Брянский областной суд в составе:
судьи областного суда Катасоновой С.В.,
при секретаре Зверевой Р.С.,
с участием
представителя Правительства Брянской области Череповой Ю.Ю.,
представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" Лавреновой К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Разинкова М.В. к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра", Правительству Брянской области, Администрации муниципального образования "Мглинский район" об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Разинкова М.В. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь в обоснование исковых требований на то, что является собственником земельного участка общей площадью "данные изъяты" кв.м., категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - "данные изъяты", расположенного по адресу: Брянская "адрес" с кадастровым номером N.
Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N его кадастровая стоимость по состоянию на 16.07.2015 года составила "данные изъяты" коп.
Рыночная стоимость вышеуказанного земельного участка согласно отчету ООО "Магазин квартир" N от 21.12.2015 г., по состоянию на 07 июня 2013 года составляет "данные изъяты" руб. Экспертным советом Некоммерческого партнерства Саморегулируемой организации оценщиков "Международная Палата оценщиков" проведено экспертное заключение N от 05.02.2016 г. на отчет об оценке N от 21.12.2015 г. по определению рыночной стоимости земельного участка, согласно которому подтверждена рыночная стоимость спорного участка на 07 июня 2013 года в размере "данные изъяты" руб. и соответствие отчета требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности.
Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную стоимость, истец, с учетом уточнений исковых требований, просил суд установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью "данные изъяты" кв.м., категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для производственных целей, расположенного по адресу: "адрес" с кадастровым номером N равной его рыночной стоимости в размере "данные изъяты" руб. по состоянию на 17 июня 2013 года. Обязать Управление федеральной регистрационной службы по Брянской области внести изменения в государственный кадастр недвижимости в отношении вышеуказанного земельного участка, указав данные о его кадастровой стоимости по состоянию на 17 июня 2013 года равной рыночной стоимости в размере "данные изъяты" руб.
Определением Брянского областного суда от 27.04.2016 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра").
Представитель административного ответчика - Правительства Брянской области Черепова Ю.Ю. по существу заявленных требований возражала, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на иск, дополнительно пояснив, что представленный отчет ООО "Магазин квартир" N от 21.12.2015 г. не отражает реальной рыночной стоимости спорного земельного участка и не может являться допустимым доказательством, поскольку составлен не на дату утверждения его кадастровой стоимости - 17 июня 2013 г. На момент обращения истца в суд в государственный кадастр недвижимости внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, утверждённые - 27.12.2015 г., в связи с чем полагала, что истцом пропущен срок обращения в суд с иском.
Представитель административного ответчика - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Лавренова К.Н. разрешение спора оставила на усмотрение суда, пояснив, что государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов проводилась в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 г. N 945 "О государственной кадастровой оценке земель", Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила).
В соответствии с приказом управления имущественных отношений Брянской области от 11.02.2015г. N 335 "О проведении государственной кадастровой оценке земельных участков, относящихся к категории земель населенных пунктов, расположенных на территории Брянской области" (в ред. Приказа от 09.04.2015 N776) были проведены работы по очередной государственной оценке земель населенных пунктов Брянской области.
Земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", площадью "данные изъяты" кв.м, по сведениям государственного кадастра недвижимости имеет категорию земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - "данные изъяты", был поставлен на государственный кадастровый учет 17.06.2013г.
В настоящее время кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка внесена в государственный кадастр недвижимости на основании Приказа Управления имущественных отношений Брянской области "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, относящихся к категории земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального района "Мглинский"" N 1874 от 26.11.2015 и составляет - "данные изъяты" коп. Дата утверждения данной кадастровой стоимости - 27.12.2015 г., дата определения - 01.01.2015г., дата внесения - 28.12.2015г.
Истец, представители ответчиков: Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, администрации муниципального образования "Мглинский район" надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
С учетом положений ст. ст. 150, 247 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.
Как следует из письменного отзыва на иск администрация муниципального образования "Мглинский район" просит иск оставить без удовлетворения в связи с необоснованностью заявленных требований.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Разинкова М.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, общая площадь "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "адрес", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - "данные изъяты", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N, выданным Управлением Росреестра по Брянской области ДД.ММ.ГГГГ
По сведениям ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Брянской области указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет 17 июня 2013 г.
Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости, выданной ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Брянской области 21.07.2015 г., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет "данные изъяты" коп., дата утверждения кадастровой стоимости 17 июня 2013 г.
Государственная кадастровая оценка земель промышленности и иного специального назначения проводится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 августа 1999 года N 945 "О государственной кадастровой оценке земель", Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 года N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель".
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным; для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи; государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. При этом в соответствии с пунктом 3 названной статьи в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Порядок пересмотра результатов государственной кадастровой оценки установлен положениями Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в частности, статьей 24.18 этого Закона определено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии; для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. При этом этой же нормой предусмотрено, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
В силу положений статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Согласно статье 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Согласно абзацу 1 статьи 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Учитывая установленную законом периодичность проведения государственной кадастровой оценки, заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, в том случае если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ от 24 июля 2007 года "О государственном кадастре недвижимости" при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения).
Ведение государственного кадастра недвижимости на основании принципа непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, исключает возможность оспаривания архивных сведений, за исключением случаев исправления технической и (или) кадастровой ошибки (абзац 4 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", статья 28 Федерального закона N 221-ФЗ от 24 июля 2007 года "О государственном кадастре недвижимости").
В соответствии с частью 1 статьи 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Как усматривается из материалов дела, истец обратился в суд с иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости 16 марта 2016 г.
Принадлежащий истцу земельный участок с кадастровым номером N постановлен на государственный кадастровый учет 17 июня 2013 г.
Кадастровая стоимость земельного участка (о пересмотре которой просит истец) определена на основании положений статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в соответствии с Постановлением Администрации Брянской области от 30.11.2012 N 1112 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов" которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в разрезе земельных участков поставленных на государственный кадастровый учет, и обобщенные показатели результатов расчета кадастровой стоимости земельных участков Брянской области и составляла "данные изъяты" коп. по состоянию на 17 июня 2013 г., применялась до даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки земельного участка.
В соответствии с Указом Губернатора Брянской области от 29.01.2013 N66 "Об утверждении Положения об управлении имущественных отношений Брянской области" (в редакции Указа от 12.01.2015 N1), на Управление возложены задачи организации проведения государственной кадастровой оценки, утверждение результатов кадастровой оценки по объектам оценки, отнесенным к компетенции управления.
На основании Приказа управления имущественных отношений Брянской области от 11.02.2015 г. N 335 "О проведении государственной кадастровой оценке земельных участков, относящихся к категории земель населенных пунктов, расположенных на территории Брянской области (в редакции Приказа от 09.04.2015 N 776) проведены работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Брянской области.
Приказом Управления имущественных отношений Брянской области "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, относящихся к категории земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального района "Мглинский" N 1874 от 26.11.2015 г. утверждены результаты очередной государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории муниципального района "Мглинский" (приказ распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2016 г.), в государственный кадастр недвижимости внесена кадастровая стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером N, общая площадь "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "адрес", категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - "данные изъяты", составляющая "данные изъяты" коп., дата утверждения данной кадастровой стоимости - 27.12.2015 г., дата определения - 01.01.2015 г., дата внесения сведений - 28.12.2015 г.
Таким образом, судом установлено, что истцом заявлены требования о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые в настоящее время не являются актуальными, имеют статус "архивных".
Оспариваемая истцом кадастровая стоимость объекта оценки в настоящее время пересмотрена применительно к следующему налоговому периоду, в государственный кадастр недвижимости внесены новые сведения о кадастровой стоимости земельного участка, а заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано после даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки земельного участка.
Кроме того, как следует из материалов дела, истцом в обоснование заявленных требований представлен отчет об оценке стоимости принадлежащего ему земельного участка подготовленный ООО "Магазин квартир" N от 21.12.2015 г. согласно которому рыночная стоимость участка определена по состоянию на 07 июня 2013 года и составила "данные изъяты" руб.
На данный отчет представлено положительное экспертное заключение N от 05.02.2016 г. Экспертного совета Некоммерческого партнерства Саморегулируемой организации оценщиков "Международная Палата оценщиков", которое подтверждает расчет стоимости объекта оценки - земельного участка, не принадлежащего истцу, поскольку в экспертном заключении указан адрес земельного участка не принадлежащего истцу (л.д.88).
Поскольку в силу ст. 24.18 Закона "Об оценочной деятельности" основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (в отношений спорного земельного участка на 17 июня 2013 г.), отчет должен быть подтвержден экспертным заключением, суд признает отчет об оценке стоимости земельного участка по состоянию на 07 июня 2013 г. недостоверным доказательством, поскольку он не подтверждает итоговую рыночную стоимость земельного участка.
Оценивая имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд находит, что истцом не представлены доказательства нарушения его прав, а также не доказано наличие правовых оснований для установления кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка равной рыночной по состоянию на заявленную дату, что свидетельствует о необоснованности заявленных им требований.
Руководствуясь ст.175-180, 186, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Разинкова М.В. к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра", Правительству Брянской области, Администрации муниципального образования "Мглинский район" об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в апелляционную инстанцию Брянского областного суда.
Председательствующий
судья Брянского областного суда С.В. Катасонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.