Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Казаковой М.В., Чурбановой Е.В.,
при секретаре Штукатурове С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Областного государственного казенного учреждения социального обслуживания "Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске" на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 25 января 2016 года, по которому постановлено:
Исковые требования прокурора Засвияжского района г. Ульяновска удовлетворить частично.
Взыскать с областного государственного казенного учреждения социального обслуживания "Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске" в пользу Галныкиной Т*** В*** возмещение средств по проезду к месту лечения и обратно в размере 5686,60 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований, в том числе заявленных к Министерству здравоохранения Ульяновской области, отказать.
Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения представителя ОГКУСО "ЦОГТСР" - Фроловой Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, Галныкиной Т.В., возражавшей против доводов жалобы, мнение прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Засвияжского района г.Ульяновска, действуя в интересах несовершеннолетнего Галныкина С.Д., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области и областному государственному казенному учреждению социального обслуживания "Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске" (далее ОГКУСО "ЦОГТСР") о возмещении оплаты за проезд к месту лечения и обратно. В обоснование иска указал, что Галныкин С.Д., *** года рождения, является ребёнком-инвалидом и в период с ***.2015 проходил лечение в ФГБУ "Р***", расположенное по адресу Московская область, ***". При этом несовершеннолетний и сопровождающее его лицо - Галныкина Т.В. не были обеспечены бесплатным проездом к месту лечения и обратно, законным представителем ребенка - инвалида Галныкиной Т.В. на приобретение железнодорожных билетов были затрачены собственные средства в сумме 5686,60 руб. Просил признать незаконными бездействие Министерства здравоохранения Ульяновской области по не обеспечению несовершеннолетнего Галныкина С.Д. и его законного представителя Галныкиной Т.В. бесплатным проездом к месту лечения и обратно, обязать ответчика возместить указанные расходы в сумме 5686,60 руб.
Рассмотрев спор по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ОГКУСО "ЦОГТСР" не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что суд неправильно применил нормы материального права, поскольку действующим законодательством установлен специальный порядок предоставления детям-инвалидам и лицам их сопровождающим такой льготы, как бесплатный проезд к месту лечения и обратно. В частности, компенсация расходов, понесенных указанными лицами на проезд к месту лечения и обратно, законом не предусмотрена. Основанием для получения специальных талонов на приобретение бесплатных билетов к месту лечения и обратно является направление на лечение в медицинское учреждение, включенное в Перечень федеральных специализированных медицинских учреждений, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 N 872, и талон N 2 установленной формы, которые заполняются и выдаются Министерством здравоохранения Ульяновской области. За специальными талонами на приобретение бесплатных проездных билетов к месту лечения и обратно Галныкина Т.В. в ОГКУСО "ЦОГТСР" не обращалась.
В возражениях на жалобу прокурор Засвияжского района г.Ульяновска просит оставить решение суда без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие Министерства здравоохранения Ульяновской области, извещенного о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что Галныкин С.Д., *** года рождения, являющийся ребенком-инвалидом и проживающий в г. Ульяновске, относится к категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг на основании п.п.9 ст. 6.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 N178-ФЗ.
В период с ***.2015 Галныкин С.Д. проходил реабилитационное лечение в ФГБУ *** расположенное по адресу Московская область, ***
Оплату расходов на проезд к месту лечения и обратно в г. Москва в сумме 5686,60 руб. произвела Галныкина Т.В., в связи с чем прокурор Засвияжского района г. Ульяновска обратился в суд с вышеуказанным иском.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что сын истицы, являясь ребенком-инвалидом, а также сама истица, как лицо его сопровождающее, имеют право на оплату проезда к месту лечения и обратно, в силу чего ответчик должен выплатить им денежную компенсацию расходов на оплату проезда к месту лечения и обратно.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда, поскольку он сделан без учета установленного законом порядка предоставления указанной льготы.
В частности, правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи, в том числе в виде предоставления гражданам набора социальных услуг, закреплены Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ).
Согласно п.2 ч.1 ст. 6.2 Федерального закона N178-ФЗ в состав предоставляемого детям-инвалидам набора социальных услуг включается бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
В соответствии с частью 5 статьи 6.3 Федерального закона N 178-ФЗ установление порядка предоставления гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг отнесено к ведению Федерального органа исполнительной власти, осуществляющего выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 N 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (далее - Порядок), регламентирующий, в том числе, организацию перевозки граждан к месту лечения и обратно. Согласно пункту 1.2 Порядка его действие в части получения бесплатного проезда на междугородном транспорте (в том числе, железнодорожном транспорте) к месту лечения и обратно, распространяется на лиц, сопровождающих детей-инвалидов.
В соответствии с пунктом 5 Порядка направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.10.2005 N 617, при наличии у гражданина медицинских показаний орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения оформляет и выдает гражданину направление на лечение в медицинское учреждение, а также заполняет талон N 2 на получение специальных талонов (именных направлений) на проезд к месту лечения для получения медицинской помощи, содержащий сведения о лице, направляемом на лечение, и о сопровождающем его лице.
Талон N 2 предоставляется гражданином в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации для обеспечения их специальными талонами (именными направлениями).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 N 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (далее - Правила).
Согласно п.4 Правил финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования Российской Федерации.
Подпунктом "б" пункта 11 Правил предусмотрено, что средства на проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно направляются транспортным организациям на оплату расходов по предоставлению проезда граждан к месту лечения и обратно при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития РФ, в том числе, междугородным железнодорожным транспортом.
Порядок предоставления гражданам социальных услуг в части обеспечения бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в Ульяновской области регулируется Постановлением Правительства Ульяновской области от 19.12.2013 N 620-П (далее - Порядок Ульяновской области N 620-П).
Согласно пункту 4 Порядка Ульяновской области N 620-П предоставление социальных услуг в части обеспечения бесплатного проезда гражданам на междугородном транспорте к месту лечения и обратно осуществляется на основании государственных контрактов, заключаемых Ульяновским областным государственным казенным учреждением, наделенным полномочиями по организации обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением, функции и полномочия учредителя которого осуществляет исполнительный орган государственной власти Ульяновской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения, с организациями транспортного обслуживания, осуществляющими регулярные междугородные пассажирские перевозки, в порядке, установленном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
На основании Постановления Правительства Ульяновской области от 18.05.2015 N 11/205-П и от 18.05.2015 N 11/204-П изменена организационная структура и полномочия ряда исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, в частности, образованы: Министерство здравоохранения Ульяновской области, наделенное полномочиями в сфере управления здравоохранением, а также Главное управление труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области, являющееся исполнительным органом в сфере социальной защиты населения и выступающее учредителем ОГКУСО "ЦОГТСР".
Согласно п.2.3.2 Устава ОГКУСО "ЦОГТСР" указанное учреждение осуществляет выдачу специальных талонов на право бесплатного получения проездных документов к месту лечения и обратно по направлениям (талон N2), выданным исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным в сфере здравоохранения.
Таким образом, согласно установленному вышеуказанными нормативно-правовыми актами порядку предоставления социальной помощи в виде бесплатного проезда к месту лечения и обратно детей-инвалидов и сопровождающих их лиц выплата компенсации стоимости проездных билетов в случае приобретения их гражданами за счет собственных денежных средств не предусмотрена. Предоставление данного вида социальной помощи в Ульяновской области при наличии медицинских показаний осуществляется путем выдачи Министерством здравоохранения Ульяновской области направления на лечение в медицинское учреждение и талона N 2, который подлежит замене на специальные талоны (именные направления) в ОГКУСО "ЦОГТСР" (п. 8 Порядка Ульяновской области N 620-П), являющиеся основанием для предоставления бесплатного проезда на железнодорожном транспорте.
Между тем, из материалов дела усматривается, что Галныкина Т.В. ни в Министерство здравоохранения Ульяновской области, ни ОГКУСО "ЦОГТСР" по вопросу получения направления на лечение в ФГБУ "*** и талона N 2 не обращалась, то есть установленный законом порядок ею не соблюден.
При таких обстоятельствах основания для взыскания с ответчиков в пользу истицы понесенных расходов на проезд к месту лечения ребенка и обратно отсутствовали.
В силу п.4 ч.1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неправильное применение норм материального права является основанием для отмены судебного решения. С учетом указанных выше обстоятельств решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 25.01.2016 подлежит отмене, а исковые требования прокурора в интересах Галныкина С.Д. - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 25 января 2016 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований прокурора Засвияжского района г.Ульяновска в интересах несовершеннолетнего Галныкина С.Д. к Министерству здравоохранения Ульяновской области, областному государственному казенному учреждению социального обслуживания "Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске" о взыскании стоимости проезда к месту лечения и обратно отказать.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.