Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Романовой И.Е.,
судей коллегии Борисовой Е.Е. и Антонова Д.А.,
при секретаре Олиярник Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело исковому заявлению Алиевой С.П. к "данные изъяты" о признании незаконным отказа учесть награждение ведомственным знаком отличия в труде и признании права на присвоение звания "Ветеран труда", взыскании судебных расходов,
по апелляционной жалобе представителя ответчика "данные изъяты" Фролов А.А. на решение Ханты-Мансийского районного суда от 17 ноября 2015 года, которым постановлено:
удовлетворить исковые требования Алиевой С.П. к "данные изъяты" о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", признании права на присвоение звания "Ветеран труда";
признать незаконным отказ "данные изъяты" в присвоении Алиевой С.П. звания "Ветеран труда";
признать за Алиевой С.П. право на присвоение звания "Ветеран труда";
взыскать с "данные изъяты" в пользу Алиевой С.П. денежные средства в сумме "данные изъяты" рублей в счет возмещения судебных расходов.
Заслушав доклад судьи Борисовой Е.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
(ФИО)1 обратилась к ответчику с вышеуказанным иском, мотивируя свои требования тем, что 2014 году на основании приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации (номер)-П от (дата) она была награждена ведомственным знаком отличия - Почетной грамотой "За заслуги в области здравоохранения и многолетний добросовестный труд", общий трудовой стаж истца составляет более 30 лет, а так же истец получает пенсию по старости с (дата). Указанные обстоятельства позволяют истцу претендовать на присвоение звания "Ветеран труда", однако Департамент социального развития отказал в присвоении звания, так как вышеуказанная Почетная грамота не включена в Перечень наград, дающих право на присвоение этого звания. Считает отказ неправомерным, просит признать за собой право на присвоение звания "Ветеран труда", обязать Департамент социального развития (адрес) - Югры присвоить ей звание "Ветеран труда", взыскать с ответчика судебные расходы.
Судом принято вышеуказанное решение, которое представитель Департамента социального развития (адрес) - Югры (ФИО)4 \лд 37\ просит отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований (ФИО)1, поскольку судом нарушены нормы материального права. Судом не принято во внимание, что согласно пп 24 п 2 ст 26.3 Федерального закона от (дата) N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Судом также не принято во внимание то, что в силу ст 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п 2 ст 26.3 Федерального закона от (дата) N184-ФЗ. Такие расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов. Учитывая, что меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, у субъектов Российской Федерации имеются права самостоятельно определять перечень наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте Российской Федерации.
В возражениях на апелляционную жалобу истец (ФИО)1 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, поскольку ее доводы необоснованны.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, были извещены о слушании дела.
Проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражений обсудив доводы жалобы, возражений, судебная коллегия полагает, что решение суда отмене не подлежит.
Судом первой инстанции установлено, что (ФИО)1 (дата) награждена ведомственным знаком отличия Министерства здравоохранения Российской Федерации - Почетной грамотой "За заслуги в области здравоохранения и многолетний добросовестный труд" \лд 11\.
Письмом "данные изъяты" от (дата) истцу отказано в присвоении звания "Ветеран труда". Отказ связан с тем, что Почетная грамота Министерства здравоохранения Российской Федерации "За заслуги в области здравоохранения и многолетний добросовестный труд" не включена в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденный постановлением Правительства (адрес) от (дата) (номер)-п \лд 12\.
Общий трудовой стаж истца составляет более 30 лет, что подтверждается трудовой книжкой \лд 13-15\.
Заявитель является получателем пенсии по старости с (дата) \лд 16\.
В соответствии с п 1 ст 7 Федерального закона от (дата) N 5-ФЗ "О ветеранах" (с последующими изменениями и дополнениями) ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Таким образом, федеральным законодателем определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда.
Согласно постановлению Правительства РФ от (дата) (номер) "Об утверждении положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации" Министерство здравоохранения РФ является федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пп 6.2 указанного Постановления, Министерство здравоохранения Российской Федерации в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право: учреждать в установленном порядке знаки отличия в установленной сфере деятельности и награждать ими работников Министерства и находящихся в ведении Министерства федеральных служб и федерального агентства, других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации (номер)н от (дата) "О ведомственных наградах Министерства здравоохранения Российской Федерации" определены ведомственные награды. Согласно указанному приказу в числе прочих знаков отличия учреждена Почетная грамота Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Этим же приказом утверждено Положение о Почетной грамоте Министерства здравоохранения РФ.
Согласно п 1 данного Положения Почетной грамотой Министерства здравоохранения Российской Федерации награждаются работники организаций здравоохранения независимо от форм собственности за многолетний добросовестный труд, имеющие стаж работы в отрасли здравоохранения не менее 10 лет, в том числе в данной организации не менее 3 лет.
Таким образом, суд сделал правильный вывод о том, что Почетная грамота "За заслуги в области здравоохранения и многолетний добросовестный труд" является ведомственным знаком отличия в труде Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Согласно п 2.3 Приложения (номер) к (адрес) от (дата) (номер)-п "О порядке присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда (адрес) - Югры" и выдачи удостоверений" лица, претендующие на присвоение звания "Ветеран труда", представляют в структурное подразделение Департамента по месту жительства заявление с приложением следующих документов: фотография размером 3 х 4 см (2 экземпляра); паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ, содержащий указание на гражданство Российской Федерации лица; трудовая книжка либо справка о стаже работы, выданная структурным органом Пенсионного фонда Российской Федерации; удостоверение к награде, почетному званию, ведомственному знаку отличия - для лиц, награжденных орденами или медалями, либо удостоенных почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденных ведомственными знаками отличия в труде, включенными в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда" и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда, утвержденный Правительством (адрес) - Югры; архивная справка - для лиц, начавших трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны (при необходимости).
В силу п 4 ст 7 Федерального закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно п 1 ст 4 Закона ХМАО - Югры от (дата) (номер)-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в (адрес) - Югре" перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и перечень наград, почетных званий (адрес) - Югры, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда (адрес) - Югры" и предоставления в соответствии с настоящим Законом мер социальной поддержки лицам, указанным в подпункте 2 пункта 4 статьи 1, подпункте 2 пункта 1 статьи 3 настоящего Закона, утверждаются Правительством (адрес) - Югры.
Постановлением Правительства (адрес) - Югры от (дата) N 103-п "Об утверждении Перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и Перечня наград, почетных званий (адрес) - Югры, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда (адрес) - Югры" и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда и ветеранам труда (адрес) - Югры" определен перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде, среди которых отсутствует такой ведомственный знак отличия в труде, как Почетная грамота "За заслуги в области здравоохранения и многолетний добросовестный труд".
Между тем, по смыслу п 4 ст 7 Федерального закона "О ветеранах" под порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда" понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания "Ветеран труда", перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, предъявляемыми пунктом 1 этой статьи, перечень которых является исчерпывающим.
Утверждая порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст 7 Федерального закона "О ветеранах".
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в п 4 Постановления от (дата) N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия", в случае если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то, исходя из положений ч 5 ст 76 Конституции Российской Федерации, суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом.
Учитывая, что (ФИО)1 является пенсионером по старости, имеет необходимый 20-летний трудовой стаж, награждена ведомственным знаком отличия - Почетной грамотой "За заслуги в области здравоохранения и многолетний добросовестный труд", суд правильно удовлетворил требования заявителя.
Доводы апелляционной жалобы о праве самостоятельного определения субъектами Российской Федерации исчерпывающего перечня наград, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда", являются несостоятельными, основаны на неправильном толковании норм материального права.
На основании изложенного и руководствуясь ст ст 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ханты-Мансийского районного суда от (дата) оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента социального развития ХМАО-Югры - без удовлетворения.
Председательствующий Романова И.Е.
Судьи коллегии Борисова Е.Е.
Антонов Д.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.