Заместитель председателя Верховного Суда Республики Мордовия Мартышкин В.Н., рассмотрев в г. Саранске жалобу К. на постановление мирового судьи судебного участка N 3 Пролетарского района г. Саранска Республики Мордовия от 04 февраля 2016г. и решение судьи Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 29 марта 2016г. принятых по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения в отношении К.,
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка N 3 Пролетарского района г. Саранска Республики Мордовия от 04 февраля 2016г. К. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 3000 (три тысячи) рублей.
Решением судьи Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 29 марта 2016г. постановление мирового судьи судебного участка N 3 Пролетарского района г. Саранска Республики Мордовия от 04 февраля 2016г. оставлено без изменения, а жалоба К.- без удовлетворения.
Не соглашаясь с вынесенными по делу судебными актами, считая их незаконными и необоснованными, К. обжаловала их в Верховный Суд Республики Мордовия в порядке надзора, предлагая их отменить и производство по делу об административном правонарушении прекратить.
В обоснование доводов жалобы К. указывает, что при решении вопроса об её привлечении к административной ответственности были нарушены нормы материального права законодательства РФ и нормы кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Считает, что акт о неучтенном потреблении электроэнергии "N" от "дата"., акт осмотра измерительного комплекса коммерческого учета электроэнергии от "дата"., акт расчета объема бездоговорного потребления электроэнергии от "дата"., расчет стоимости выявленного объема бездоговорного потребления электроэнергии от "дата"., а также протокол об административном правонарушении являются недопустимыми доказательствами по делу, в нарушении закона были сфальсифицированы, составлены в её отсутствие, о чем свидетельствует отсутствие её подписей, чем существенно нарушены её права и она лишена права на защиту. В протоколе об административном правонарушении объяснение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, произведено не ею, равно как и подписан указанный протокол не ею. Указывает, что протокол об административном правонарушении составлен в нарушение положений статьи 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по истечению предусмотренного срока.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы К. свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения данной жалобы.
В соответствии со статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии со статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно требованиям статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности толкуются в пользу этого лица.
Как усматривается из протокола об административном правонарушении, должностным лицом установлено, что "дата"г. в "данные изъяты" минут К., "дата", по адресу: "адрес" самовольно и безучетно использовала электрическую энергию, то есть совершила административное правонарушение, предусмотренное статьей 7.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 3 Пролетарского района г. Саранска Республики Мордовия от 04 февраля 2016г. К. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 3000 рублей. При этом, мировой судья исходил из доказанности факта совершения К. бездоговорного потребления электроэнергии, в обоснование своего вывода сослался на протокол об административном правонарушении N "N" ( "N") от "дата"г., рапорт УУП ОП N4 УМВД России по г.о. Саранск ФИО2 от "дата"г.,заявление "N" от "дата"г. АО ТФ "Ватт", протокол осмотра места происшествия от "дата"г., акт "N" от "дата"г. о неучтенном потреблении электроэнергии, объяснения ФИО4, ФИО1, ФИО3, акт осмотра измерительного комплекса коммерческого учета электроэнергии от "дата"., акт расчета объема бездоговорного потребления электроэнергии от "дата"., расчет стоимости выявленного объема бездоговорного потребления электроэнергии от 30.11.2015г.
В соответствии со статьей 7.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, действовавшей на момент совершения вменяемого правонарушения, административным правонарушением является самовольное подключение к электрическим сетям, а равно самовольное (безучетное) использование электроэнергии, что влекло наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до четырех тысяч рублей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012г. N 442 "О функционировании розничных рынков электроэнергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электроэнергии утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электроэнергии.
В соответствии с пунктом 2 вышеуказанных Основных положений под бездоговорным потреблением электрической энергии понимается самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках.
Согласно пункту 26 Основных положений сетевая организация выявляет лиц, которые не заключили договоры, обеспечивающие продажу им электрической энергии (мощности) и при этом фактически потребляют электрическую энергию; составляет в установленном данным документов порядке акт о неучтенном потреблении электрической энергии; рассчитывает объемы бездоговорного потребления электрической энергии за период, истекший с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей; принимает меры по прекращению потребления электрической энергии в отсутствии договора и по обеспечению оплаты объемов электрической энергии, потребляемой без заключенного договора лицом, потребляющим электрическую энергию, путем введения полного ограничения режима потребления электрической энергии.
В соответствии с пунктами 192 и 193 Основных положений, по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии, и не позднее 3-х рабочих дней с даты его составления передается в адрес гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергосберегающей организации), обслуживающего потребителя, лица, осуществляющего бездоговорное потребление.
В акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться данные о лице, осуществляющем безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии; о способе и месте осуществления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии; о приборах учета на момент составления акта; о дате предыдущей проверки приборов учета- в случае выявления безучетного потребления, дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии,-в случае выявления бездоговорного потребления, объяснения лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии относительно выявленного факта; замечания к составленному акту
( при их наличии).
В соответствии с требованиями указанных норм, при составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление, обслуживающий его гарантирующий поставщик (энергсбытовая, энергоснабжающая организация), или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии.
Отказ лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии от подписания акта о неучтенном потреблении, а также его отказ присутствовать при составлении акта, должен быть зафиксирован в акте о неучтенном потреблении электроэнергии, составленном в присутствии двух незаинтересованных лиц, с указанием причин такого отказа.
Исходя их требований статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями свидетелей, заключениями экспертов, показаниями специальных технических средств, иными документами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Как следует из материалов дела, и установлено в судебном заседании, электромонтером-инспектором АО ТФ "Ватт" ФИО4 при установке приборов учета на "адрес", было обнаружено бездоговорное потребление электроэнергии "дата", в сарае, расположенном по "адрес". По данному факту был составлен акт о неучтенном потреблении электрической энергии.
Утверждения К. в жалобе о том, что указанный акт составлен с нарушением требований закона, она не присутствовала при составлении акта, а также не была уведомлена о его составлении, заслуживает внимание. Доказательств того, что К. присутствовала при составлении акта, материалы дела не содержат.
Так из акта "N" от "дата". следует, что в графе о месте установки приборов учета указано, что доступ к прибору учета отсутствует. Инспектор ФИО4 указала, что К. от подписания акта отказалась (л.д. 27 оборот). Вместе с тем, при отказе лица от подписания акта, при составлении акта не были привлечены два не заинтересованных лица.
Кроме того, как следует из рапорта сотрудника полиции ФИО5 от "дата"., что по факту незаконного подключения к электросетям фирмы "Ватт" им неоднократно предпринимались меры по установлению жильцов "адрес", однако дома никого не оказалось. В ходе телефонного разговора с ФИО1 последняя сообщила, что для дачи объяснения по указанному факту может явиться 26.11.2015г. (л.д.9)
В судебном заседании ФИО6 электромонтер-инспектор АО ТФ "Ватт" также пояснила, что осуществить визуальный осмотр энергопринимающих устройств потребления электроэнергии, позволяющий установить факт бездоговорного потребления электроэнергии, не представилось возможным в виду отсутствия доступа, в связи с отсутствием потребителя (л.д.43).
В ходе рассмотрения дела районным судом, ФИО4 также пояснила, что "дата". хозяев дома не было. После составления акта она позвонила диспетчеру, та сообщила участковому инспектору полиции, который осмотрел место происшествия, произвел фотосъемку и оставил записку с телефоном для хозяев дома.
Исходя из толкования пункта 193 Основных положений, отказ лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электроэнергии от подписания акта, а также его отказ присутствовать при составлении акта, должен быть зафиксирован уполномоченным лицом сетевой организации непосредственно в присутствии двух незаинтересованных лиц.
Таким образом, была нарушена процедура составления акта, что осталось без внимания и надлежащей оценке как суда первой, так и второй инстанции. Кроме того, не устранены и противоречия, содержащие в указанном акте, где указано, что К. от подписи отказалась, однако как следует из письменных объяснений и показаний в судебном заседании, кого-либо из жильцов "адрес" "дата". дома не оказалось.
Без внимания судей нижестоящих судов остался и вопрос относительно процедуры составления протокола об административном правонарушении.
Как следует из жалобы заявителя К., с августа 2015г. она проживает в г. Санкт-Петербург. В период составлении протокола об административном правонарушении она не находилась в городе, при составлении протокола не присутствовала, какие-либо объяснения не давала, и не расписывалась, в акте от "дата"г. также не расписывалась. Однако, как следует из протокола об административном правонарушении на л.д.2, содержатся объяснения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Из рапорта сотрудника полиции ФИО2 следует, что для дачи объяснений приглашена ФИО1 На л.д. 10 содержатся объяснения от 08.12.2015г. ФИО1, "дата" года рождения. Вместе с тем, протокол об административном правонарушении не содержит данных, что при оформлении протокола об административном правонарушении присутствовало доверенное лицо К.
Указанные выше нарушение влекут недопустимость использования акта "N" от "дата"., как одного из доказательств, положенных в основу протокола об административном правонарушении в отношении К., самого протокола об административном правонарушении, и как следствие- судебных решений.
При таких обстоятельствах, приведенные иные доказательства вины К. не могут быть оценены как достаточные для признания её виновной и назначении ей административного наказания по статье 7.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно требований закона, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств,
Поскольку обстоятельства совершения К. административного правонарушения не доказаны, постановление мирового судьи судебного участка N 3 Пролетарского района г. Саранска Республики Мордовия от 04 февраля 2016г. и решение судьи Пролетарского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 29 марта 2016г. подлежат отмене.
В связи с тем, что срок давности привлечения К. к административной ответственности, установленный часть1 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истек на момент рассмотрения жалобы на вступившие в законную силу судебные решения, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 30.13 и пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя верховного суда республики
постановил:
Жалобу К. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 3 Пролетарского района г. Саранска Республики Мордовия от 04 февраля 2016г. и решение судьи Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 29 марта 2016г., вынесенных по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения в отношении К. отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заместитель Председателя
Верховного Суда
Республики Мордовия В.Н. Мартышкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.