Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего - судьи Григоровой Ж.В..,
судей - Лядовой Т.Р., Дудкиной Т.Н.,
при участии секретаря - Белановой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Правительства Севастополя на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 21 января 2016 года, которым постановлено:
иск "адрес" в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Севастополя, Департаменту образования "адрес", Государственному бюджетному Специальному (коррекционному) образовательному учреждению "адрес" для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Общеобразовательная школа-интернат N VIII вида", третье лицо - отдел по "адрес" Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по "адрес" о понуждении к совершению Определенных действий удовлетворить.
Обязать Государственное бюджетное Специальное (коррекционное) образовательное учреждение "адрес" для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Общеобразовательная школа-интернат N VIII вида" устранить выявленные нарушения противопожарной безопасности, обеспечить исправное состояние систем и средств противопожарной защиты (автоматических установок пожарной сигнализации и систем оповещения людей о пожаре), привести систему пожарной сигнализации в соответствие с требованиями ст. 83 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", обработать деревянные конструкции кровли огнезащитным составом.
Обязать Правительство Севастополя, Департамент образования "адрес" профинансировать расходы на устранение выявленных нарушений противопожарной безопасности, обеспечение исправного состояния систем и средств противопожарной защиты (автоматических установок пожарной сигнализации и систем оповещения людей о пожаре), приведение системы пожарной сигнализации в соответствие с требованиями ст. 83 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", обработку деревянных конструкции кровли в ГБС(К)ОУ "Общеобразовательная школа-интернат N VIII вида" огнезащитным составом.
Заслушав доклад судьи Григоровой Ж.В., пояснения представителя Правительства Севастополя - Шевченко Д.В. (по доверенности), поддержавшего доводы жалобы, полагавшего решение подлежащим отмене, прокурора г. Севастополя - Белоконной Я.А., возражавшей против доводов жалобы, полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
"адрес" обратился в суд с иском к ответчикам об обязании профинансировать и устранить нарушения противопожарной безопасности, мотивируя требования тем, что в ходе проведенной истцом проверки в Государственном бюджетном Специальном (коррекционном) образовательном учреждении "адрес" для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Общеобразовательная школа-интернат N VIII вида" было установлено, что в нарушение действующего законодательства, указанное учреждение не обеспечено исправными системами и средствами противопожарной защиты, поскольку система пожарной сигнализации не обеспечивает подачу сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство с дублированием сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта, деревянные конструкции кровли здания не обработаны огнезащитным составом.
Суд постановилуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе Правительство Севастополя, не согласившись с решением суда первой инстанции в части возложения на них обязательства по финансированию, просят решение в этой части отменить и принять новое об отказе в удовлетворении этих требований. В обоснование доводов жалобы указано, что суд дал неверную оценку представленным по делу доказательствам, неправильно применил закон, не выяснил обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, в связи с чем, пришел к ошибочным выводам, положенным в основу обжалуемого решения.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 41 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В силу ст. ст. 9, 28 вышеназванного закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях и обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Как установлено судом первой инстанции, прокуратурой "адрес" была проведена проверка исполнения федерального законодательства о пожарной безопасности, в ходе которой было установлено, что в нарушение положений действующего законодательства о пожарной безопасности, здание Государственного бюджетного Специального (коррекционном) образовательного учреждения "адрес" для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Общеобразовательная школа-интернат N VIII вида" не обеспечено исправными системами и средствами противопожарной защиты, поскольку система пожарной сигнализации не обеспечивает подачу сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство с дублированием сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта, деревянные конструкции кровли здания не обработаны огнезащитным составом, что отражено в соответствующем акте проверки N от ДД.ММ.ГГГГ
Разрешая данный спор по существу и возлагая на ответчиков оспариваемые обязанности, суд первой инстанции исходил из того, что выявленные нарушения требований пожарной безопасности, допущенные ответчиками, подлежат устранению, для чего необходимо финансирование, в связи с чем, заявленные требования иска обоснованы и подлежат удовлетворению.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается и считает, что судом первой инстанции верно установлены имеющие для дела фактические обстоятельства и дана им надлежащая оценка в соответствии с нормами материального права, правильный анализ которых изложен в судебном решении.
Кроме того в указанной части решение суда не обжалуется.
Не соглашаясь с решением суда первой инстанции об обязании Правительства Севастополя профинансировать расходы на устранение выявленных нарушений противопожарной безопасности, обеспечение исправного состояния систем и средств противопожарной защиты, приведение системы пожарной сигнализации в образовательном учреждении в соответствие с требованиями действующего законодательства ими подана апелляционная жалоба. В обоснование доводов жалобы указано на то, что бюджетное законодательство предусматривает возложение обязанности на обеспечение необходимого финансирования на главного распорядителя бюджетных средств, каковым в данном случае является департамент образования "адрес". Однако, судом данному обстоятельству дана неверная оценка, в связи с чем решение нельзя считать законным.
Судебная коллегия не считает возможным согласиться с доводами апелляционной жалобы, поскольку они не соответствуют положениям действующего законодательства.
В соответствии со ст. 2 Закона "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ "О Правительстве Севастополя" Правительство является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти "адрес", обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность подведомственных ему органов исполнительной власти "адрес".
Согласно ст. 6 вышеуказанного закона в состав Правительства Севастополя входят председатель Правительства; заместители председателя Правительства; руководители департаментов Правительства.
В соответствии со ст. 31 и 32 Устава "адрес" определено, что исполнительную власть в городе Севастополе осуществляют Губернатор "адрес", Правительство Севастополя и исполнительные органы государственной власти "адрес". Правительство Севастополя является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти "адрес". В Правительство Севастополя входят Губернатор "адрес", заместители председателя Правительства Севастополя, руководители департаментов Правительства Севастополя. Финансирование Правительства Севастополя и возглавляемых им исполнительных органов государственной власти "адрес" осуществляется за счет средств бюджета "адрес", предусмотренных отдельной статьей.
Порядок организации и деятельности Правительства Севастополя определяется законом "адрес", принимаемым Законодательным Собранием "адрес" по представлению Губернатора "адрес".
В соответствии с п. 1.1, 1.2, 1.4 Положения о Департаменте образования "адрес", утвержденного постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N-ПП (с последующими изменениями) Департамент образования "адрес" (далее - Департамент) является отраслевым исполнительным органом государственной власти "адрес", осуществляющим государственное управление и проводящим государственную политику в сфере образования, координацию деятельности иных исполнительных органов государственной власти "адрес" в данной сфере.
Департамент является органом, уполномоченным на осуществление регионального государственного контроля за соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством "адрес", в пределах своей компетенции. Департамент подведомственен Правительству Севастополя.
Таким образом, Департамент образования "адрес" входит в состав Правительства Севастополя и является его структурным подразделением.
Согласно п. 11, 12, 18 Закона Севастополя "О бюджетном процессе" Правительство Севастополя определяет полномочия исполнительных органов государственной власти Севастополя по исполнению бюджета; утверждает порядок разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ; устанавливает порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Севастополя, предусмотренных в составе бюджета.
В соответствии со ст. 19 Закона Севастополя "О бюджетном процессе" в расходной части бюджета предусматривается создание резервного фонда Правительства Севастополя. Размер резервного фонда Правительства Севастополя устанавливается законом "адрес" о бюджете и не может превышать трех процентов утвержденного законом "адрес" о бюджете общего объема расходов.
Средства резервного фонда Правительства Севастополя направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов. Бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Севастополя, предусмотренные в составе бюджета, используются по решению Правительства Севастополя. Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Севастополя, предусмотренных в составе бюджета, устанавливается Правительством Севастополя.
В связи с вышеизложенным следует, что Департамент образования Севастополя, являясь структурным подразделением Правительства Севастополя, в пределах своей компетенции осуществляет финансирование своих подразделений. Однако, в случае недостаточности средств, необходимых для устранения нарушений, угрожающих жизни и здоровью граждан, в частности устранения нарушений противопожарной безопасности в образовательных учреждениях, Правительство - как орган исполнительной власти вправе рассмотреть вопрос о выделении необходимых средств для решения указанных проблем.
В связи с чем, доводы апелляционной жалобы несостоятельны и не могут служить основанием для отмены правильного и законного решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, апелляционная жалоба не содержит, правильность выводов суда первой инстанции ими не опровергнута, в связи с чем, апелляционные жалобы подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 21 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Севастополя - без удовлетворения.
Председательствующий: Ж.В. Григорова
Судьи: Т.Р. Лядова
Т.Н. Дудкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.