Судебная коллегия по административным делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего - Суярковой В.В.,
судей - Гоменок З.И., Иванова А.Ф.,
при секретаре Чеплянской В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя административного истца ПЕМ на решение Володарского районного суда г. Брянска от 09 ноября 2015 года по административному делу по иску МВА к Володарской районной администрации г. Брянска о признании права на постановку на жилищный учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по договору социального найма, признании незаконным отказа в принятии на учет гражданина, нуждающегося в жилом помещении.
Заслушав доклад судьи Гоменок З.И., объяснения административного истца и его представителя, представителя административного ответчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
МВА обратился в суд с иском, указывая, что 1 апреля 2015 года он обратился в Володарскую районную администрацию города Брянска с заявлением о постановке его на жилищный учет в качестве лица, нуждающегося в предоставлении муниципального жилья по договору социального найма, однако распоряжением Володарской районной администрации г. Брянска N195-Р от 7 мая 2015 года ему было отказано в принятии на жилищный учет в соответствии с п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ, т.к. при выходе на место с целью проверки жилищных условий, комиссия не установилафакт его проживания в съемном жилье. Поскольку его право на постановку на учет документально подтверждается и он не утратил статус лица, добровольно выехавшего из зоны отселения, считает данный отказ незаконным. С ноября 2014 года по настоящее время он проживает по договору найма. В день, когда комиссия производила осмотр его жилищных условий, не было сообщено собственникам квартиры с какой целью они пришли, он находился на работе, и они осмотрели только переднюю часть квартиры, не осмотрев комнату, в которой он проживает.
Просил признать распоряжение Володарской районной администрации г.Брянска N195-Р от 7 мая 2015 года незаконным, признать за ним право на постановку на жилищный учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по договору социального найма и обязать Володарскую районную администрацию г.Брянска поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с момента подачи заявления, т.е. с 1 апреля 2015 года с составом семьи один человек.
Решением Володарского районного суда г. Брянска от 09 ноября 2015 года в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца Панченко Е.М. просил решение суда отменить, как незаконное и необоснованное. Считает, что суд не правильно истолковал и применил ст. 22 Федерального закона от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС" и не дал оценки причинам отказа.
Возражений не представлено.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица не явился, извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовыми конвертами. Доказательств уважительности причин неявки, ходатайств об отложении судебной коллегии не представлено.
Судебная коллегия на основании ч. 7 ст. 150, КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие других лиц, участвующих в деле, не явившихся в заседание суда второй инстанции, извещенных о времени и месте судебного заседания, не сообщивших о причинах своей неявки, и не представивших доказательства уважительности этих причин.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, судебная коллегия полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судом установлено, что истец 16.08.1987 года рождения, уроженец с. "адрес"а "адрес", со дня рождения и по 05.05.2009 г. постоянно проживал в г. "адрес" "адрес"а "адрес" и с 15.05.2009 года по 11.11.2014 года "адрес" "адрес"а "адрес", территория которых согласно постановлению Правительства от 18.12.1997 г. N 1582 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС" относится к зоне отселения.
Согласно удостоверения серии АД N 0251779 от 02.02.2015 г., истец добровольно выехал из зоны отселения, в связи с чем, пользуется льготами, предусмотренными Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В период с 11.11.2014 года по настоящее время административный истец зарегистрирован и проживает по договору найма в "адрес", площадью 63,5 кв.м, принадлежащей СЛА и УАИ, членом семьи которых он не является.
06.05.2015 г. МВА обратился в Володарскую районную администрацию города Брянска с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как выехавший добровольно из зоны проживания с правом на отселение.
Распоряжением и.о. главы администрации Володарской районной администрации города Брянска от 07.05.2015 г. N 195-р МВА отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 54 ЖК РФ.
Положения ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" определяют категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, к которым относятся, в том числе, граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития (ч. 6 ст. 13), а также граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы (ч. 11 ст. 13).
В силу ст. 22 и п. 7 ст. 17 названного Закона вышеуказанной категории лиц гарантируются меры социальной поддержки, в том числе в виде обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 22 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 гражданам, переселившимся после 30 июня 1986 года на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные соответственно статьями 20 и 18 настоящего Закона; этим гражданам (за исключением граждан, указанных в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона) в случае их добровольного переселения из указанных зон на новое место жительства меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона, предоставляются при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы. При этом добровольное повторное переселение в зону с более высокой степенью радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы либо равнозначную не влечет за собой возникновения права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 17 настоящего Закона.
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что часть вторая статьи 22 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предоставляет право на меры социальной поддержки, предусмотренные его статьей 17 (включая обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий), только тем гражданам из числа переселившихся на постоянное место жительства в зону отселения после 30 июня 1986 года и впоследствии добровольно выехавших оттуда, которые получили право выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы; соответственно, поскольку МВА на момент подачи иска исполнилось 27 лет, право на пенсионное обеспечение по основаниям, связанным с проживанием в зоне с правом на отселение у него на момент обращения в суд не возникло, а до назначения пенсии указанные меры социальной поддержки ему не могут быть предоставлены.
Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 14.05.2015 N 1007-О, связывая предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 17 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, которые переселились после 30 июня 1986 года на постоянное место жительства в зону отселения и впоследствии добровольно выехали из этой зоны на новое место жительства, с наличием такого условия, как получение ими права выхода на пенсию со снижением пенсионного возраста с учетом степени радиационного воздействия, определяемой исходя из времени и продолжительности периода проживания в зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы, федеральный законодатель учитывал, что указанные граждане, во-первых, не находились в зоне отселения в период максимального воздействия радиации и, во-вторых, переселились на данную территорию добровольно, сознавая наличие и степень риска проживания в зоне отселения. Такое правовое регулирование, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25 февраля 2013 года N 235-О, преследует цель предупреждения возможных злоупотреблений со стороны граждан, добровольно переселившихся на территорию, подвергшуюся радиоактивному загрязнению, а затем выехавших из нее на другое место жительства, и направлено на обеспечение адресности социальной поддержки, предоставляемой в связи с риском проживания на такого рода территории.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд, руководствуясь нормами действующего законодательства, правильно определилюридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ; выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нормы материального права судом применены верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда, не допущено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не правильно истолковал и применил ст. 22 Федерального закона от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС", судебная коллегия отклоняет.
По смыслу изложенных выше нормоположений, предоставление государственных жилищных сертификатов гражданам, переселившимся в период с 30 июня 1986 года по 1 января 1994 года на постоянное место жительства в зону проживания с правом на отселение, а также родившимся в данной зоне в указанный период, может осуществляться только после достижения ими пенсионного возраста с учетом его уменьшения в соответствии со статьей 33 Закона Российской Федерации N 1244-1.
Иные доводы жалобы не содержат правовых оснований, установленных ст. 309 КАС РФ, к отмене судебного постановления.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 309 Кодекса административного производства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Володарского районного суда г. Брянска от 09 ноября 2015 года по административному делу по иску МВА к Володарской районной администрации г. Брянска о признании права на постановку на жилищный учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по договору социального найма, признании незаконным отказа в принятии на учет гражданина, нуждающегося в жилом помещении оставить без изменения, апелляционную жалобу ПЕМ - без удовлетворения.
Председательствующий В.В. Суяркова
Судьи А.Ф. Иванов
З.И. Гоменок
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.