Заместитель председателя Верховного Суда Республики Мордовия Мартышкин В.Н., рассмотрев в городе Саранске жалобу генерального директора открытого акционерного общества "Мордовская электротеплосетевая компания" ФИО1 на постановление Государственной жилищной инспекции Республики Мордовия N171 от 23 сентября 2015 г., решение судьи Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 16 декабря 2015г., решение судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 17 февраля 2016г., принятые по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества "Мордовская электротеплосетевая компания",
установил:
постановлением Государственной жилищной инспекции Республики Мордовия N171 от 23 сентября 2015 г. ОАО "Мордовская электротеплосетевая компания" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 (пяти тысяч) рублей.
Решением судьи Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 16 декабря 2015 г., оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 17 февраля 2016г., постановление Государственной жилищной инспекции Республики Мордовия N171 от 23 сентября 2015 г. по делу об административном правонарушении оставлено без изменения.
Директор ОАО "Мордовская электротеплосетевая компания" обратился в Верховный Суд Республики Мордовия с жалобой, в которой указывает о несогласии как с постановлением Государственной жилищной инспекции Республики Мордовия N171 от 23 сентября 2015 г., так и судебными актами, принятыми по результатам рассмотрения жалоб заявителя на указанное постановление, считает их незаконными, необоснованными и подлежащими отмене.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что Верховным судом республики неправомерно отклонен довод заявителя о том, что ОАО
"Мордовская электротеплосетевая компания" не является субъектом вмененного правонарушения, поскольку граница ответственности за поставляемую услугу проходит по внешней стене дома, и внутридомовые инженерные системы дома не имеют обратного (циркуляционного) трубопровода, а следовательно, субъектом является исполнитель коммунальных услуг-управляющая компания. Считает, что выездные проверки по приказам Госжилинспекции N538 и N 589 не имели оснований для их проведения. Выездная проверка по заявлению ФИО2 проведена с нарушением сроков, предусмотренных ст. 13 Федерального закона N 294. Указывает, что результаты проверок, проведенных с грубым нарушением требований Федерального закона N294, не могут явиться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований.
Кроме того, заявитель считает, протокол по делу об административном правонарушении является недопустимым доказательством, поскольку не отвечает требованиям части 5 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку составлен в отсутствии юридического лица или его представителя, а начальник юридического отдела ФИО3, подписавшая протоколом об административном правонарушении, не является законным представителем юридического лица, так какуказанные полномочия ей не передавались.
Утверждает, что при проведения измерений температуры горячей воды были нарушены требования Федерального закона "Об обеспечении единства измерений", поскольку в акте о необеспечении или некачественном обеспечении услуги горячего водоснабжения от 12 августа 2015г. нет данных о средстве измерения, а также отсутствуют данные о проверки примененного для измерений термометра, что, по мнению заявителя, ставит под сомнение полученных в рамках проверки результатов измерений.
Проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность постановления должностного лица и судебные решения, а также доводы жалобы директора Открытого акционерного общества "Мордовская электротеплосетевая компания" ФИО1, не усматриваю оснований для их отмены.
В соответствии со ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей, на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Субъектами данного правонарушения признаются как должностные лица и юридические лица, непосредственно обслуживающие жилищный фонд, так и органы, обязанные обеспечить контроль за его надлежащим состоянием.
Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются права потребителей, а непосредственным предметом посягательства - установленные нормативы, в соответствии с которыми исполнитель обязан предоставить потребителю услуги, соответствующие по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм и условиям договора, информации об услугах, предоставляемых исполнителем, а также установленный режим обеспечения населения коммунальными услугами, обеспечивающего непрерывность потребления, за исключением времени перерывов для проведения ремонтных и профилактических работ, в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями, не зависящими от исполнителя.
Часть 3 статьи 1 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предписывает, что требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании (далее также - установленные требования).
Согласно пункту 10 статьи 2 названного Федерального закона качество и безопасность воды (далее - качество воды) - совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические, органолептические и другие свойства воды, в том числе ее температуру.
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, должно быть обеспечено соответствие температуры горячей воды в точке водозабора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
Согласно требованиям пункта 2 статьи 19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Согласно гигиенических требований, установленных в пунктах 1.1. и 1.2СанПиН 2.1.4.2496-09, температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C. Данные санитарно-эпидемиологические требования к системам горячего централизованного водоснабжения направлены в том числе на предупреждение загрязнения горячей воды высоко контагиозными инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения, которые могут размножаться при температуре ниже 60 градусов (пункты 2.3 и 2.4). Вышеуказанные гигиенические требования являются обязательным для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения.
Как следует из материалов дела и установлено судьей районного суда, 12 августа 2016г.в ходе внеплановой выездной проверки Государственной жилищной инспекцией Республики Мордовия был обследован жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", в ходе которой комиссией был установлен факт несоответствия качества предоставляемых коммунальных услуг требованиям, указанным в приложении N1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам ипользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N354, Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам СанПин 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07 апреля 2009 г. N20, пункту 5.3.1 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. N170, а именно: было выявлено несоответствие температуры горячей воды установленным нормам - температуры горячего водоснабжения в точке водозабора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании - температура теплоносителя, подающегося ресурсоснабжающей организацией ОАО "Мордовская электротеплосетевая компания" на указанный многоквартирный дом составляет+54,6 °C (подающий трубопровод),тогда как температура горячей воды в местах водозабора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже +60 °C и не выше +75 °C.
Выявленные нарушения температурного режима поставляемого коммунального ресурса явились основанием для составления в отношении общества протокола об административном правонарушении от 26 августа 2015 г. N267/1342 и вынесения постановления от 23 сентября 2015 г. N171 о привлечении ОАО "Мордовская электротеплосетевая компания" к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Факт совершения ОАО "Мордовская электротеплосетевая компания" административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении N 267/1342 от 26 августа 2015г. (л.д. 14-15); актом необеспечения или некачественного обеспечения услуги горячего водоснабжения от 12 августа 2015г. (л.д.8-9); приказами государственной жилищной инспекции Республики Мордовия N580 от 07 августа 2015г. и N538 от 24 июля 2015г. о проведении внеплановых выездных проверок (л.д.10-11, 12-13); Постановлением N171 об административном правонарушении от 23 сентября 2015г. (л.д.6-7) и другими доказательствами, правильно оцененными судьей районного суда и судьей Верховного Суда республики в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в их совокупности.
Нарушений процессуальных требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих недопустимость перечисленных выше доказательств, не допущено. Данные доказательства являются допустимыми и достоверными, объективно ничем не опровергнутыми.
При таких обстоятельствах действия ОАО "Мордовская электротеплосетевая компания" правильно квалифицированы по ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований сомневаться в выводах судьи районного суда и судьи Верховного Суда Республики Мордовия не имеется.
Доводы директора ОАО ФИО1 о том, что акт о необеспечении или некачественном обеспечении услуги горячего водоснабжения от 12 августа 2015г. является недопустимым доказательством, поскольку в нем нет данных о средстве измерения, а также отсутствуют данные о проверки примененного для измерений температуры горячей воды термометра, отклоняются.
Указанный документ был исследован судьями нижестоящих судов, обосновано оценен в совокупности с другими доказательствами по делу с точки зрения допустимости, достоверности.
Кроме того, как следует из материалов дела, замер температуры горячей воды 12 августа 2015г. в точке водоразбора осуществлялся в составе комиссии: консультанта отдела лицензирования Госжилинспекции Республики Мордовия ФИО6, инженера ОДПУ ООО "Рузаевского ГУК" ФИО4, и заместителя главного инженера по теплоснабжению ОАО " Мордовская электротеплосетевая компания" ФИО5. Каких-либо замечаний и сомнений относительно используемого измерительного прибора температуры горячей воды, в том числе со стороны представителя ресурсоснабжающего предприятия не высказывалось (л.д.8-9).
При контрольной проверке исполнения предписания Государственной жилищной инспекции Республики Мордовия от 26 августа 2015г. N 771/1342 (л.д.95), был проведен повторный замер на спорной точке ввода температуры горячей воды в дом, в результате которого было установлено, что температуры вводы на вводе составила +62,7 градуса (л.д.132).
Как свидетельствуют материалы дела, при проведении замера температуры горячей воды представитель ОАО "Мордовэлектротеплосетевая компания" замечаний по месту замера и порядку его проведения вновь не имел.
В ходе судебного заседания допрошенная в качестве свидетеля ФИО6 показала, что в ходе производства измерений температуры горячей воды представителю ОАО "Мордовская электротеплосетевая компания" и другим участвующим лицам был представлен на обозрение электронный прибор, каких-либо замечаний к прибору измерения высказано не было.
Кроме того, как следует из показаний указанного свидетеля, указанный прибор измерения температуры воды единственный у Госжилинспекции Республики Мордовия. На момент рассмотрения административного дела районным судом, предписание об устранении нарушения, выданное ОАО "Мордовская электротеплосетевая компания", было выполнено, все нарушения устранены (л.д.6-7).
Непринятие всех необходимых мер при наличии у ОАО "Мордовская электротеплосетевая компания" соответствующей возможности, свидетельствует о наличии его вины в нарушении Правил предоставления коммунальных услуг, выразившемся в нарушении температурного режима поставляемого коммунального ресурса- горячей воды.
Доводы директора ОАО "Мордовская электротеплосетевая компания", аналогичные изложенным в жалобе, в том числе о том, что ОАО "Мордовская электротеплосетевая компания" не является субъектом вмененного правонарушения, и о подписании протокола об административном правонарушении ФИО7, не являющейся законным представителем ОАО, нарушении Методических указаний при измерении температуры горячей воды, были предметом проверки судей нижестоящих судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в судебных решения, и не ставят под сомнение их законность и обоснованность.
Вопреки утверждению ФИО1, все доводы жалоб, поданных им в нижестоящие судебные инстанции, а также доказательства получили должную оценку, все фактические обстоятельства дела установлены полно и всесторонне, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, исследованными в ходе рассмотрения дела, и отражены в состоявшихся по делу судебных актах.
Иных доводов, которые могли бы опровергнуть выводы суда о виновности ОАО "Мордовская электротеплосетевая компания" в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и поставить под сомнение законность и обоснованность постановления должностного лица и принятых судебных актов по данному делу, в надзорной жалобе не приведено.
Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица, а также обжалуемых судебных актов, должностным лицом, судьями районного суда и Верховного Суда Республики Мордовия не допущено.
Постановление о привлечении ОАО "Мордовская электротеплосетевая компания" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах санкции ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и с учетом положений ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах состоявшиеся по делу судебные акты, а также постановление должностного лица сомнений в законности и обоснованности не вызывают, а потому оснований для их отмены не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя верховного суда республики
постановил:
постановление Государственной жилищной инспекции Республики Мордовия N171 от 23 сентября 2015 г., решение судьи Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 16 декабря 2015г., решение судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 17 февраля 2016г., принятые по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества "Мордовская электротеплосетевая компания", оставить без изменения, жалобу генерального директора открытого акционерного общества "Мордовская электротеплосетевая компания" ФИО1- без удовлетворения.
Заместитель Председателя
Верховного Суда
Республики Мордовия В.Н. Мартышкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.