Ростовский областной суд в составе судьи Рудневой О.А.,
при секретаре Дроздовой Н.А.,
с участием:
прокурора Золотых В.В.,
представителя административного истца Столяровой С.В.,
представителей административного ответчика Региональной службы по тарифам Ростовской области Варламовой А.В., Вербицкого Е.А., Поповой К.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ростовского областного суда административного дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью "Донская региональная компания" о признании недействующими постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области от 12 ноября 2015 года N 63/32 "Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ООО "ДОНРЕКО" на 2016-2018 годы"; отдельных положений постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области от 12 ноября 2015 года N 63/31 "Об утверждении производственных программ в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ООО "ДОНРЕКО" на 2016-2018 годы",
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Донская региональная компания" (далее также ООО "ДОНРЕКО", Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором после уточнения требований в порядке ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (т. 1 л.д. 139-145) просило признать недействующими постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области от 12 ноября 2015 года N 63/32 "Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ООО "ДОНРЕКО" на 2016-2018 годы"; п. 2, 3, 4 приложений N 1-18 к постановлению Региональной службы по тарифам Ростовской области от 12 ноября 2015 года N 63/31 "Об утверждении производственных программ в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ООО "ДОНРЕКО" на 2016-2018 годы" в связи с исключением органом регулирования при расчете тарифа из объема необходимой валовой выручки части затрат на электроэнергию и реагенты, неподконтрольных расходов, в том числе расходов на арендную плату, затрат на компенсацию экономически обоснованных расходов, сглаживание тарифов, расходов на заработную плату, расчетной предпринимательской прибыли гарантирующей организации, нормативной прибыли, снижением объема поднятой воды и потерь.
В судебном заседании представитель ООО "ДОНРЕКО" Столярова С.В. поддержала заявленные требования.
Представители Региональной службы по тарифам Ростовской области Варламова А.В., Вербицкий Е.А., Попова К.П. просили отказать в удовлетворении административного иска.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Золотых В.В. о необоснованности заявленных требований, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Органом исполнительной власти Ростовской области в сфере государственного регулирования тарифов является Региональная служба по тарифам Ростовской области, полномочия которой на установление соответствующих видов тарифов и утверждение производственных программ организаций, осуществляющий холодное водоснабжение и водоотведение, закреплены в разделе 2 (п. 2.1.4) Положения о Региональной службе по тарифам Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 13 января 2012 года N 20 (с последующими изменениями и дополнениями).
Оспариваемые постановления от 12 ноября 2015 года N 63/32 и N 63/31 приняты Региональной службой по тарифам Ростовской области в пределах компетенции.
Данные постановления содержат правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений, то есть обладают признаками нормативных правовых актов.
Упомянутые акты изданы в форме постановлений, что соответствует п. 1.3.1 Положения о Региональной службе по тарифам Ростовской области, приняты на заседании Правления Службы правомочным составом Правления с соблюдением порядка, установленного п. 3.6 того же Положения.
Постановления Региональной службы по тарифам (далее также РСТ) от 12 ноября 2015 года N 63/32 и N 63/31 опубликованы с соблюдением установленных требований на официальном портале правовой информации Ростовской области (http://pravo.donland.ru) 25 ноября 2015 года (номера публикации 614201511250019 и 6142015250020).
Постановления на момент рассмотрения дела судом является действующим, применяются на долгосрочный период регулирования - 2016-2018 годы.
Проверяя постановления в оспариваемой части на предмет соответствия их нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении).
Из ст. 3 данного Закона следует, что государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена, в том числе, на достижение повышения энергетической эффективности путем экономного потребления воды; обеспечения доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются, в том числе, приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению; достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения.
Согласно статье 31 Закона регулированию подлежат, в том числе тарифы в сфере холодного водоснабжения и в сфере водоотведения.
В соответствии со статьей 32 названного Закона расчет тарифов на водоснабжение и водоотведение осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки.
В целях реализации положений вышеуказанного Закона в части регулирования деятельности и тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения Правительством Российской Федерации 13 мая 2013 г. принято постановление N 406, которым утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов).
В силу п. 14, 16, 25 Правил регулирования тарифов регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования тарифов предложение об установлении тарифов. Предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности, и необходимых обосновывающих материалов. Орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении. Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов.
Пункт 33 Основ ценообразования предусматривает, что долгосрочные тарифы устанавливаются, в том числе, методом индексации на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов.
При установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации (п. 74 Основ ценообразования).
При применении метода индексации регулируемые тарифы устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, устанавливаемых на срок не менее чем 5 лет, а при первом применении такого метода регулирования тарифов - на срок не менее 3 лет, если иное не установлено федеральным законом (п. 75 Основ ценообразования).
Согласно п. 76 Основ ценообразования величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 58 - 65 настоящего документа.
Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 76 настоящего документа (за исключением расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов (п. 78 (1) Основ ценообразования).
Правила разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 641.
Проект производственной программы разрабатывается регулируемой организацией и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов или органом местного самоуправления поселения (городского округа), в случае если законом субъекта Российской Федерации ему переданы полномочия на осуществление государственного регулирования тарифов. Производственная программа разрабатывается на срок действия регулируемых тарифов регулируемой организации. В производственную программу подлежат включению мероприятия, направленные на осуществление текущей (операционной) деятельности регулируемой организации и на поддержание объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в состоянии, соответствующем установленным требованиям технических регламентов, за исключением строительства, реконструкции и модернизации таких объектов. Контроль за выполнением производственных программ осуществляется уполномоченным органом (п. 2-4, 30 названных Правил).
Судом установлено, что ООО "ДОНРЕКО" является организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории Красносулинского района, городов Гуково, Зверево, Новошахтинск, Зерноград, Красный Сулин Ростовской области, имеет статус гарантирующей организации.
30 апреля 2015 года Общество обратилось в РСТ с заявлением на открытие дела об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2016-2018 годы с приложением обосновывающих документов. 19 мая 2015 года РСТ открыто дело N 40/3387/19052015 об установлении тарифов методом индексации. В соответствии с п. 26 Правил регулирования тарифов РСТ подготовлены экспертные заключения.
12 ноября 2015 года на заседании правления РСТ на основании предложений Общества, представленных им документов, в соответствии с экспертными заключениями постановлением N 63/32 утверждены тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по соответствующим подразделениям ООО "ДОНРЕКО" на долгосрочный период регулирования 2016-2018 годов. На том же заседании принято постановление N 63/31 об утверждении производственных программ Общества на 2016-2018 годы.
При расчете тарифов методом индексации и при утверждении производственных программ из сумм, заявленных Обществом, органом регулирования, исключены расходы по некоторым статьям.
Так, объем потерь воды на 2016 год Обществом заявлен в объеме 23 941,16 тыс.куб.м (рост по сравнению с действующим периодом на 189,46%), принят к расчету РСТ в объеме 7 673,32 тыс.куб.м в связи с отсутствием обосновывающих документов на подтверждение заявленного уровня потерь воды.
Снижение подтвержденного объема потерь повлекло снижение учтенного объема водоподготовки, затрат на электроэнергию, реагенты, расчетной предпринимательской прибыли.
Доводы административного истца, считающего необоснованным исключение соответствующих сумм по перечисленным статьям затрат, признаются судом необоснованными в силу следующего.
На основании ч. 5 ст. 32 Закона о водоснабжении и водоотведении при расчете тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения учитываются расходы организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимые для реализации инвестиционной и производственной программ, а также плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности.
Согласно ч. 1 ст. 37 Закона техническое обследование централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения проводится в целях определения технических характеристик водопроводных сетей и насосных станций, в том числе уровня потерь, показателей физического износа, энергетической эффективности этих сетей и станций.
Обязателен учет результатов технического обследования централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения и при разработке производственных программ (ст. 41 Закона о водоснабжении и водоотведении)
Согласно п. 26 Основ ценообразования при определении необходимой валовой выручки регулируемых организаций учитываются расходы, необходимые для реализации планов мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, планов мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планов снижения сбросов, а также расходы на реализацию иных мероприятий, предусмотренных инвестиционными и производственными программами, в том числе определенных на основе результатов технических обследований, в размерах, обеспечивающих достижение плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения таких организаций (в редакции постановления Правительства РФ от 3 июня 2014 г. N 510).
Пункт 27 Основ ценообразования устанавливает, что при расчете необходимой валовой выручки регулируемой организации учитываются расходы на возмещение потерь воды. В случае если регулируемая организация владеет централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды и в составе показателей энергосбережения и энергетической эффективности, установленных в качестве критериев конкурса на право заключения концессионного соглашения или договора аренды, предусмотрен уровень потерь воды, то при определении расходов на возмещение потерь воды применяется уровень потерь воды, указанный в конкурсном предложении концессионера (арендатора) на соответствующий год действия концессионного соглашения или договора аренды. В иных случаях уровень потерь воды, применяемый при определении расходов на возмещение потерь воды, определяется в соответствии с показателями надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.
Под показателями надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения понимаются показатели, применяемые для контроля за исполнением обязательств концессионера по созданию и (или) реконструкции объектов концессионного соглашения, реализацией инвестиционной программы, производственной программы организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, а также в целях регулирования тарифов.
Согласно п. 8, 15 Порядка, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 4 апреля 2014 года N 162/пр, при определении фактических значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности уполномоченный орган учитывает, в первую очередь, результаты технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения. Результаты технического обследования централизованных систем учитываются и при определении плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности.
Акт технического обследования, составленный в период, предшествующий долгосрочному периоду регулирования, в РСТ представлен не был. Представителем Общества не оспаривалось, что такой акт, соответствующий требованиям, установленным приказом Минстроя России от 5 августа 2014 года N 437/пр в отношении централизованных систем, с использованием которых Обществом осуществляются регулируемые виды деятельности, не составлялся.
Довод представителя административного истца о том, что для учета заявленных Обществом объемов потерь не требовалось подтверждение сведений о техническом состоянии систем и представление указанного акта, противоречит приведенным выше нормативным правовым актам и основан на неверном толковании п. 4 последнего из названных приказов.
В отсутствие документов, обосновывающих заявленный Обществом объем потерь воды, РСТ обоснованно руководствовалась рекомендациями Общественного совета при РСТ по частичному снижению заявленного уровня потерь воды, принятыми в пределах полномочий указанного органа.
Ссылка представителя административного истца на отсутствие в экспертном заключении обоснования снижения уровня затрат опровергается содержанием этого заключения и приложенными к нему корректировками балансов водоснабжения.
Расчет данной величины произведен органом регулирования с учетом Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года N 1746-э.
Довод Общества о возможности расчета объема поднятой воды (водоподготовки) с применением Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 8 июля 2009 г. N 205, отклоняется судом как необоснованный, поскольку акты названного ведомства не регулируют правоотношения в сфере формирования тарифов.
Расходы на арендную плату заявлены предприятием на 2016 год в сумме 68 395,21 тыс.рублей (рост к действующим 207,42%), приняты РСТ как обоснованные в сумме 47 877,15 тыс.рублей.
В соответствии со ст. 44 Основ ценообразования экономически обоснованный размер арендной платы определяется исходя из принципа возмещения арендодателю (лизингодателю) амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду (лизинг) имущества, связанных с владением указанным имуществом.
При расчете экономически обоснованного размера арендной платы РСТ была исключена прибыль и накладные расходы арендодателя как не предусмотренные приведенной выше нормой. Кроме того, исключены расходы по договорам, заключенным или заявленным как действующие с нарушением Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Суммы заявленных предприятием и принятых РСТ расходов на арендную плату представлены в приложениях к экспертным заключениям.
Рассчитывая расходы на заработную плату, РСТ правомерно учитывало положения п. 17 Методических указаний и исходило из того, что ООО "ДОНРЕКО" не состоит в отраслевом или региональном тарифном соглашении, коллективный договор предприятием не представлен. Расчет произведен органом регулирования на основе ставки рабочего первого разряда, заявленной предприятием, с применением прогнозного индекса потребительских цен.
Заявленная предприятием численность персонала составляет 2 307,62 ед., тогда как фактическая численность 1 979,3 ед. В заявке предприятия расходы на заработную плату указаны с увеличением на 147,34% от плана 2015 года, при этом экономическое обоснование такого увеличения расходов по данной статье не представлено.
Принимая во внимание, что Общество помимо регулируемых видов деятельности занимается и другой экономической деятельностью, оснований для включения в расчет тарифов полной суммы фактически установленного в организации фонда оплаты труда, как на том настаивал административный истец, не имелось.
В июне 2015 года РСТ на основании информации, поступившей от органов финансового контроля, проведена проверка, по результатам которой выявлены экономические необоснованные расходы предприятия за 2014 год на общую сумму 122,86 млн.рублей, подлежащие исключению из необходимой валовой выручки на основании п. 16 Основ ценообразования. Результаты проверки Обществом оспорены не были.
Часть упомянутой суммы 19,03 млн.рублей исключена при перерасчете тарифа за 2015 год. Корректировка тарифа на 2015 года производилась другим нормативным правовым актом РСТ, который предметом проверки в настоящем деле не является, в связи с чем доводы административного истца о несогласии с указанными действиями органа регулирования не могут быть приняты во внимание.
Оставшаяся часть экономически необоснованных расходов, выявленных в результате проверки, в размере 103,83 млн.рублей исключена при расчете тарифов с разбивкой на 2016-2018 годы.
При расчете тарифов РСТ применено "сглаживание" тарифа в соответствии с формулами 30, 5 и 6, п. 85 Методических указаний (сумма "сглаживания" не более 12% от экономически обоснованной необходимой валовой выручки).
Учитывая совокупность приведенных обстоятельств, а также недопустимость необоснованного роста тарифа сверх утвержденных значений, иные доводы административного истца существенного значения для оценки обоснованности размера установленного тарифа не имеют.
По оспариваемым Обществом статьям исключение сумм или снижение показателей произведено РСТ обоснованно, с учетом требований нормативных правовых актов.
Довод административного истца о том, что в экспертных заключениях не обоснованно уменьшение тех или иных сумм опровергается содержанием заключений и приложений к ним по каждому из расчетных параметров и по каждому производственному подразделению Общества.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения административного иска суд не находит.
Руководствуясь ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Отказать в удовлетворении административных исковых требований общества с ограниченной ответственностью "Донская региональная компания" о признании недействующими постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области от 12 ноября 2015 года N 63/32 "Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ООО "ДОНРЕКО" на 2016-2018 годы"; п. 2, 3, 4 таблиц приложений N 1-18 к постановлению Региональной службы по тарифам Ростовской области от 12 ноября 2015 года N 63/31 "Об утверждении производственных программ в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ООО "ДОНРЕКО" на 2016-2018 годы".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ростовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.А.Руднева
Решение в окончательной форме принято 6 июня 2016 года
Судья О.А.Руднева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.