Решение Верховного Суда Республики Мордовия от 18 мая 2016 г.
(Извлечение)
Судья Верховного Суда Республики Мордовия Екония Г.К. при секретаре Крыловой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Саранске Республики Мордовия жалобу заместителя руководителя Управления Росприроднадзора по Республике Мордовия Е.Т. Макарова на решение судьи Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 18 марта 2016 г.,
установил:
21 декабря 2015 г. старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Мордовия, старший государственный инспектор отдела экологического надзора и надзора за земельными ресурсами Управления Росприроднадзора по Республике Мордовия С.Ю. Вовод составил в отношении АО ТФ "Ватт" протокол "N" об административном правонарушении.
В протоколе указано, что АО ТФ "Ватт" осуществляет производственную деятельность в Октябрьском районе г. Саранска Республики Мордовия, а размещает образующиеся в результате производственной деятельности отходы на полигоне ТБО в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия. Полигон эксплуатируется КУ г.о. Саранск "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства", которое по договору от 11 января 2011 г. N53/пр. оказывает АО ТФ "Ватт" услуги по захоронению ТБО на полигоне.
АО ТФ "Ватт" представило в Управление расчёты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3 кварталы 2015 г., в которых в разделе 4 "Размещение отходов производства и потребления" неправильно применён понижающий коэффициент 0,3 к базовым нормативам платы за размещение отходов производства и потребления. В расчётах также неправильно применён норматив платы 8 руб./тонна вместо 15 руб./тонна за размещение отходов V класса опасности по следующим отходам: опилки и стружка натуральной чистой древесины, код ФККО 30523000000; древесные отходы из натуральной чистой древесины несортированные, код ФККО 30529000000; тормозные колодки отработанные, код ФККО 920031000000.
В результате умышленного искажения экологической информации АО ТФ "Ватт" не внесло в бюджет плату в общей сумме 251 257 руб.
АО ТФ "Ватт" вменено умышленное искажение информации об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы лицами, обязанными сообщать такую информацию, и совершение административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также - КоАП Российской Федерации).
В протоколе отражены следующие объяснения защитника АО ТФ "Ватт" И.А. Язовцевой "С протоколом АО ТФ "Ватт" не согласно, объяснения изложены в устной форме" (т.д. 1, л.д. 219-230).
Постановлением заместителя главного государственного инспектора по охране природы по Республике Мордовия Е.Т. Макарова от "дата" АО ТФ "Ватт" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.5 КоАП Российской Федерации, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сорока тысяч рублей (т.д. 1, л.д. 237-247).
Решением судьи Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 18 марта 2016 г. постановление о назначении административного наказания отменено, производство по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения (т.д. 2, л.д. 80-85).
Заместитель руководителя Управления Росприроднадзора по Республике Мордовия Е.Т. Макаров подал жалобу на решение судьи районного суда, приведя по существу доводы о том, что в действиях АО ТФ "Ватт" имеется состав вменённого административного правонарушения. Просил решение отменить (л.д. т.д. 2, л.д. 92-94).
В судебном заседании защитник АО ТФ "Ватт" И.А. Язовцева относительно жалобы возразила.
Необходимости в допросе должностных лиц С.Ю. Вовода, составившего протокол об административном правонарушении, и Е.Т. Макарова, вынесшего постановление о назначении административного наказания, судья верховного суда республики не усматривает. При этом ходатайство Управления Росприроднадзора по Республике Мордовия, которое не является участником производства по делу, об отложении рассмотрения жалобы оставлено без рассмотрения.
Проверив на основании части 3 статьи 30.6 КоАП Российской Федерации дело в полном объёме, судья верховного суда республики приходит к следующему.
Статья 8.5 КоАП Российской Федерации предусматривает административную ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учёт объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчёте о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию. Такое административное правонарушение влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трёх тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
АО ТФ "Ватт" вменено совершение такого административного правонарушения при обстоятельствах, указанных в протоколе об административном правонарушении, и постановлением государственного инспектора указанное юридическое лицо привлечено к административной ответственности. В качестве нарушения указано на умышленное искажение информации об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы лицами, обязанными сообщать такую информацию, в связи с неправильными расчётами платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3 кварталы 2015 г.
Отменяя постановление о назначении административного наказания, судья районного суда пришёл к выводу о том, что в действиях АО ТФ "Ватт" отсутствует состав вменённого административного правонарушения. При этом судья исходил из того, что расчёт платы за негативное воздействие на окружающую среду содержит сведения о размере платы, не является информацией о состоянии окружающей среды и неправильность, неточность такого расчёта не может быть квалифицирована как сокрытие экологической информации. Производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации.
Решение судьи районного суда нельзя признать законным и обоснованным.
Как следует из материалов дела, АО ТФ "Ватт", находящееся по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Осипенко, д. 93 (т.д. 1, л.д. 186), осуществляет хозяйственную деятельность, в результате которой образуются отходы производства, и оказывается негативное воздействие на окружающую среду. Основной производственной деятельностью предприятия является передача и распределение электроэнергии (код 40.1 по ОКВЭД).
АО ТФ "Ватт" размещает отходы производства на муниципальном городском полигоне ТБО, расположенном на земельных участках с кадастровыми номерами 13:15:02 05 001:0074, 13:15:02 05 001:0081 по адресу: Республика Мордовия, Лямбирский район, в 5 км севернее с. Аксеново. Полигон находится в оперативном управлении КУ г.о. Саранск "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства", которое по договору от 11 января 2011 г. N53/пр. оказывает АО ТФ "Ватт" услуги по захоронению ТБО на полигоне .
При размещении отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", и АО ТФ "Ватт" является плательщиком такой платы.АО ТФ "Ватт" представило в Управление Росприроднадзора по Республике Мордовия расчёты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3 кварталы 2015 г., в которых в разделе 4 "Размещение отходов производства и потребления" применён понижающий коэффициент 0,3 к базовым нормативам платы за размещение отходов производства и потребления. Также в расчётах применён норматив платы 8 руб./тонна за размещение отходов V класса опасности по следующим отходам: опилки и стружка натуральной чистой древесины, код ФККО 30523000000; древесные отходы из натуральной чистой древесины несортированные, код ФККО 30529000000; тормозные колодки отработанные, код ФККО 920031000000 (т.д. 1, л.д. 89-125).
По заключению ведущего инженера сектора контроля почв, отходов и донных отложений - эксперта филиала "ЦЛАТИ по Республике Мордовия" ФБУ "ЦЛАТИ по ПФО" Н.А. Искандяровой при расчёте платы за негативное воздействие на окружающую среду АО ТФ "Ватт" неправильно применило понижающий коэффициент 0,3 к базовым нормативам платы за размещение отходов производства и потребления. Также АО ТФ "Ватт" неправильно применило норматив платы за размещение отходов V класса опасности для окружающей среды. Расчёты платы недостоверны и искажены (т.д. 2, л.д. 20-29).
Заключение эксперта полное, ясное, сомнений в обоснованности или правильности не вызывает.
Нормативы платы за размещение отходов производства и потребления утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 г. N344 (приложение N1).
Согласно абзацу второму примечания к этим нормативам они в пределах установленных лимитов применяются с использованием коэффициента 0,3 при размещении отходов на специализированных полигонах и промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями и расположенных в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия.
Расчёт платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется и представляется в соответствии с Порядком, утверждённым приказом Ростехнадзора от 05 апреля 2007 г. N204 (приложение 2).
В соответствии с пунктом 3 настоящего приказа расчёт представляется плательщиками не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчётным кварталом.
Согласно пункту 26 настоящего Порядка в столбце 24 в соответствии с приложением 1 к Постановлению от 12 июня 2003 г. N344 указывается коэффициент места расположения объекта размещения отходов в пределах установленного лимита. Если объект расположен в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия и является специализированным полигоном (промышленной площадкой), оборудованным в соответствии с установленными требованиями, по данному столбцу указывается коэффициент 0,3. Если объект расположен за пределами промышленной зоны источника негативного воздействия или не является специализированным полигоном (промышленной площадкой), оборудованным в соответствии с установленными требованиями, а также при сверхлимитном размещении отходов в данном столбце ставится прочерк.
Исходя из этих нормативных положений, понижающий коэффициент 0,3 к базовым нормативам платы за размещение отходов производства и потребления может быть применён только при размещении отходов, образующихся в границах промышленной зоны предприятия и размещённых на объекте размещения отходов, расположенном на территории этой же промышленной зоны.
АО ТФ "Ватт" размещает отходы производства на муниципальном городском полигоне, расположенном за пределами промышленной зоны предприятия, и поэтому при расчёте платы за негативное воздействие на окружающую среду предприятие неправильно применило понижающий коэффициент 0,3 к базовым нормативам платы за размещение отходов производства и потребления.
Согласно позиции 5 нормативов платы за размещение отходов производства и потребления, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 г. N344 (приложение N1), установлены следующие нормативы платы за размещение отходов V класса опасности для окружающей среды (практически неопасные):
добывающей промышленности - 0,4 руб./тонна;
перерабатывающей промышленности - 15 руб./тонна;
прочие - 8 руб./тонна.
Письмом от 21 ноября 2005 г. АМ-17-1960 Ростехнадзор сообщил, что норматив платы 15 рублей за тонну применяется для целей исчисления платы за размещение отходов производства V класса опасности для окружающей среды, образованных в результате деятельности по переработке добытого полезного ископаемого (обогащении, технологическом переделе, химическом превращении), а также осуществлении видов деятельности, перечисленных в разделах D, E и F "Общероссийского классификатора видов экономической деятельности" ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), утверждённого постановлением Госстандарта России от 06 ноября 2001 г. N454-ст "О принятии и введении в действие ОКВЭД". Норматив платы 8 рублей за тонну применяется для целей исчисления платы за размещение отходов V класса опасности для окружающей среды, образованных на предприятиях непроизводственной сферы; отходов потребления, образованных на предприятиях производственной сферы, муниципальных отходов.
АО ТФ "Ватт" осуществляет основную производственную деятельность по передаче и распределении электроэнергии, то есть деятельность, указанную в раздела E "Общероссийского классификатора видов экономической деятельности" (код 40.1), и поэтому для целей исчисления платы за размещение предприятием отходов производства V класса опасности для окружающей среды должен применяться норматив платы 15 руб./тонна. Предприятие неправильно применило норматив платы 8 руб./тонна за размещение отходов V класса опасности для окружающей среды.
Таким образом, АО ТФ "Ватт" представило в расчётах платы за негативное воздействие на окружающую среду недостоверную и искажённую информацию о фактически оказанном негативном воздействии на окружающую среду, что может быть расценено как умышленное искажение и несвоевременное сообщение предприятием полной и достоверной экологической информации.
В действиях АО ТФ "Ватт" усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.5 КоАП Российской Федерации, а обратный вывод судьи районного суда основан на неправильном применении нормативных документов и не соответствует обстоятельствам дела.
Основания для прекращения производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения не имеется, дело всесторонне, полно и объективно судьёй районного суда не рассмотрено, и решение судьи районного суда подлежит отмене.
Годичный срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды и природопользования, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП Российской Федерации для данной категории дел, не истёк.
При таких обстоятельствах и на основании пункта 4 части 1 статьи 30.7, части 3 статьи 30.9 КоАП Российской Федерации решение судьи районного суда подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение судье районного суда.
Руководствуясь статьями 30.7-30.9, 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья верховного суда республики
решил:
отменить решение судьи Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 18 марта 2016 г. и возвратить дело на новое рассмотрение судье районного суда.
Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, путём подачи жалобы и принесения протеста непосредственно в Верховный Суд Республики Мордовия на имя председателя верховного суда республики.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия Г.К. Екония
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.