Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего - Суярковой В.В.,
судей - Сокова А.В., Гоменок З.И.,
при секретаре Чеплянской В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика ФГКУ "Западрегионжилье" МО РФ территориального отделения г. Брянска на решение Фокинского районного суда г. Брянска от 02 февраля 2016 года по гражданскому делу по иску ТСВ к Федеральному государственному казенному учреждению "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации территориальное отделение города Брянска о признании незаконным решения об исключении из числа нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Гоменок З.И., объяснения _истицы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ТСВ обратилась в суд с иском, указывая, что на основании решения Фокинского районного суда г. Брянска от 15 января 2015 г. она совместно со своей матерью СЛИ поставлена на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма. Однако, по решению ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации территориальное отделение города Брянска, она снята с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Указанное решение мотивировано тем, что ТСВ в настоящее время является членом семьи военнослужащего, зарегистрирована и проживает отдельно от СЛИ, а потому утратила право на получение жилого помещения как член семьи умершего военнослужащего.
Полагая решение о снятии ее с учета нуждающихся в жилых помещениях необоснованным, ссылаясь на положения Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", просила:
- признать незаконным решение ФГКУ "Западное региональное
управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российский Федерации территориальное отделение города Брянска N 14-29/244/2015 от 12 октября 2015 г. об исключении ТСВ из Единого реестра военнослужащих, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях,
- восстановить на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях,
предоставляемых по договору социального найма.
Решением Фокинского районного суда г. Брянска от 02 февраля 2016 года исковые требования удовлетворены.
Суд признал незаконными решение ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации территориальное отделение города Брянска N 14-29/211/2015 от 12 октября 2015 г. о снятии ТСВ с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Восстановил ТСВ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с 02 сентября 2013 г. составом семьи один человек.
В апелляционной жалобе ответчика ФГКУ "Западрегионжилье" МО РФ территориального отделения г. Брянска просило решение отменить, как незаконное и необоснованное, вынесенное при неправильном применении норм материального и процессуального права. Считает, что поскольку ТСВ зарегистрирована и проживает отдельно от СЛИ, право на получение жилья от Министерства обороны РФ в составе семьи СЛИ не имеет. Вывод суда о гарантированном праве ТСВ на жилье в силу п. 3.1 ст. 24 ФЗ "О статусе военнослужащих" является ошибочным.
В возражении истица ТСВ выразила несогласие с доводами жалобы. Считает, что позиция ответчика противоречит действующему законодательству, поскольку ответчик путается в понятиях, считая её право на получение жилья производно от права её матери СЛИ Однако, её право как члена семьи военнослужащего на получение жилого помещения по линии МО РФ установлено решением Фокинского районного суда г. Брянска 15.01.2015 года. Тот факт, что в настоящее время она является супругой военнослужащего, не может служить основанием для ущемления её прав на обеспечение жильем как члена семьи военнослужащего.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции ответчик не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, извещены надлежащим образом, что подтверждается конвертами. Доказательств уважительности причин неявки, ходатайств об отложении судебной коллегии не представлено.
При таких данных, судебная коллегия полагает возможным в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя ответчика.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в п. п. 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Принятое по делу решение суда не отвечает приведенным требованиям ст. 195 ГПК РФ.
Судом установлено, что вступившим в законную силу решением Фокинского районного суда г. Брянска от 15 января 2015 г. ТСВ совместно со своей матерью СЛИ в качестве члена ее семьи поставлена на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма.
12 октября 2015 г. решением ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации территориальное отделение города Брянска ТСВ снята с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Указанное решение мотивировано тем, что истица в настоящее время является членом семьи военнослужащего, зарегистрирована и проживает отдельно от СЛИ по адресу проживания своего супруга, а именно: "адрес", а потому утратила право на получение жилого помещения как член семьи умершего военнослужащего.
Данный факт послужил поводом для обращения истца в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к выводу, что решение ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации территориальное отделение города Брянска от 12 октября 2015 г. за N 14-29/211/2015 о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма незаконным и необоснованным, поскольку на момент смерти отца ТСВ - военнослужащего СВИ, она являлась несовершеннолетней, проживала совместно с ним и находилась на его иждивении, то как член его семьи, приобрела право на обеспечение жилым помещением, которое за ней сохраняется в силу п. 3.1 ст. 24 ФЗ "О статусе военнослужащих".
Судебная коллегия с выводом суда первой инстанции не соглашается в виду следующего.
В соответствии с абз. 1 пункта 1 ст. 15 ФЗ РФ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с положениями п. 3.1 ст. 24 Федерального закона N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 16, 18 и 19 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
Согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
Как разъяснено в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 года "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Семейного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Из материалов дела следует, что ТСВ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по адресу: "адрес"-2, "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ ТСВ снялась с регистрационного учета и зарегистрировалась по адресу: "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ.
В августе 2011 года между ТСВ и ТИП зарегистрирован брак.
Согласно справки, выданной врио командира в/ч 21225, ТИП проходит военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ.
Таким образом, ТСВ зарегистрирована и проживает отдельно от СЛИ (матери), а следовательно в виду отсутствия факта совместного проживания, право на получения жилья от Министерства обороны РФ в составе семьи СЛИ не имеет.
Кроме того, 16.12.2015 года решением ФГКУ "Западрегионжилье" МО РФ (г. Санкт-Петербург) СЛИ, вдове военнослужащего СВИ, предоставлена субсидия от Министерства обороны РФ для приобретения (строительства) жилья. Федеральный закон "О статусе военнослужащих" не предусматривает обеспечение жильем отдельно каждого члена семьи.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит, что допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального права являются существенными, в связи с чем, решение суда подлежит отмене.
Поскольку ТСВ не является членом семьи СЛИ, право на получение жилья от Министерства обороны РФ в составе семьи СЛИ утратила, оснований для признания незаконным решения ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российский Федерации территориальное отделение города Брянска N 14-29/244/2015 от 12 октября 2015 г., восстановлении на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Фокинского районного суда г. Брянска от 02 февраля 2016 года по гражданскому делу по иску ТСВ к Федеральному государственному казенному учреждению "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации территориальное отделение города Брянска о признании незаконным решения об исключении из числа нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма отменить, принять новое решение.
В удовлетворении иска ТСВ к Федеральному государственному казенному учреждению "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации территориальное отделение города Брянска о признании незаконным решения об исключении из числа нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма отказать.
Председательствующий В.В. Суяркова
Судьи А.В. Соков
З.И. Гоменок
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.