СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В.,
судей Смирновой Н.И., Маркелова К.Б.,
при секретаре Красавцевой Т.Л.,
рассмотрев в судебном заседании 26 мая 2016 года дело по апелляционным жалобам Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр правового обеспечения" в интересах Министерства труда и социальной защиты Республики Коми, ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения" г. Сыктывкара на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29 марта 2016 года, которым
признан незаконным отказ Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми в присвоении Лейбгам Н.Н. звания "Ветеран труда";
на Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми возложена обязанность присвоить Лейбгам Н.Н. звание "Ветеран труда";
на ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара" возложена обязанность предоставить Лейбгам Н.Н. меры социальной поддержки, установленные для лиц, имеющих звание "Ветеран труда", начиная с даты обращения.
Заслушав доклад судьи Маркелова К.Б, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лейбгам Н.Н. обратилась в суд с иском к Министерству труда и социальной защиты Республики Коми, ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения" г. Сыктывкара, просила признать незаконным решение об отказе в присвоении звания "Ветеран труда", обязать присвоить звание "Ветеран труда" и предоставить меры социальной поддержки.
Истица о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представители ответчиков возражали против удовлетворения заявленных требований.
Суд принял указанное выше решение.
В апелляционных жалобах ГБУ РК "Центр правового обеспечения", действуя в интересах Министерства труда и социальной защиты Республики Коми, ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения" г. Сыктывкара просят решение отменить, указывая на допущенные судом нарушения норм материального права.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились. В связи с надлежащим извещением, принято решение о рассмотрении дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемого решения.
Судом установлено, что с "Дата обезличена" Лейбгам Н.Н. является пенсионером по старости.
В соответствии с приказом руководителя Федерального казначейства Министерства финансов РФ от "Дата обезличена" "Номер обезличен" в период трудовой деятельности истица награждена Благодарностью Федерального казначейства за оперативное и качественное выполнение заданий и поручений, а также многолетний добросовестный труд.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Коми от "Дата обезличена" "Номер обезличен" истцу отказано в присвоении звания "Ветеран труда" ввиду отсутствия оснований согласно представленным документам, которые не отвечают требованиям подпункта 2 пункта 11 Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 19.12.2007 N 302.
Удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к выводу, что Благодарность, которой награждена истец, является ведомственным знаком отличия в труде, награждение произведено от имени федерального органа исполнительной власти, следовательно, истец имеет право на присвоение звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда о наличии оснований для присвоения истцу звания "Ветеран труда".
В силу части 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" определен круг лиц, являющихся ветеранами труда, в том числе к ним отнесены лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Из положений статьи 22.1 Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 года N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" и пункта 3 "Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми", утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 года N 302 следует, что звание "Ветеран труда" присваивается гражданам награжденным орденами или медалями либо удостоенным почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости или пенсии за выслугу лет.
В пункте 6 Положения указано, что основанием для присвоения звания "Ветеран труда" являются документы, подтверждающие: награждение орденами, медалями либо присвоение почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, или награждение ведомственными знаками отличия в труде. При присвоении звания "Ветеран труда" учитываются ведомственные знаки за отличие в труде в соответствии с профессиональной деятельностью, с соблюдением условия, что решение о награждении принято непосредственно в отношении: 1) конкретного работника (служащего) органа государственной власти, состоявшего в штате указанного органа; 2) конкретного работника (служащего), работавшего (служившего) в организациях (учреждениях), на предприятиях, подведомственных соответствующему органу государственной власти, и состоявшего в штате указанных организаций (учреждений), предприятий.
Документами, подтверждающими награждение ведомственными знаками отличия в труде, являются наградные документы, выданные в установленном порядке по перечню ведомственных знаков отличия в труде, согласно приложению N 2 к настоящему Положению.
При этом в Приложение N 2 к Положению приведен перечень ведомственных знаков отличия в труде, в котором Благодарность Федерального казначейства, которой награждена истец, отсутствует.
Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 30 сентября 2011 года Приложение N 2 к Положению в той мере, в какой оно устанавливает исчерпывающий и, по сути, закрытый перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", признано не соответствующим Конституции Республики Коми, ее статьям 4, 11, 17.
Постановлением Правительства Республики Коми от 17 мая 2013 года N 159 внесены изменения в пункт 5 Приложения N 2 "Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми". В качестве ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", указаны иные медали, почетные звания, нагрудные знаки, знаки, значки, почетные грамоты, благодарности федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляют Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, федеральных органов судебной власти, Прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, органов государственной власти СССР, судов и органов прокуратуры СССР, решение о награждении которыми принято в установленном порядке уполномоченным должностным лицом.
Таким образом, иные ведомственные знаки отличия в труде, за исключением указанных в Перечне, подлежат учету при присвоении звания "Ветеран труда" при условии, если решение о награждении принято от имени федеральных органов государственной власти и в связи с профессиональной деятельностью.
Отнесение наград к ведомственным знакам отличия осуществляется в соответствии с нормативными актами министерств и ведомств.
Согласно приказу Казначейства России от 20.12.2012 N 21н учреждена Благодарность Федерального казначейства, которая в силу пункта 1 Положения о Благодарности Федерального казначейства, является наградой.
В соответствии с Указом Президента от 09 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" и Постановлением Правительства РФ от 01 декабря 2004 года N 703 "О Федеральном казначействе" Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.
Принимая во внимание, что Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти, то награждение от его имени Благодарностью, отнесенной к ведомственной награде, является основанием для присвоения истцу звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Федеральное казначейство, от имени которой награждена истец, находится в ведении Министерства финансов РФ, а поэтому награждение работника для присвоения звания "Ветеран труда" должно производиться от имени этого Министерства подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Федеральное казначейство и Министерство финансов РФ являются самостоятельными федеральными органами исполнительной власти, поэтому обстоятельства об их подчиненности не имеют правового значения для данного дела.
Кроме того, как указывалось выше, абзацем 5 пункта 6 "Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми", утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 года N 302, предусмотрено, что при присвоении звания "Ветеран труда" учитываются ведомственные знаки за отличие в труде в отношении не только работника органа государственной власти, но и работника, работавшего (служившего) в организациях (учреждениях), на предприятиях, подведомственных соответствующему органу государственной власти, и состоявшего в штате указанных организаций (учреждений), предприятий.
Учитывая, что Благодарность Федерального казначейства присвоена истцу в связи с ее трудовой деятельностью, и она имеет необходимый стаж для назначения трудовой пенсии по старости, решение суда о признании права за истцом на присвоение данного звания, является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Доводы жалобы о том, что только после получения удостоверения "Ветеран труда" Лейбгам Н.Н. вправе обратиться с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки являются необоснованными. Истица обращалась в ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения" г. Сыктывкара с заявлением о назначении мер социальной поддержки, предусмотренных для лиц, имеющих звание "Ветеран труда" с приложением подтверждающих документов, однако в их назначении ей было отказано, и суд, установив факт незаконного отказа в присвоении звания "Ветеран труда", обоснованно возложил на ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения" г. Сыктывкара обязанность предоставить рассматриваемые меры, начиная с даты обращения. При этом, как правильно отметил в обжалуемом решении суд первой инстанции, именно по причине незаконного отказа Лейбгам Н.Н. была лишена возможности получать меры социальной поддержки, право на которые у нее уже возникло на момент обращения в ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения" г. Сыктывкара. При таком положении сам по себе факт наличия (отсутствия) удостоверения "Ветеран труда" на объем рассматриваемых прав истицы не влияет.
Доводы жалобы в части взыскания с Министерства труда и социальной защиты Республики Коми в пользу истца уплаченной государственной пошлины, основанные на подпункте 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ, подлежат отклонению.
В силу названной нормы Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов или ответчиков.
Вместе с тем ни гражданско-процессуальное, ни налоговое или иное законодательство не освобождают указанные органы от возмещения уплаченной государственной пошлины стороне, в пользу которой состоялось решение суда.
Учитывая, что решение суда принято в пользу заявителя, взыскание в его пользу денежных сумм, представляющих собой возмещение уплаченной государственной пошлины, является обоснованным.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр правового обеспечения" в интересах Министерства труда и социальной защиты Республики Коми, Государственного бюджетного учреждения "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения" г. Сыктывкара - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.