Судья Тульского областного суда Бугаков О.А.,
при секретаре Дорошкове А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Центр образования N48" Смолиной О.Е. на постановление ВРИО начальника отдела по надзору за соблюдением трудового законодательства N Государственной инспекции труда в Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Ленинского районного суда Тульской области от 11 марта 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением ВРИО начальника отдела по надзору за соблюдением трудового законодательства N 2 Государственной инспекции труда в Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Центр образования N48" (далее по тексту МБОУ ЦО N48) привлечено к административной ответственности по ст.5.31 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда Тульской области от 11 марта 2016 года постановление ВРИО начальника отдела по надзору за соблюдением трудового законодательства N2 Государственной инспекции труда в Тульской области от 12 февраля 2016 года оставлено без изменения, жалоба МБОУ ЦО N48 без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Тульский областной суд, директор МБОУ ЦО N48 Смолина О.Е. просит отменить решение судьи Ленинского районного суда Тульской области от 11 марта 2016 года, полагая указанный судебный акт не основанным на законе.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения директора МБОУ ЦО N48 директора Смолиной О.Е., судья приходит к следующему.
Ответственность по ст.5.31 КоАП РФ наступает в случае нарушения или невыполнения работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению, и влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Как следует из представленных материалов, в ходе проведения проверки МБОУ ЦО N 48, расположенного по адресу: "адрес", был выявлен факт привлечения ФИО5, являющейся председателем первичной профсоюзной организации, к дисциплинарной ответственности с нарушением пункта 9.9. коллективного договора, согласно которому работники, избранные в органы профессиональных союзов не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию без предварительного согласия профсоюзного органа, руководители профсоюзных органов - без предварительного согласия вышестоящего профсоюзного органа.
В этой связи ДД.ММ.ГГГГ ВРИО начальника отдела по надзору за соблюдением трудового законодательства N2 Государственной инспекции труда в Тульской области по результатам проведенной проверки был составлен протокол об административном правонарушении в отношении МБОУ ЦО N48 по признакам административного правонарушения, предусмотренного ст.5.31 КоАП РФ.
ДД.ММ.ГГГГ на основании данного протокола об административном правонарушении было вынесено постановление, которым МБОУ ЦО N48 привлечено к административной ответственности по ст.5.31 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда Тульской области от 11 марта 2016 года указанное постановление должностного лица от 12 февраля 2016 года оставлено без изменения.
Однако с таким решением должностного лица и судьи районного суда согласиться нельзя.
Согласно абзацу 2 статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статьи 381 Трудового кодекса Российской Федерации неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда) являются индивидуальным трудовым спором.
Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами (статья 382 Трудового кодекса Российской Федерации).В силу указанной нормы Государственная инспекция труда не наделена полномочиями по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Статьями 353, 356, 357 Трудового кодекса Российской Федерации на нее возложены функции государственного надзора по соблюдению трудового законодательства.
Разногласия между МБОУ ЦО N48 и ФИО5 по соблюдению порядка привлечения последней к дисциплинарной ответственности содержат признаки, перечисленные в статье 381 Трудового кодекса Российской Федерации, являются индивидуальным трудовым спором и в силу статьи 382 Трудового кодекса Российской Федерации подлежат рассмотрению комиссией по трудовым спорам или судом.
При этом вышестоящий суд также принимает во внимание следующие обстоятельства.
Основанием для проведения проверки в отношении МБОУ ЦО N48 послужили письменные заявления ФИО5 и ФИО6 по вопросам нарушения трудового законодательства при привлечении к дисциплинарной ответственности.
В своих жалобах и объяснения директор МБОУ ЦО N48 Смолина О.Е. ссылалась на то, что при привлечении к дисциплинарной ответственности нарушений трудового законодательства допущено не было, в том числе и со ссылкой на определение Конституционного Суда РФ N 1060-О-П от 17 декабря 2008 года.
Из указанного определения Конституционного Суда РФ следует, что положения пункта пункт 1 статьи 25 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", согласно которому работники, входящие в состав профсоюзных органов и не освобожденные от основной работы, не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию без предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются, руководители профсоюзных органов в подразделениях организации - без предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа в организации, а руководители профсоюзных органов в организации, профорганизаторы - органа соответствующего объединения (ассоциации) профсоюзов, признаны не действующим и не подлежащим применению как содержащий положения, аналогичные ранее признанным Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации.
Таким образом, в данном случае установлено наличие признаков индивидуального трудового спора, который подлежит рассмотрению компетентным органом, признаков очевидности нарушения требований трудового законодательства не имеется.
Поэтому постановление по факту нарушения МБОУ ЦО N48 коллективного договора является незаконным, так как вынесено государственным инспектором труда по вопросам, не относящимся к его компетенции.
При таких обстоятельствах постановление ВРИО начальника отдела по надзору за соблюдением трудового законодательства N2 Государственной инспекции труда в Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Ленинского районного суда Тульской области от 11 марта 2016 года, вынесенные в отношении МБОУ ЦО N48 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.31 КоАП РФ, подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях МБОУ ЦО N48 состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья
решил:
жалобу директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Центр образования N48" Смолиной О.Е. удовлетворить.
Постановление ВРИО начальника отдела по надзору за соблюдением трудового законодательства N2 Государственной инспекции труда в Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Ленинского районного суда Тульской области от 11 марта 2016 года, вынесенные в отношении МБОУ ЦО N48 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.31 КоАП РФ, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.