Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Скипальской Л.И.
судей Ганченковой В.А.
Ериной Н.П.
при секретаре Раскиной А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании 17 мая 2016 г. в г.Саранске Республики Мордовия гражданское дело по апелляционной жалобе Морозовой Ольги Борисовны на решение Теньгушевского районного суда Республики Мордовия от 23 марта 2016 г.
Заслушав доклад судьи Ганченковой В.А., судебная коллегия
установила:
Морозова О.Б. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Теньгушевском муниципальном районе Республики Мордовия о защите пенсионных прав.
В обоснование иска указала, что 18 января 2016 г. она обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Теньгушевском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости. Решением ответчика N "данные изъяты" от 27 января 2016 г. ей было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия необходимого (25 лет) специального стажа работы. По мнению ответчика, её специальный стаж работы на день обращения составил 21 год 10 месяцев 08 дней.
Просила суд признать незаконным и отменить решение ответчика N "данные изъяты" от 27 января 2016 г., обязать ответчика зачесть в специальный стаж, дающий право на получение досрочной страховой пенсии с применением двух льгот из расчёта 1 год работы за 1 год и 3 месяца + 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, то есть в кратном исчислении 1 год работы за 1 год и 9 месяцев, следующие периоды: с 16 июля 1999 г. по 13 октября 1999 г., с 27 ноября 1999 г. по 10 января 2001 г. в должности акушерки смотрового кабинета "данные изъяты"; с 11 января 2001 г. по 31 декабря 2001 г., с 01 января 2002 г. по 13 сентября 2004 г., с 27 октября 2004 г. по 23 марта 2009 г., с 07 мая 2009 г. по 16 февраля 2011 г., с 18 февраля 2011 г. по 12 мая 2011 г., с 25 января 2013 г. по 11 февраля 2014 г., с 28 марта 2014 г. по 17 января 2016 г. в должности акушерки родильного отделения; с 13 мая 2011 г. по 29 сентября 2011 г. - отпуск по беременности и родам; с 14 октября 1999 г. по 26 ноября 1999 г., с 14 сентября 2004 г. по 26 октября 2004 г., с 24 марта 2009 г. по 06 мая 2009 г., с 12 февраля 2014 г. по 27 марта 2014 г. - курсы повышения квалификации; 17 февраля 2011 г. - командировка.
Обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" досрочно со дня обращения с заявлением о назначении пенсии, то есть с 18 января 2016 г.
Решением Теньгушевского районного суда Республики Мордовия от 23 марта 2016 г. исковые требования Морозовой О.Б. удовлетворены частично.
Суд обязал ответчика включить в специальный стаж МорозовойО.Б. для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в льготном исчислении из расчета как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев следующие периоды:
- с 13 мая 2011 г. по 29 сентября 2011 г. - отпуск по беременности и родам;
- с 14 сентября 2004 г. по 26 октября 2004 г., с 24 марта 2009 г. по 06 мая 2009 г., с 12 февраля 2014 г. по 27 марта 2014 г. - курсы повышения квалификации;
- 17 февраля 2011 г. - командировка.
Решение ответчика N "данные изъяты" от 27 января 2016 г. в части невключения этих периодов в указанном льготном исчислении признано незаконным и отменено.
Исковые требования в части включения периодов работы МорозовойО.Б. в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 9 месяцев, возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" досрочно со дня обращения с заявлением о назначении пенсии, то есть с 18 января 2016 г. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Морозова О.Б. с решением суда в части отказа в удовлетворении остальных требований не согласна, полагает, что у нее имеется достаточный специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии с 18 января 2016 г.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчик просил решение районного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание Морозова О.Б., представитель Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Теньгушевском муниципальном районе Республики Мордовия не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом путем заблаговременного направления по почте судебного извещения с уведомлением о вручении, о причинах неявки суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, и отложить разбирательство дела суд не просили.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки уважительными, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 18 января 2016 г. Морозова О.Б. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Теньгушевском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Теньгушевском муниципальном районе Республики Мордовия N "данные изъяты" от 27 января 2016 г. в назначении досрочной трудовой пенсии ей отказано, так как ее льготный стаж составляет 21 год 10 месяцев 8 дней.
В специальный стаж из расчета 1 год за 1 год и 3 месяца включен период работы истицы в должности акушерки смотрового кабинета "данные изъяты" с 16 июля 1999 г. по 13 октября 1999 г.;
в календарном исчислении включен период работы в должности акушерки смотрового кабинета "данные изъяты" с 27 ноября 1999 г. по 10 января 2001 г.;
в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев включены периоды работы в должности акушерки родильного отделения с 11 января 2001 г. по 31 декабря 2001 г., с 01 января 2002 г. по 13 сентября 2004 г., с 27 октября 2004 г. по 23 марта 2009 г., с 07 мая 2009 г. по 16 февраля 2011 г., с 18 февраля 2011 г. по 12 мая 2011 г., с 25 января 2013 г. по 11 февраля 2014г., с 28 марта 2014 г. по 17 января 2016 г.;
в календарном исчислении включен период отпуска по беременности и родам с 13 мая 2011 г. по 29 сентября 2011 г.;
в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца включены периоды курсов повышения квалификации с 14 октября 1999 г. по 26 ноября 1999 г., с 14 сентября 2004 г. по 26 октября 2004 г., с 24 марта 2009 г. по 06 мая 2009 г., с 12 февраля 2014 г. по 27 марта 2014 г.
Не засчитан в специальный стаж период нахождения ее в командировке - 17 февраля 2011 г.
Как следует из копии трудовой книжки, с 16 июля 1999г. Морозова О.Б работала в должности акушерки смотрового кабинета поликлиники "данные изъяты", с 11 января 2001 г. - переведена акушеркой родильного отделения ГУЗ " "данные изъяты"".
По настоящее время Морозова О.Б. работает в должности акушерки родильного отделения в ГБУЗ РМ " "данные изъяты"".
Согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно части 2 указанной статьи списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Законодательство предусматривает возможность льготного исчисления (год работы за год и шесть месяцев стажа) периодов работы в медицинских учреждениях, применительно к рассматриваемому спору, при наличии одновременно нескольких условий: работа должна протекать в подразделениях, указанных в перечне, на соответствующих должностях, указанных в нем же, и работа по занимаемой должности должна выполняться постоянно в течение полного рабочего дня. Совокупность указанных условий свидетельствует о таком характере работы, специфике выполнения функциональных обязанностей в соответствии с указанными в перечне должностями, которые существенно отличаются по уровню сложности и напряженности с выполнением должностных обязанностей другими работниками среднего медицинского персонала. Обязанность представления доказательств, свидетельствующих о том, что работа протекала в таких учреждениях и по должности, указанной в нормативно-правовых актах, лежит именно на истце.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781 утверждены список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьё 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу пункта 5 Правил 2002 г. периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:
а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца;
б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1 - 3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил.
Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом "а", так и подпунктом "б" настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.
Таким образом, Правила 2002 г. предусматривают возможность применения двух льготных порядков исчисления стажа одновременно, сложение которых влечет исчисление года работы за год и 9 месяцев. Учитывая, что льготное исчисление исходя из расчета год работы за год и три месяца, применяется только при смешанном стаже, то есть при работе, как в городах, так и в сельской местности и поселках городского типа, соответственно, и суммирование льготных порядков фактически возможно только при смешанном стаже.
Поскольку работа истицы
в должности акушерки с 11 января 2001 г. по 31 декабря 2001 г., с 01 января 2002 г. по 13 сентября 2004 г., с 27 октября 2004 г. по 23 марта 2009 г., с 07 мая 2009 г. по 16 февраля 2011 г., с 18 февраля 2011 г. по 12 мая 2011 г., с 25 января 2013 г. по 11 февраля 2014 г., с 28 марта 2014 г. по 17 января 2016 г. протекала только в сельской местности, применение льготного исчисления из расчета 1 год работы за год и 3 месяца, а соответственно, и суммирование двух льготных порядков исчисления стажа по указанным Правилам произведено быть не может.
В связи с этим в этой части доводы апелляционной жалобы МорозовойО.Б. являются несостоятельными.
По волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
С 10 июля 1992 г. и до 1 ноября 1999 г.
действовало Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", в котором пунктом 2 установлено, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам:
работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца;
врачам - хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам - анестезиологам - реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии, врачам - патологоанатомам и среднему медицинскому персоналу отделений общей, детской и инфекционной патологии республиканских, областных и городских патологоанатомических бюро, городских, районных, межрайонных и централизованных бюро патологоанатомических отделений, проводящим патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала, врачам - судебно - медицинским экспертам, среднему медицинскому персоналу районных, межрайонных и городских отделений бюро судебно - медицинской экспертизы, проводящим судебно - медицинское вскрытие, исследование трупов и трупного материала, обработку трупного материала - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.
Указанный порядок исчисления сроков выслуги лет изменен Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", вступившим в силу с 1 ноября 1999 г.
Пунктом 1 вышеуказанного Постановления Правительства Российской Федерации, вступившим в силу с 1 ноября 1999 г., был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
Таким образом, истица в спорный период с 16 июля 1999 г. по 13 октября 1999 г. работала в должности акушерки смотрового кабинета "данные изъяты".
В соответствии с пунктом 2 Перечня от 06 сентября 1991 г. N464 исчисление сроков выслуги производится по следующему правилу: среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и шесть месяцев.
В соответствии с пунктом 3 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения от 22 сентября 1999 г. N 1066 врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим в должностях в структурных подразделениях согласно Приложению (Перечень), один год работы засчитывается за один год и шесть месяцев при условии занятости в соответствующих должностях в течение полного рабочего дня. В разделе "Наименование должностей" Перечня указано: акушерки, в пункте 1 раздела "Наименование структурных подразделений" указано: отделения хирургического профиля стационаров.
В пункте 1 раздела "Наименование должностей" Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии как один год и шесть месяцев от 29 октября 2002 г. N781 (пункт 2 статьи 27 Закона N173-ФЗ) указано: акушерки, в пункте 1 раздела "Наименование структурных подразделений" указано: отделения хирургического профиля стационаров.
Поскольку истица в период с 16 июля 1999 г. по 13 октября 1999 г. работала в должности акушерки смотрового кабинета "данные изъяты" пенсионным органом правильно засчитан данный период в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца.
Вышеназванный период работы Морозовой О.Б. в должности акушерки смотрового кабинета "данные изъяты" не подлежит включению в специальный стаж истицы как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, поскольку указанное отделение не поименовано в Перечне, содержащемся в Положении от 06 сентября 1991 г. N464, и в Перечне, содержащемся в Правилах от 22 сентября 1999 г. и от 29 октября 2002 г., и не является отделением (палатой) хирургического профиля стационара.
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. В соответствии с пунктом 5 этих Правил в стаж также включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных отпусков, включая дополнительные.
Согласно абзацу 2 пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
В совместном информационном письме Министерства труда Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 04 ноября 2002 г. N 7392-ЮЛ/ЛЧ-25-25/10067 указано, что отпуск по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности и включать его в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Данные разъяснения обязательны для исполнения всеми структурными подразделениями Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно статье 255 Трудового кодекса Российской Федерации основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности, который в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 01 августа 2007 г. N 514 "О Порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности", служит документом, подтверждающим временную нетрудоспособность.
Из разъяснений, изложенных в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" следует, что с учетом того, что в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам, предусмотренном в статье 255 Трудового кодекса Российской Федерации, ей выплачивается пособие по государственному социальному страхованию на основании листка нетрудоспособности, выданного по случаю временной нетрудоспособности, указанный период также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Судом первой инстанции установлено, что Морозова О.Б. в период нахождения в отпуске по беременности и родам занимала должность акушерки родильного отделения ГУЗ "Теньгушевская центральная районная больница", ее работа в этой должности оспариваемым решением включена в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев, тем самым судом обоснованно включен в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев период нахождения ее в отпуске по беременности и родам.
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации и в командировках являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием продолжения выполняемой работы.
С учетом изложенного районный суд правомерно включил время нахождения истицы на курсах повышения квалификации и в командировке в подсчет льготного стажа.
Поскольку на момент обращения с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости, так и на дату вынесения судебного решения (с учетом частичного удовлетворения исковых требований и включения некоторых спорных периодов работы в специальный стаж) специальный стаж истицы составил менее 25 лет, районный суд обоснованно отказал в удовлетворении требований истицы о понуждении ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, и не опровергают выводов судебного решения.
Решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с требованиями материального и процессуального права, в связи с чем оснований для его отмены или изменения, не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Теньгушевского районного суда Республики Мордовия от 23 марта 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Морозовой Ольги Борисовны - без удовлетворения.
Судья- председательствующий Л.И. Скипальская
судьи В.А. Ганченкова
Н.П. Ерина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.