Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Гулян Р.Ф.,
судей Сукачева Д.Ю., Куденко И.Е.,
при секретаре Бондарь А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по иску Растеряева А. Е. к администрации Калачёвского муниципального района Волгоградской области о признании отказа в перерасчете муниципальной пенсии незаконным, понуждении к перерасчету муниципальной пенсии, взыскании недополученной муниципальной пенсии,
по апелляционной жалобе истца Растеряева А. Е.
на решение Калачёвского районного суда Волгоградской области от 22 января 2016 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Растеряева А. Е. к администрации Калачёвского муниципального района Волгоградской области о признании отказа в перерасчете муниципальной пенсии незаконным, понуждении к перерасчету муниципальной пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, взыскании недополученной муниципальной пенсии в размере " ... " копеек - отказать.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Сукачева Д.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Растеряев А.Е. обратился в суд с иском к администрации Калачёвского муниципального района Волгоградской области о признании отказа в перерасчете муниципальной пенсии незаконным, понуждении к перерасчету муниципальной пенсии, взыскании недополученной муниципальной пенсии.
В обоснование исковых требований указал, что в связи с выходом на пенсию, ему как лицу, замещавшему должность муниципальной службы в администрации Калачёвского муниципального района Волгоградской области в соответствии решением Калачёвской районной Думы от 22 сентября 2006 года N 120 и законом Волгоградской области от 30 декабря 2002 г. N 778- ОД "О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность Губернатора Волгоградской области (главы администрации Волгоградской области), лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области", исходя из стажа 20 лет, была назначена пенсия за выслугу лет в размере 60% ежемесячного денежного содержания муниципального служащего Калачёвского муниципального района Волгоградской области, в размере " ... " копеек. Решением Калачёвской районной Думы от 12 декабря 2008 года N 340 был закреплен новый механизм определения размера пенсии за выслугу лет, что дало ему право обратиться в администрацию Калачёвского муниципального района Волгоградской области с заявлением о перерасчете муниципальной пенсии по выслуге лет. Однако ему дважды- ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ было необоснованно отказано в перерасчете муниципальной пенсии, со ссылкой на то, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время пенсия за выслугу лет ему начисляется без нарушений, в соответствии с принятыми нормативно -правовыми актами Калачёвского муниципального района Волгоградской области о пенсионном обеспечении за выслугу лет. Считает отказ в перерасчете муниципальной пенсии незаконным.
Растеряев А.Е. просил суд признать отказа в перерасчете муниципальной пенсии незаконным, понуждении Администрации Калачёвского муниципального района Волгоградской области производить ему начисление пенсии за выслугу лет независимо от начисления трудовой пенсии и взыскании с Администрации Калачёвского муниципального района Волгоградской области в его пользу недополученной пенсии за выслугу лет за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере " ... " копеек.
Суд постановилуказанное выше решение.
Не согласившись с постановленным судом решением, истец Растеряев А.Е., обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, в обоснование жалобы, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав представителя истца - Вологина М.В., поддержавшего доводы жалобы, обсудив указанные доводы, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
В соответствии с пунктами "ж" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79- ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.
Такой федеральный закон до настоящего времени не принят, в связи с чем условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25- ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).
В силу части 2 статьи 24 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25- ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Приведенные нормативные положения Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" направлены на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. По существу, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, но не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Пункт 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
В данном случае основания возникновения права на пенсионное обеспечение за выслугу лет государственных гражданских служащих Волгоградской области и лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области, а также порядок назначения пенсии за выслугу лет и определения ее размера урегулированы принятым Волгоградской областной Думой Законом Волгоградской области от 30 декабря 2002 г. N 778- ОД "О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность Губернатора Волгоградской области (главы администрации Волгоградской области), лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области".
Согласно статье 4 этого Закона финансирование пенсии за выслугу лет поименованных выше лиц производится за счет средств областного бюджета.
Особенности организации муниципальной службы в Волгоградской области и правовое положение муниципальных служащих Волгоградской области урегулированы Законом Волгоградской области от 11 февраля 2008 г. N 1626- ОД "О некоторых вопросах муниципальной службы в Волгоградской области", принятым Волгоградской областной Думой. В соответствии со статьей 9.2 этого Закона условия предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Финансирование пенсий за выслугу лет муниципальным служащим осуществляется за счет средств местных бюджетов.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Из приведенных законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, Растеряев А.Е., является получателем муниципальной пенсии за выслугу лет в соответствии с решением Калачёвской районной Думы от 22 сентября 2006 года N 120 и законом Волгоградской области от 30 декабря 2002 года N 778-ОД "О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность Губернатора Волгоградской области (главы администрации Волгоградской области), лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области".
В соответствии со ст. 6 Закона Волгоградской области от 30 декабря 2002 г. N 778- ОД "О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность Губернатора Волгоградской области (главы администрации Волгоградской области), лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области" предусмотрено, что лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Волгоградской области, пенсия за выслугу лет устанавливается при наличии стажа государственной службы, установленного пунктом 3 статьи 5 данного Закона (не менее 15 лет), в размере 30 процентов среднемесячного денежного содержания государственного гражданского служащего Волгоградской области. За каждый полный год стажа государственной гражданской службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента ежемесячного денежного содержания государственного гражданского служащего Волгоградской области. При этом пенсия не может превышать 60 процентов среднемесячного денежного содержания государственного гражданского служащего Волгоградской области и составлять более 2,6 должностного оклада (в редакции Законов Волгоградской области от 28 декабря 2009 г. NN 1977-ОД, от 20 апреля 2012 г. N 41-ОД, от 6 июня 2014 г. N 90-ОД).
В этой связи, истцу исходя из стажа 20 лет, была назначена пенсия за выслугу лет в размере 60% ежемесячного денежного содержания муниципального служащего Калачёвского муниципального района Волгоградской области, в размере " ... " копеек.
Решением Калачёвской районной Думы Волгоградской области от 12 декабря 2008 года N 340 было утверждено положение о пенсионном обеспечении за выслугу лет муниципальных служащих и лиц, замещавших муниципальные должности.
Поскольку ежемесячная денежная выплата муниципальным служащим производится за счет средств бюджета Калачёвского муниципального района и с учётом его возможностей, подпунктом 2, пункта 5 ст. 9 Положения, утвержденного решением Калачёвской районной Думой Волгоградской области от 12 декабря 2008 года N 340 было определено производить перерасчет пенсии путём индексации размера пенсии за выслугу лет на соответствующие индексы повышения (увеличения) должностного оклада и надбавки за классный чин муниципальных служащих.
Распоряжением администрации Калачёвского муниципального района Волгоградской области от 22 ноября 2012 года N 618рп " Об индексации размера пенсии за выслугу лет" Растеряеву А.Е. проиндексирована пенсия за выслугу лет на 6%.
Принимая во внимание, распоряжение администрации Калачёвского муниципального района Волгоградской области, пенсия истца была проиндексирована и на момент рассмотрения данного дела в суде общая сумма пенсии Растеряева А.Е. составляет " ... " копеек, из которой пенсия по старости составляла " ... " копеек в месяц, пенсия за выслугу лет в размере " ... " копеек
Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела, исследованными в судебном заседании.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что пенсии за выслугу лет муниципальным служащим, в том числе муниципальному служащему Растеряеву А.Е. выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, то само по себе изменение органами местного самоуправления правил исчисления таких пенсий и их размера не может рассматриваться как ухудшающее их положение, в том числе положение муниципального служащего Растеряева А.Е. и нарушать его право на пенсионное обеспечение.
Следовательно, действия Калачёвского муниципального района Волгоградской области, связанные с начислением, перерасчетом и выплатой пенсии по выслуге лет муниципальному служащему Растеряеву А.Е. являются законными, поскольку основаны на положении о пенсионном обеспечении за выслугу лет муниципальных служащих и лиц, замещавших муниципальные должности, утвержденном решением Калачёвской районной Думы Волгоградской области от 12 декабря 2008 года N 340.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.
Довод апелляционной жалобы о необоснованном отказе в иске, является несостоятельным, так как правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств соответствующих бюджетов, отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Таким образом, финансирование доплаты к пенсии (пенсии муниципального служащего за выслугу лет) осуществляется за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований, которые вправе вводить и изменять порядок и условия доплаты к пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий, поскольку решение вопроса о дополнительных выплатах к пенсиям лицам, замещавшим на постоянной основе муниципальные должности, отнесено к исключительной компетенции органа местного самоуправления.
Ссылка истца в жалобе на Постановление Калачёвского городского поселения от 30 декабря 2013 года N56, которым гражданину М.А.И. была установлена пенсия за выслугу лет отдельно и независимо от пенсии по старости, несостоятельна, поскольку указанный прецедент не является источником права.
Иные доводы апелляционной жалобы, также являются необоснованными и не опровергают выводов суда.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Калачёвского районного суда Волгоградской области от 22 января 2016 года оставить - без изменения, апелляционную жалобу истца Растеряева А. Е. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.