Брянский областной суд в составе:
председательствующего ПЕТРАКОВОЙ Н.П.
при секретаре ФОКИНОЙ М.О.
с участием административного истца Дударевой Н.Е., заинтересованных лиц представителей: Правительства Брянской области Тагиль Е.В., Управления Росреестра по Брянской области Богушевской Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании 25 мая 2016 года административное дело по заявлению Дударева Н.Е. об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Дударева Н.Е. обратилась в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ей на праве аренды земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" кадастровым номером N площадью "данные изъяты"., категория земель - земли "данные изъяты", по состоянию на 1 января 2010 года в размере "данные изъяты", определенной на 1 января 2010 года согласно отчета выполненного "данные изъяты" N.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылался на то, что является арендатором указанного земельного участка, несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика арендной платы, размер которой исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости земельного участка.
В ходе рассмотрения дела административный истец уточнил заявленные требования и просил суд установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" с кадастровым номером N площадью "данные изъяты"., категория земель - "данные изъяты", по состоянию на 1 января 2010 года в размере "данные изъяты" согласно заключению эксперта ООО " "данные изъяты"" N от ДД.ММ.ГГГГ.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Брянской области (далее - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (далее - Управление Росреестра по Брянской области), Правительство Брянской области и администрация Выгоничского района Брянской области.
Дело рассмотрено судом в отсутствие представителей филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области, администрация Выгоничского района Брянской области надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав административного истца Дудареву Н.Е., представителей Правительства Брянской области, Управления Росреестра по Брянской области, исследовав материалы дела, представленные доказательства, отчет об оценке, экспертизу отчета, заключение эксперта, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Дударева Н.Е. является арендатором земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" с кадастровым номером N площадью "данные изъяты"., категория земель - "данные изъяты".
Согласно официальных данных публичной карты на земельный участок с кадастровым номером N площадью "данные изъяты"., его кадастровая стоимость установлена на 1 января 2010 года в размере "данные изъяты".
Считая, что кадастровая стоимость вышеназванного земельного участка, внесенная в государственный кадастр недвижимости Кадастровой палатой, значительно превышает его рыночную стоимость, Дударева Н.Е. обратилась в суд.
Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Брянской области проводилась в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 августа 1999 года N 945 "О государственной кадастровой оценки земель", Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 316 от 08 апреля 2000 года.
В соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2000 года N 316, проведение государственной кадастровой оценки земель, осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости ( Росреестр) и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке; результаты государственной кадастровой оценки земель утверждают органы исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
Результаты государственной кадастровой оценки утверждаются органом исполнительной власти субъекта РФ и подлежат официальному опубликованию. Так, работы по государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Брянской области выполнялись на основании государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ N, заключенного Росреестром с "данные изъяты"".
Далее для выполнения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Брянской области заключен договор субподряда N от ДД.ММ.ГГГГ, между "данные изъяты" и "данные изъяты" за счет средств федерального бюджета.
Заказчиком работ по установлению кадастровой стоимости земельных участков являлась Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии.
Администрацией Брянской области 30 ноября 2012 года за N 112 принято постановление "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов".
Отношения в сфере установления кадастровой стоимости земельного участка, в том числе в размере, равном его рыночной стоимости, регулируются положениями статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности".
В статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением установленных законом случаев. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.
В соответствии со статьями 24.18 и 24.20 Закона об оценочной деятельности физические и юридические лица вправе оспаривать результаты определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой оценки.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются.
Пунктом 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Как уже было отмечено выше, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N площадью "данные изъяты"., категория земель - "данные изъяты", установлена по состоянию на 1 января 2010 года на основе результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных постановлением Правительства Брянской области от 30 ноября 2012 года N 1112, и составляет "данные изъяты".
Из содержания отчета составленного ДД.ММ.ГГГГ "данные изъяты" рыночная стоимость вышеназванного земельного участка составляет "данные изъяты".
Согласно экспертного заключения "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ, отчет составленный "данные изъяты", соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности. Применение использованных оценочных подходов для определения рыночной стоимости объекта оценки обоснованно. Расчет стоимости объектов выполнен в соответствии с изложенной методикой определения стоимости, подтверждает рыночную стоимость объектов оценки.
В силу статьи 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В связи с противоречиями в представленных сторонами доказательствах, устранение которых требовало специальных знаний в области оценочной деятельности, и существенным отличием рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке от кадастровой стоимости объекта недвижимости, определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, по ходатайству административного истца, назначена судебная оценочная экспертиза, направленная на установление рыночной стоимости объектов недвижимости и включающая проверку отчетов на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности, производство которой поручено ООО " "данные изъяты"".
Согласно заключению эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного ООО " "данные изъяты"", рыночная стоимость земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" с кадастровым номером N площадью "данные изъяты"., категория земель - "данные изъяты", по состоянию на 1 января 2010 года составляет "данные изъяты".
Указанное экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости земельных участков, в связи с чем ставить указанное экспертное заключение под сомнение оснований не имеется. Данными о том, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N площадью "данные изъяты"., категория земель - "данные изъяты", по состоянию на 1 января 2010 года является иной, суд не располагает.
На основании изложенного, заявление Дударевой Н.Е. об установлении кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу : "адрес" с кадастровым номером N площадью "данные изъяты"., категория земель - "данные изъяты", по состоянию на 1 января 2010 года в размере "данные изъяты" согласно заключению эксперта от ДД.ММ.ГГГГ ООО " "данные изъяты"", подлежит удовлетворению.
Довод представителя администрации Выгоничского района Брянской области о том, что изменение арендной платы в сторону увеличения само по себе не нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации арендная плата в полном объеме относится к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, при исчислении налога на прибыль, подлежит отклонению. Главной целью деятельности административного истца является извлечение прибыли от своей деятельности. Повышение арендной платы приводит к дополнительным расходам и сокращению прибыли, что нарушает права административного истца в сфере предпринимательства. Последующий учет арендных платежей в составе расходов при исчислении налога на прибыль это нарушение не упраздняет.
Поскольку абзацем пятым статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 названного Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, в решении необходимо указать дату подачи Дударевой Н.Е. заявления о пересмотре кадастровой стоимости в суд, в данном случае это ДД.ММ.ГГГГ, для определения периода, в котором подлежит применению установленная судом кадастровая стоимость земельных участков.
Руководствуясь статьями 82,111,179,180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
Установить кадастровую стоимость земельного участка, с кадастровым номером N площадью "данные изъяты"., категория земель - "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес" равной его рыночной стоимости в размере "данные изъяты" по состоянию на 1 января 2010 года, на период с 1 января 2015года до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления считать ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с даты его изготовления в окончательной форме в апелляционную инстанцию Брянского областного суда.
Судья Брянского областного суда Петракова Н.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.