судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда, в составе:
Председательствующего, судьи - Григоровой Ж.В.,
судей - Козуб Е.В., Лядовой Т.Р.,
при секретаре - Нудьги Р.Д.,
с участием:
истца - Е.С.Е..,
третьего лица - Е.С.А..,
представителя истца в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ - Б..,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Севастополе в зале Севастопольского городского суда по докладу судьи Козуб Е.В. апелляционную жалобу Е.С.Е. на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 23 декабря 2015 года по гражданскому делу по иску Е.С.Е., третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Е.С.А., Е.А.С., Е.В.С., к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казённому учреждению "Южное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ о признании права и обязании постановки на учёт нуждающихся в получении жилья по договору социального найма в г. Севастополе, -
УСТАНОВИЛА:
В августе 2015 года Е.С.Е ... обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчикам, и, уточнив исковые требования (л.д.46-51), просил признать его право и права членов его семьи (жены Е.С.А., сыновей Е.А.С., Е.В.С.) на постановку на учет нуждающихся в получении жилья по договору социального найма в "адрес", обязать Федеральное государственное казённое учреждение "Южное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ (далее - ФГКУ "Югрегионжилье" принять его ( Е.С.Е..) на учет нуждающихся в получении жилья по договору социального найма в "адрес" составом семьи четыре человека, мотивируя требования тем, что в апреле 2015 года он обратился в ФГКУ "Югрегионжилье" с заявлением о признании его и членов его семьи нуждающимися в получении жилья по договору социального найма. Решением начальника отдела ( "адрес") ФГКУ "Югрегионжилье" от ДД.ММ.ГГГГ Nсев отказано в признании истца и членов его семьи нуждающимися в получении жилья по договору социального найма. Основанием такого решения послужило то, что он (истец) уволен с военной службы в ДД.ММ.ГГГГ году. Данное решение считает неправомерным и нарушающим его права и права членов его семьи, поскольку действующее законодательство предусматривает постановку на учёт нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном месте жительства не только в период прохождения военной службы, но и после её завершения. Так, в ДД.ММ.ГГГГ году он в звании "данные изъяты", прослужив в Вооруженных Силах РФ (СССР) более шестнадцати календарных лет, уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями. В качестве избранного места жительства после увольнения с военной службы семьёй истца был выбран город Севастополь, что отражено в приказах. Жилое помещение, имеющееся у него по месту службы, было сдано в установленном порядке жилищным органам Тихоокеанского флота МО РФ. В г. Севастополе он и члены его семьи проживают в квартире, принадлежащей на праве собственности матери его жены, больше у него и членов его семьи никакого жилья ни в г. Севастополе, ни в ином месте на территории РФ и за её пределами нет. Общая площадь квартиры, в которой зарегистрированы и проживают пять человек, составляет 57,68 кв.м., что свидетельствует о его обеспеченности и членов его семьи менее принятой в г. Севастополе учетной нормы. Таким образом, полагает, что он и члены его семьи имеют законное право на улучшение жилищных условий, в связи с чем, вынужден обратиться в суд с данным иском.
Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 23 декабря 2015 года в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на существенные нарушения судом первой инстанции норм материального и процессуального права. Указывает, что не согласен с выводом суда о том, что он (истец) не был признан нуждающимся в получении жилья во время военной службы и после увольнения в запас в 1999 года переехал в избранный им в качестве постоянного места жительства город Севастополь, находившийся в то время на территории иностранного государства - Украины, поскольку данный вывод не соответствует положениям действующего законодательства РФ. Отмечает, что свои права на обеспечение жильём, гарантированные ему Законом, как уволенному с военной службы по льготному основанию увольнения и имеющему необходимую выслугу военной службы, он мог реализовать в любом регионе Российской Федерации, но до настоящего времени не реализовал, поэтому вправе реализовать сейчас в городе Севастополе.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчик Министерство обороны РФ просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, указывая, что судебное заседание проведено всесторонне, полно и объективно, с выяснением всех обстоятельств, имеющих значение для дела.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец и его представитель апелляционную жалобу поддержали по доводам, в ней изложенным, просили решение суда первой инстанции отменить, постановить новое решение, которым удовлетворить исковые требования.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Е.С.А.., также поддержала апелляционную жалобу истца.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представители ответчиков Министерства обороны Российской Федерации и Федерального государственного казённого учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ, а также третьи лица Е.А.С.., Е.А.С.., о времени и месте его проведения извещены надлежаще, о причинах неявки суд не уведомили, не ходатайствовали об отложении судебного заседания.
Судебная коллегия с учетом положений статьей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, а также с учетом мнения истца, его представителя и третьего лица, полагавших возможным рассматривать дело в отсутствие третьих лиц и представителей ответчиков, определиларассмотреть дело по апелляционной жалобе при данной явке в отсутствие представителей ответчиков и неявившихся третьих лиц.
Изучив доводы апелляционной жалобы и возражения относительно жалобы, выслушав мнение истца и его представителя, а также третьего лица Е.С.А.., проверив материалы дела, юридическую оценку обстоятельств и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия не находит оснований к изменению или отмене обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона, по следующим основаниям.
Судом первой инстанции установлено, что согласно выписке из приказа командира войсковой части "данные изъяты" N от ДД.ММ.ГГГГ, капитан "данные изъяты" ранга Е.С.Е ... уволен с военной службы с исключением из списка личного состава части и всех видов обеспечения с ДД.ММ.ГГГГ, направлен на воинский учет в Ленинский РВК г. Севастополя, Республика Украина (л.д.23).
Согласно справке N от ДД.ММ.ГГГГ Е.С.Е ... ДД.ММ.ГГГГ полностью сдал квартирным органам Министерства обороны СССР занимаемую жилплощадь - отдельную двухкомнатную квартиру в "адрес" (л.д.25).
Из удостоверения на право пользования льготами N от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что капитан "данные изъяты" ранга Е.С.Е. в соответствии с Законом Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" приказом Начальника 12 Главного управления N от ДД.ММ.ГГГГ уволен в запас (в отставку) по организационно-штатным мероприятиям и имеет права на льготы, предусмотренные Законом Российской Федерации "О статусе военнослужащих", Законом Российской Федерации "О ветеранах" (л.д.26).
Согласно справке N N от ДД.ММ.ГГГГ, выданной военным комиссариатом города Севастополь в личном деле Е.С.Е ... в послужном списке (графа N) в данных о составе семьи имеется запись: жена Е. ( А.) С.А., сын А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д.20).
Из справки (выписке из домовой книги и о составе семьи и прописке) ГУПС "Единый информационно-расчетный центр" усматривается, что в "адрес" по проспекту "адрес" зарегистрированы: А.1 (владелец), Е.С.А ... (дочь владельца) с ДД.ММ.ГГГГ, Е.С.Е ... (зять владельца) с ДД.ММ.ГГГГ, Е.А.С.., Е.В.С ... (внуки владельца) с ДД.ММ.ГГГГ. Квартира N по проспекту "адрес", "адрес", в "адрес" принадлежит на праве частной собственности А.1 что усматривается из свидетельства о праве собственности на жилье от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.28).
Судом установлено, что Е.С.Е. ДД.ММ.ГГГГ обратился в отдел ФГКУ "ЮРУЖО" с заявлением о признании его нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом на договору социального найма.
По обращению Е.С.Е. ФКГУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Отдел ( "адрес") принято решение Nсев от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. В данном решении указано, что на момент подачи заявления Е.С.Е. утратил статус военнослужащего, приказом N командира войсковой части "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ уволен с военной службы и исключен из списков личного состава части и всех видов обеспечения с ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", п. 1 приказа Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений", оснований для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма Е.С.Е ... и членов его семьи не имеется (л.д.21).
Разрешая заявленные исковые требования и принимая решение об отказе в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что истец уволился с военной службы в 1999 году, был исключен из списков личного состава и всех видов обеспечения, то есть утратил статус военнослужащего, в период прохождения воинской службы не был признан нуждающимся в жилом помещении, что им признается, после увольнения избрал местом постоянного жительства территорию иностранного государства (Украину), а потому оснований для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма ответчиками, у Е.С.Е ... не имеется. Также судом указано на то, что члены семьи Е.С.Е.., в отношении которых им также заявлены требования, с исковыми требованиями в суд не обращались, а потому решение в отношении них постановлено быть не может.
С такими выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия.
В соответствии с абзацами 1 и 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 статьи 23 указанного Закона, военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Пунктом 14 статьи 15 указанного Закона определено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, осуществляют обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета только военнослужащих, признанных в установленном порядке в период прохождения военной службы нуждающимися в жилых помещениях
Обращаясь в суд с данным иском, истец также ссылался на положения ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", которая предусматривает за военнослужащими, в том числе уволенными, право на жилище.
Между тем, указанная норма, определяя условия обеспечения указанных категорий граждан жилым помещением, предусматривает необходимость постановки на соответствующий жилищный учет для дальнейшей реализации права на получение жилого помещения.
Приказом Министра обороны N 1280 от 30.09.2010 года утверждена инструкция "О предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу в вооруженных силах Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма".
Согласно п. 7 Инструкции, уполномоченный орган ведет единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с пунктом 5 данной Инструкции, правом принятия решения о постановке военнослужащих на учет или об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях наделен уполномоченный орган, которым на основании Приказа Министра обороны Российской Федерации от 03 ноября 2010 года N 1455 определен Департамент жилищного обеспечений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющий свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, в том числе ФГУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ.
Судом первой инстанции установлено, что в период прохождения воинской службы истец не был признан нуждающимся в жилом помещении, а согласно ответу ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 06.05.2016 года, предоставленного ответчиком на запрос суда апелляционной инстанции, по архивным данным ФГКУ "Востокрегионжилье" Минобороны России Е.С.Е ... не признан нуждающимся в получении постоянного жилого помещения по договору социального найма. В период прохождения военной службы в войсковой части "данные изъяты" "адрес", по линии Министерства обороны Российской Федерации за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (государственный жилищный сертификат) для приобретения жилого помещения не получал, жилыми помещениями не обеспечивался. Документы для признания нуждающимся в получении постоянного жилья по избранному месту жительства, оформленные в соответствии с п. 1 Приказа от 30.09.2010 N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" в адрес Управления не поступали.
Из установленных по делу обстоятельств следует, что истец в период прохождения военной службы в установленном порядке нуждающимся в жилом помещении по линии Министерства обороны РФ не признавался, ДД.ММ.ГГГГ был уволен с военной службы, исключен из списков личного состава и всех видов обеспечения и утратил статус военнослужащего, о своем желании получить жилье заявил только в апреле 2015 года.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований, также учитывая, что в рассматриваемый период оснований для постановки истца на учет не имеются.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права, являются несостоятельными. При рассмотрении дела указанных нарушений судом допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании положений действующего законодательства, а также сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. 327, ч. 1 ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 23 декабря 2015 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Е.С.Е. на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 23 декабря 2015 года оставить без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий, судья: Ж.В.Григорова
Судьи: Е.В.Козуб
Т.Р.Лядова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.