Судья суда Ямало-Ненецкого АО Домрачев И.Г., рассмотрев дело по ч.3 ст. 18.15 Кодекса РФ об АП в отношении Индивидуального предпринимателя М. по его жалобе на постановление судьи Ноябрьского городского суда от 5 мая 2016 г., которым ИП М. подвернут штрафу в размере 400000 рублей,
установил:
Индивидуальный предприниматель М. в нарушение п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", не уведомил территориальный орган Управления ФМС России по Ямало-Ненецкому АО в городе Ноябрьск о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с "данные изъяты" В., находящейся на территории Российской Федерации на основании свидетельства о временном убежище ВУ N от 17.02. 2015.
Правонарушение выявлено 11.03.2016 работниками ОВД России по г. Ноябрьск в ходе проверочных мероприятий по заявлению о совершении преступления.
В жалобе ИП М. поставлен вопрос о прекращении производства по делу в силу малозначительности, по его мнению, правонарушение не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и не причинило вреда интересам граждан, общества и государства. Кроме того, заявитель полагает, что обязанность заключения трудового договора и уведомления об этом надзорного органа к него не возникла, поскольку Верясова находилась на практике при отсутствии с ней трудовых отношений.
Проверив материалы дела, оснований согласиться с доводами жалобы не нахожу.
Часть 3 ст. 18.15 Кодекса РФ об АП предусматривает, в том числе ответственность работодателя за неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
Согласно п. 8 ст. 13 Федерального Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Приказом ФМС России от 28 июня 2010 г. N 147 срок для направления соответствующих уведомлений установлен продолжительностью в три рабочих дня.
М. является Индивидуальным предпринимателем (свидетельство серии N о постановке на учёт в налоговом органе ДД.ММ.ГГГГ, ИНН N).
Вывод о виновности ИП М. подтверждён собранными и получившими правильную оценку доказательствами, содержание которых приведено в постановлении, в том числе протоколами допроса свидетелей.
Как следует из материалов дела, 11.03. 2016 в ходе проверки работниками полиции заявления о краже в парикмахерской "Москва" г. Ноябрьска, в котором осуществляется предпринимательская деятельность ИП, установлена работающая гр. Р-ки Украины В., ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно её объяснению от 29.03. 2016, Верясова работает мастером у ИП М. в парикмахерской "Москва", с ноября 2015 г. осуществляет стрижку клиентов после получения сертификата, дающего право работать парикмахером, без оформления с ИП трудовых отношений, наряду с другими мастерами и администратором имеет своё рабочее место.
На обстоятельство, что Верясова работает у ИП, указали другие опрошенные работники: мастера Г. А., управляющая М.
Представленный в дело ИП М. договор на проведении практики от 15.11. 2015 между двумя организациями, представителем которых выступает М., на прохождении практики обучающейся В. сроком практики с 15.11. 2015 по 31.05. 2016, противоречит как пояснению Верясовой, так и тому обстоятельству, что согласно графику к прохождению практики Верясова "должна проходить практику" исключительно в выходные дни, а 11.03. 2016 днём недели был пятница.
Согласно Примечанию 1 к статье 18.15 Кодекса РФ об АП, в целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
Таким образом, действия ИП М. образуют состав правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 18.15 Кодекса РФ об АП.
За правонарушение ИП М. назначено наказание в виде штрафа в размере минимального, предусмотренного санкцией статьи при отсутствии оснований для его снижения.
Что касается доводов о возможности прекращения дела применительно к ст. 2.9 Кодекса РФ об АП, то исхожу из следующего.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса РФ об АП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Кодекс РФ об АП не содержит формальных ограничений (изъятий) для применения статьи 2.9 как к видовым объектам, расположенных в главах Кодекса, охраняемых им правоотношений, так и к виду и размера наказания, предусмотренных санкциями статей Кодекса.
Возможность и обоснованность применения указанной нормы устанавливается исходя из фактических обстоятельств дела, общих критериев назначения наказания, направленности умысла нарушителя, последствий правонарушения, с учётом следующих основополагающих норм.
Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений (ст. 1.2 Кодекса).
В силу ч.1 ст. 3.1 Кодекса административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Учитывая обстоятельства совершённого ИП М. правонарушения, направленного на нарушение обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ, правовое положение которых определяется и регулируется названным выше ФЗ N 115, то обстоятельство, что в силу виновных действий деятельность иностранного гражданина, связанная с его пребыванием (проживанием) на территории РФ вышла из-под контроля органа государственной власти на значительный временной период, оснований признать правонарушение малозначительным не нахожу.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса РФ об АП,
решил:
постановление судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого АО от 5 мая 2016 г. по делу по ч. 3 ст. 18.15 Кодекса РФ об АП в отношении Индивидуального предпринимателя М. оставить без изменения, его жалобу без удовлетворения.
Судья /подпись/ Домрачев И.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.