Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Роговой И.В.
судей Савельевой Н.В., Злобина А.В.
при секретаре Чесноковой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истицы на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 10 марта 2016 г. по иску Тарасенко М. Л. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия о перерасчете пенсии.
Заслушав доклад судьи Савельевой Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тарасенко М.Л. обратилась в суд с иском по тем основаниям, что в 1993 году она вышла на пенсию в г. Петрозаводске. Ей выдали удостоверение пенсионера и назначили пенсию в размере 17400 руб., при этом пенсию ей не платили 20 лет. В 2013 году, после смены руководства ответчика, истице стали платить пенсию в указанном размере. Истица неоднократно обращалась к ответчику по данному вопросу, на что ей отвечали отказом. На этом основании просила обязать ответчика произвести ей перерасчет пенсии с 1993 года по 2013 год.
Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.
С решением суда не согласна истица просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что имеет полный трудовой стаж для назначения пенсии, а также 11 лет в районе Крайнего Севера. При назначении пенсии, ответчиком не учтено, что за период с 1993 года по 2013 года истицы пенсию не получала.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истица поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика Каратай М.М. полагала решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу истицы без удовлетворения.
Заслушав пояснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении 29.01.2004 N 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 N 8-П и Определение от 05.11.2002 N 320-О, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняется право на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.
До 01 января 2002 года назначение и исчисление пенсий производилось на основании Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (далее Закон РФ N 340-1). При этом размер пенсии во всех случаях не мог быть менее, соответствующего минимального размера.
Согласно ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 N 173-ФЗ (далее Федеральный закон N 173-ФЗ), в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
В силу п. 3 указанной статьи, расчетный размер трудовой пенсии при конвертации в расчетный пенсионный капитал определяется исходя из среднемесячной заработной платы за 2000 - 2001 годы, либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
При оценке пенсионных прав, в соответствии с пунктом 12 ст. 30 данного Федерального закона применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, а в необходимых случаях заработка застрахованного лица, который был установлен для назначения и перерасчета государственной пенсии и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
По делу судом установлено, что Тарасенко М.Л. с 28.12.1986 являлась получателем пенсии по старости по линии Батумского социального обеспечения. По приезду в г. Петрозаводск на постоянное место жительства она была поставлена на учет получателей пенсии в органе, осуществляющем пенсионное обеспечение в г. Петрозаводске. С 16.04.1993 истице была назначена трудовая пенсия в соответствии с Законом РФ N 340-1, исходя из стажа работы и среднемесячного заработка.
Продолжительность общего трудового стажа Тарасенко М.Л. исчислена с применением норм ст. 94 Закона РФ от 20.11.1990 N 340-1, предусматривающей исчисление периодов работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера в полуторном размере, до 01.01.2002 составляла 24 года 09 месяцев 25 дней, при требуемых 20 годах.
Размер пенсии Тарасенко М.Л., на момент постановки на учет, составлял 5112,90 руб. и был исчислен по нормам Закона РФ N 340-1, а именно 4275 руб. ( минимальный размер пенсии по состоянию на 01.04.1993) х 1,04 (увеличение на 4% за каждый полный год общего трудового стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии) х 1,15 (районный коэффициент).
Далее размер пенсии истицы увеличивался в соответствии с нормами Закона РФ N 340-1 путем индексации в связи с ростом среднемесячной заработной платы, производились установленные законом повышения.
С 01.01.1994 к пенсии Тарасенко М.Л. установлено повышение, как гражданину, проработавшему не менее шести месяцев в годы Великой Отечественной войны (с 22.06.1941 по 09.05.1945), исключая время работы в районах временно оккупированных неприятелем, или награжденными орденами и медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, предусмотренное п. "ж" ст. 110 Закона РФ N 340-1.
С 01.01.1998 в соответствии с Указом Президента РФ от 04.08.1997 N822 "Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен" размер пенсии истицы был перечитан и составил 213 руб. 71 коп. До деноминации размер пенсии составлял 213709 руб.
Далее размер пенсии индексировался в соответствии с положениями Закона РФ N 340-1.
С 01.01.2002 вступил в силу Федеральный закон от 17.12.2001 N173-ФЗ " О трудовых пенсиях в РФ" и исчисление пенсии истице было произведено в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ " О трудовых пенсиях в РФ".
Впоследствии размер пенсии истицы индексировался в соответствии с положениями Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ " О трудовых пенсиях в РФ".
С 01.01.2005 Тарасенко М.Л. является получателем ежемесячной денежной выплаты, как инвалид 2 группы.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в РФ" с 01.08.2011 истице установлен повышенный фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости в связи с достижением 80-ти лет, с учетом районного коэффициента в размере 1,15, применяемого в г. Петрозаводске
В результате проведения ежегодных индексаций размер пенсии истицы по состоянию на 01.02.2016 составил 17865,90 руб.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что размер исчисленной и выплачиваемой истице пенсии по старости произведен в полном соответствии с действующим законодательством с учетом документов о трудовом стаже, индексация и перерасчет размера пенсии истицы в последующие периоды также проведены в соответствии с действующим законодательством, оснований для перерасчета пенсии не имеется. При этом как верно отметил суд, вопрос пенсионного обеспечения был предметом проверки прокуратурой г.Петрозаводска на основании обращения истицы. По результатам проведенной проверки письмом от 03.12.2015 N655т-15 истице сообщалось о том, что нарушений при назначении ей пенсии, а также по полноте и своевременности ее выплат прокуратурой г.Петрозаводска не установлено.
Судебная коллегия с данными выводами суда согласна, поскольку они основаны на объективной оценке доказательств по делу, правильном применении норм материального права и подтверждаются материалами дела.
Доводы апелляционной жалобы относительно стажа работы в районе Крайнего Севера, не могут быть учтены, поскольку стаж работы истицы в районах Крайнего Севера составляет меньше требуемых 15 календарных лет для установления фиксированного базового размера в повышенном размере в связи с работой в районах Крайнего Севера.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы фактически выражают несогласие с выводами суда, однако, по существу их не опровергают, оснований к отмене решения не содержат, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции. При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, поэтому предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 10 марта 2016 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истицы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.