм возмещения вреда истца.
Суд постановилрешение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе истица Казьмина Т.И. просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение норм материального права, не соответствие выводов суда обстоятельствам дела, и вынести по делу новое решение, которым удовлетворить требования в полном объеме.
Выслушав представителя ответчика ГУ - ЛРО ФСС РФ - Сундееву И.М., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Пучковой С.Л., полагавшей решение суда верным, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 1998 года N125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" право застрахованных на обеспечение по страхованию возникает со дня наступления страхового случая.
В соответствии с частями 1, 3, 9, 10 статьи 12 указанного Федерального закона, размер ежемесячной страховой выплаты определяется как доля среднего месячного заработка застрахованного, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности.
Среднемесячный заработок застрахованного исчисляется путем деления общей суммы его заработка (с учетом премий, начисленных в расчетном периоде) за 12 месяцев повлекшей повреждение здоровья работы, предшествовавших месяцу, в котором с ним произошел несчастный случай на производстве, установлен диагноз профессионального заболевания или (по выбору застрахованного) установлена утрата (снижение) его профессиональной трудоспособности, на 12. При расчете среднемесячного заработка застрахованного месяцы, не полностью им проработанные, а также месяцы, за которые отсутствуют сведения о заработке застрахованного, заменяются предшествующими месяцами, полностью проработанными на работе, повлекшей повреждение здоровья, и за которые имеются сведения о заработке, либо исключаются в случае невозможности их замены. Замена не полностью проработанных застрахованным месяцев не производится в случае, если в этот период за ним сохранялся в соответствии с законодательством Российской Федерации средний заработок, на который начисляются страховые взносы в соответствии со статьей 20.1 настоящего Федерального закона.
Ежемесячная страховая выплата в дальнейшем перерасчету не подлежит, за исключением следующих случаев: изменение степени утраты профессиональной трудоспособности; изменение круга лиц, имеющих право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного; уточнение данных о размере фактического заработка застрахованного; индексация ежемесячной страховой выплаты.
При назначении ежемесячной страховой выплаты суммы заработка, из которого исчисляется размер ежемесячной страховой выплаты, полученные за период до дня проведения индексации размеров ежемесячных страховых выплат в соответствии с пунктом 11 настоящей статьи, увеличиваются с учетом соответствующих коэффициентов, установленных для индексации размера ежемесячной страховой выплаты. При этом коэффициенты, примененные к суммам заработка, к назначенному размеру ежемесячной страховой выплаты не применяются (в редакции Федерального закона от 09 декабря 2010 года N 350-ФЗ).
В связи с повышением стоимости жизни и изменениями в уровне оплаты труда суммы заработка, из которого исчисляется размер ежемесячной страховой выплаты, увеличиваются с учетом следующих коэффициентов (абзац введен Федеральным законом от 19 мая 2010 года N 90-ФЗ):
за 1971 год и предшествующие периоды - 11,2; за 1972 год - 10,9; за 1973 год - 10,6; за 1974 год - 10,3; за 1975 год - 10,0; за 1976 год - 9,7; за 1977 год - 9,4; за 1978 год - 9,1; за 1979 год - 8,8; за 1980 год - 8,5; за 1981 год - 8,2; за 1982 год - 7,9; за 1983 год - 7,6; за 1984 год - 7,3; за 1985 год - 7,0; за 1986 год - 6,7; за 1987 год - 6,4; за 1988 год - 6,1; за 1989 год - 5,8; за 1990 год - 5,5; за 1991 год - 4,3.
Суммы заработка, из которого исчисляется размер ежемесячной страховой выплаты, дополнительно увеличиваются за период до 1 января 1991 года с учетом коэффициента 6, с 1 января 1991 года по 31 декабря 1991 года - с учетом коэффициента 3.
В связи с повышением стоимости жизни и изменениями в уровне оплаты труда при исчислении размера ежемесячной страховой выплаты суммы заработка, полученные за период с 1 января 1992 года по 31 января 1993 года, увеличиваются с учетом коэффициента 3.
Как установлено судом и следует из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Казьмина Т.И. находилась в трудовых отношениях с СПК "Коробовский", в должности телятницы (л.д. 27-29).
С ДД.ММ.ГГГГ Казьминой Т.И. установлено профессиональное заболевание и "данные изъяты"% утраты профессиональной трудоспособности. После неоднократных переосвидетельствований установлено "данные изъяты"% утраты профессиональной трудоспособности бессрочно - с ДД.ММ.ГГГГ.
Первоначально страховые выплаты истице были назначены работодателем.
Приказом ФСС РФ филиала N4 ЛРО ФСС РФ от ДД.ММ.ГГГГ Казьминой Т.И. назначены страховые выплаты в размере "данные изъяты" из расчета "данные изъяты"% от среднемесячного заработка за период с "данные изъяты" (л.д.17).
Разрешая заявленные требования, судом было установлено, что размер ежемесячных страховых выплат определен ГУ - ЛРО ФСС РФ в соответствии с Правилами возмещения работодателем вреда здоровью, действующим на момент назначения истице выплат в "данные изъяты" году, исходя из её среднемесячного заработка за 12 месяцев, предшествующего установлению ей степени утраты профессиональной трудоспособности ( "данные изъяты"), впоследствии размер ежемесячных страховых выплат ежегодно индексировался. Суд верно принял во внимание, что механизм индексации ежемесячных страховых выплат, предусмотренный пунктом 10 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ, применяется к заработку, из которого исчисляется размер страховой выплаты, - к среднему месячному заработку застрахованного лица в целом за весь период, то есть с "данные изъяты", а не к её конкретному заработку за отдельные месяцы расчетного периода. При этом, учитывая положения пункта 10 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года N125-ФЗ в редакции Федерального закона от 19 мая 2010 года N90-ФЗ, судом сделан верный вывод о том, что коэффициент 3 не подлежит применению к заработку истицы для исчисления страховых выплат, назначенных и выплачиваемых с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку должен применяться к страховым выплатам, назначенным с 06 октября 2006 года.
Исходя из вышеизложенного суд не усмотрел оснований для перерасчета Казьминой Т.И. ежемесячной страховой выплаты, и с данным выводом согласилась судебная коллегия.
Утверждение в жалобе, что индексации подлежат суммы заработка, а не среднемесячного заработка в целом, признается необоснованным, поскольку из буквального толкования пункта 10 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года N125-ФЗ, а также ранее действовавшего Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N4214-1 коэффициенты должны применяться к среднемесячному заработку в целом, в связи с чем данное утверждение основано на ошибочном толковании права.
Иные доводы апелляционной жалобы содержат субъективную оценку установленных по делу обстоятельств, в связи с чем не могут служить поводом для отмены оспариваемого судебного решения.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда г. Липецка от 29 марта 2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Казьминой Т.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.