Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего " Ф.И.О. "13,
судей " Ф.И.О. "12, Шакитько Р.В.,
при секретаре " Ф.И.О. "5
с участием прокурора " Ф.И.О. "6
по докладу " Ф.И.О. "12
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам представителя администрации МО г. " Ф.И.О. "1 по доверенности " Ф.И.О. "7 и заместителя министра Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края " Ф.И.О. "8 на решение Горячеключевского городского суда от " ... ",
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. " Ф.И.О. "1 обратился в суд в интересах " Ф.И.О. "2 Ю.Г. с заявлением о возложении обязанности предоставить лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение.
В судебном заседании участвующий прокурор " Ф.И.О. "9 на удовлетворении заявления настаивала в полном объеме.
Представитель администрации МО г. " Ф.И.О. "1 по доверенности " Ф.И.О. "10 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.
Представитель Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края на основании доверенности - " Ф.И.О. "8 в судебное заседание не явился, в суд от его имени поступило возражение на исковое заявление, в котором он просит в части предоставления " Ф.И.О. "2 Ю.Г. благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отвечающее установленным и техническим требованиям, расположенного в МО г. " Ф.И.О. "1 - отказать.
" Ф.И.О. "2 Ю.Г. в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суду не сообщила.
Обжалуемым решением требования прокурора г. " Ф.И.О. "1 в интересах " Ф.И.О. "2 Ю.Г. о возложении обязанности предоставить лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение, удовлетворены.
Суд обязал администрацию муниципального образования город " Ф.И.О. "1 предоставить " Ф.И.О. "2 Ю.Г. " ... " года рождения, по месту ее жительства благоустроенное, применительно к условиям муниципального образования город " Ф.И.О. "1 жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам по договору найма специализируемого жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Обязал министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края выделить денежные средства, необходимые для предоставления " Ф.И.О. "2 Ю.Г. жилого помещения.
В апелляционной жалобе представитель администрации МО г. " Ф.И.О. "1 по доверенности " Ф.И.О. "7 ставит вопрос об отмене спорного решения суда и принятии нового решения по делу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе заместитель министра Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края " Ф.И.О. "8 ставит вопрос об отмене спорного решения суда в части обязания министерства выделить денежные средства, необходимые для предоставления ребенку-сироте " Ф.И.О. "2 Ю.Г. жилого помещения изменить и принять в этой части новое решение, отказав в удовлетворении заявленных требований. В остальной части решение суда оставить без изменения.
В возражениях прокурор г. " Ф.И.О. "1 с доводами апелляционных жалоб не согласился, просил отказать в их удовлетворении, оставив решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы и возражений на нее, выслушав представителя администрации МО г. " Ф.И.О. "1 по доверенности " Ф.И.О. "11, настаивавшую на доводах апелляционной жалобы, прокурора " Ф.И.О. "6, просившую решение суда оставить без изменения, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, " Ф.И.О. "2 Ю.Г. относится к категории лиц из числа детей - сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
Также из материалов дела видно, что согласно приказа Министерства Социального развития и Семейной политики Краснодарского края от " ... " " ... "-жс, " Ф.И.О. "2 Ю.Г. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, а материалами дела подтверждается, что по данным ГУП КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" филиал по г. " Ф.И.О. "1 Ю.Г. не числится собственником недвижимого имущества, расположенного в г. " Ф.И.О. "1.
Кроме того, судом установлено, что " Ф.И.О. "2 Ю.Г. до настоящего времени, как лицо из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечена жилым помещением.
К доводу апелляционной жалобы Администрации о допущенном судом первой инстанции процессуальном нарушении, выразившемся в том, что данное дело должно рассматриваться в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия относится критически, поскольку при обращении прокурора с исковым заявлением в суд не оспариваются решения, действия (бездействие) Администрации и Министерства как уполномоченных органов по решению вопросов обеспечения лиц вышеуказанной категории жилыми помещениями. Следовательно, требования прокурора рассмотрены в установленном законом порядке.
Довод Администрации о том, что дополнительные гарантии прав лиц указанной категории на жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ, вследствие чего без соответствующих субвенций из краевого бюджета Администрация не вправе предоставлять жилые помещения лицам указанной категории, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку в соответствии со ст.ст. 92, 99, 100 Жилищного кодекса РФ, ст. 8 Закона N 159-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого, находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, детей-сирот, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Предоставление жилых помещений осуществляется в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Вышеуказанные нормы не содержат никаких дополнительных условий и ограничений для обеспечения жилыми помещениями лиц вышеназванной категории, в том числе, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, присутствия других очередников, а также иных условий. В связи с этим, предоставление жилых помещений детям-сиротам не может быть поставлено в зависимость от соблюдения каких-либо условий, не предусмотренных федеральным законодательством.
Следовательно, ссылка апелляционной жалобы на то, что предоставление жилых помещений осуществляется за счет субвенций из краевого бюджета, не может исключать действия норм федерального законодательства и не может служить основанием ограничения условий реализации прав указанной категории граждан на внеочередное получение жилых помещений.
В связи с этим, условия и порядок предоставления жилых помещений лицам указанной категории, установленные федеральным жилищным законодательством и иными федеральными нормативными правовыми актами, содержащими нормы жилищного права, не могут быть ограничены законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу ст.ст. 1, 2 закона Краснодарского края от " ... " " ... "-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы" органы местного самоуправления Краснодарского края наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета.
Согласно ст. 5 Закона N 159-ФЗ, дополнительные гарантии для детей-сирот являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 7.1 закона Краснодарского края от " ... " " ... "-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" (далее - Закон " ... "-КЗ) расходы на реализацию мероприятий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам осуществляется за счет средств краевого бюджета. Формирование муниципального специализированного жилищного фонда жилых помещений для детей-сирот осуществляется путем приобретения, строительства, в том числе путем участия в долевом строительстве жилых помещений за счет средств краевого бюджета.
Из приведенных положений закона следует, что наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот не освобождает органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации от обязанности по финансированию дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот.
В соответствии с п. 1.1 Положения о министерстве социального развития и семейно политики Краснодарского края, утвержденного Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от " ... " " ... ", Министерство является органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в области опеки, попечительства, семейной политики в Краснодарском крае, в том числе, осуществлением мероприятий по предоставлению лицам из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений.
Таким образом, Министерство обоснованно привлечено прокурором в качестве ответчика по делу.
Довод жалобы Министерства об отсутствии в решении суда доказательства его вины в нарушении бюджетного законодательства и отказа в перечислении денежных средств муниципальному образованию город " Ф.И.О. "1, не может быть принят во внимание, так как не являлся предметом иска и не рассматривался судом первой инстанции.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права.
С учетом изложенного, суд вышестоящей инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности принятого судом первой инстанции решения и не находит оснований для его отмены, поскольку суд первой инстанции действовал в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Горячеключевского городского суда от " ... " оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя администрации МО г. " Ф.И.О. "1 по доверенности " Ф.И.О. "7 и заместителя министра Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края " Ф.И.О. "8 на решение Горячеключевского городского суда от " ... " - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.