СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Семенчиной Л.А.,
судей Захваткина И.В., Орловой И.А.,
при секретаре Забоевой Н.Ю.
рассмотрела в судебном заседании 21 января 2016 г. дело по апелляционной жалобе Министерства архитектуры и строительства Республики Коми на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 27 октября 2015 г., по которому
признано право Осиповой А.А. на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера в соответствии с Федеральным законом N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" с датой постановки на учет с "Дата обезличена"
На администрацию муниципального образования городского округа "Воркута" возложена обязанность восстановить Осипову А.А. в список граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера в соответствии с Федеральным законом N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", в первую очередь (инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера), с датой постановки на учет "Дата обезличена"
На Министерство архитектуры и строительства Республики Коми возложена обязанность оформить и выдать Осиповой А.А. государственный жилищный сертификат за счет средств федерального бюджета для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера как инвалиду с детства, родившемуся в районах Крайнего Севера, при наступлении ее очереди с учетом даты постановки на учет "Дата обезличена"
Заслушав доклад судьи Семенчиной Л.А., объяснения представителя истца Осиповой А.А. Исхакова Л.Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Осипова А.А. предъявила в суд иск, в котором просила признать ее право на получение государственной жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" с датой постановки на учет "Дата обезличена", возложить на администрацию муниципального образования городского округа "Воркута" обязанность восстановить ее в списке граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера с вышеуказанной датой постановки на учет, на Министерство архитектуры и строительства Республики Коми (далее по тексту - Минархстрой РК) - обязанность оформить и выдать ей жилищный сертификат в соответствии с ее очередностью. Требования обосновала доводами о незаконности отказа в выдаче ей требуемой жилищной субсидии, мотивированного отсутствием у нее трудового стажа определенной продолжительности на дату перевода очереди с члена ее семьи на нее.
Ответчики иск не признали.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Минархстрой РК просит об отмене решения как принятого с нарушением норм материального права.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела следует, что Осипова А.А. включена в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" по категории "инвалиды с детства" с датой постановки на учет "Дата обезличена" с составом семьи 4 человека, в том числе О.Л.В. (мать), Ш.С.В. (супруг матери, указан в качестве отца), Ш.М.С. (брат).
Письмом от "Дата обезличена" администрация МО ГО "Воркута" уведомила Осипову А.А. о снятии ее с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами города Воркуты, с датой постановки на учет "Дата обезличена" по мотиву отсутствия необходимого стажа работы (проживания) в районах Крайнего Севера не менее 15 лет и в связи с тем, что на указанную дату она не являлась членом семьи Ш.С.В.
В соответствии со статьей 1 Федерального Закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Ранее действовавший Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" предусматривал, что правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации (часть 1 статьи 1).
Разрешая спор, суд, исходя из установленных фактических обстоятельствах пришел к выводу, что на дату постановки на учет - "Дата обезличена" ни у матери истца - О.Л.В., ни у супруга матери - Ш.С.В. не имелось необходимых условий, с которыми действовавшее в тот период законодательство связывало возникновение соответствующего права. Поставив их на учет как граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами города Воркуты, при недостаточности северного стажа (10 лет 8 месяцев 27 дней - у Ш.С.В. и 10 лет 10 месяцев 23 дня - у О.Л.В. при требуемой продолжительности 15 лет), администрация МО ГО "Город Воркута" ввела их в заблуждение относительно наличия права на получение жилищной субсидии, в результате чего по вине должностных лиц органа местного самоуправления они были лишены возможности при достаточности необходимого северного стажа (для О.Л.В. - "Дата обезличена", для Ш.С.В. - "Дата обезличена") своевременно встать на учет, соответственно, исключение их из очереди лиц, имеющих право на получение жилищной субсидии, по истечении значительного периода времени не может быть признано законным.
Установив, что на дату включения Осиповой А.А. на основании заявления Ш.С.В. о переводе очереди с него на истца в состав участников подпрограммы - "Дата обезличена" продолжительность времени проживания Осиповой А.А. в г. Воркуте (свыше 15 лет), позволяла ей претендовать на получение жилищной субсидии для переселения и она являлась членом семьи Ш.С.В., суд обоснованно признал, что истец имеет право состоять на учете для получения социальной выплаты на приобретение жилья в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" по категории "инвалиды с детства" с датой постановки на учет "Дата обезличена"
Довод апелляционной жалобы о том, что заявления о постановке на учет на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами РКС с датой "Дата обезличена" Осипова А.А. не подавала, подлежат отклонению как не имеющие правового значения с учетом фактических обстоятельств, свидетельствующих о том, что на указанную дату истец приобрела необходимый 15-летний стаж проживания в РКС, длительное время состояла в очереди лиц, желающих выехать за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, каких-либо неправомерных действий, направленных на постановку на учет не предпринимала, в то же время в органы власти весь период со дня перевода очереди на Осипову А.А. ошибочно признавали ее право на получение жилищной субсидии, что исключало для нее необходимость обращения с заявлением в период со дня возникновения соответствующего права. При таких обстоятельствах снятие Осиповой А.А. с учета не может быть признано законным.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом исследованы и установлены в полном объеме. Нормы материального права применены верно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 27 октября 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства архитектуры и строительства Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.