Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Гавриленко Е.В.
судей: Антонова Д.А., Гудожникова Д.Н.
при секретаре Гладышевой А.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску (ФИО)1 к департаменту социального развития (адрес) - Югры, казенному учреждению "Центр социальных выплат" о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", возложении обязанности по присвоению звания,
по апелляционной жалобе (ФИО)1 на решение Нижневартовского городского суда от (дата), которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований (ФИО)1 к Департаменту социального развития ХМАО - Югры, КУ ХМАО - Югры "Центр социальных выплат" о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда (адрес) - Югры", возложении обязанности присвоить звание "Ветеран труда (адрес) - Югры" и выдать соответствующее удостоверение - отказать в полном объеме".
Заслушав доклад судьи (ФИО)7, судебная коллегия
установила:
(ФИО)1 обратилась в суд с иском к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным отказа в присвоении ей звания "Ветеран труда", обязании присвоить звание, обязании Казенное учреждение "Центр социальных выплат" выдать удостоверение "Ветеран труда", ссылаясь на то, что ей отказано в присвоении звания "Ветеран труда" по мотиву, что Почетная грамота администрации города Нижневартовска не включена в перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 06 июня 2005 года N 103-п.
Гражданское дело рассмотрено судом в отсутствие сторон в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Представитель истца (ФИО)4 в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал.
Судом постановлено изложенное выше решение суда.
В апелляционной жалобе (ФИО)1 просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить, настаивая на доводах, изложенных в исковом заявлении.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом.
С учетом требований ст. 167, ч.1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определиларассмотреть жалобу в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены принятого судом решения.
Как установлено судом и видно из материалов дела, (дата) распоряжением администрации города (номер)-р (ФИО)1 награждена Почетной грамотой Администрации (адрес) (л.д.10).
Решением Комиссии Департамента социального развития ХМАО - Югры по присвоению звания "Ветеран труда" от 18 мая 2015г. (протокол N 12), истцу отказано в присвоении звания "Ветеран труда" со ссылкой на то, что Почетная грамота Администрации г. Нижневартовска, не включена в перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденных постановлением Правительства ХМАО-Югры от 06 июня 2005 г. N 103-п (л.д.6).
Суд, проверив представленные сторонами доводы и доказательства, исходил из того, что в соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.
Участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства путём принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан, должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и конституционной иерархии нормативных правовых актов, а также соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ (ред. от 16.11.2011) "О ветеранах" ветеранами труда являются лица:
1) имеющие удостоверение "Ветеран труда";
2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 25.09.1999 N 1270 (утратил силу с 12.06.2006 в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 12.06.2006 N 603) было утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", которое также не устанавливало каких-либо ограничений в правовом статусе лиц, отнесенных к данной категории.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон "О ветеранах", в соответствии со статьей 22 которого меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Нормы ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" ограничиваются лишь базисными требованиями в определении оснований приобретения статуса ветерана труда, формируя, таким образом, направления законотворческого процесса регионов в данной области. Однако, по смыслу этой федеральной нормы под порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда", понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания "Ветеран труда", перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, предъявляемыми частью 1 этой статьи, перечень которых является исчерпывающим.
Выступая в качестве нормативного акта прямого действия, Закон N 122-ФЗ предусматривает, что в целях защиты прав и законных интересов граждан, претендующих на получение звания "Ветеран труда", законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ не могут быть установлены основания и условия присвоения этого звания, существенным образом ухудшающие права и интересы граждан в сравнении с Законом N 5-ФЗ.
Перечень орденов, медалей, почетных званий, награждение которыми выступает в качестве условия приобретения статуса ветерана труда, а равно условия и порядок награждения определены Положением о государственных наградах РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 2 марта 1994 г. N 442 (с изм.).
Наряду с орденами и медалями, почетными званиями СССР и РФ при присвоении звания "Ветеран труда" подлежат учёту и ведомственные знаки отличия в труде.
Как следует из материалов дела, истица претендует на присвоение звания "Ветеран труда", поскольку имеет необходимый трудовой стаж и проживает на территории ХМАО - Югры, что не оспаривается ответчиком. При этом истица награждена Почетной грамотой администрации г. Нижневартовска, которая не является ведомственной наградой.
Почетная грамота Администрации г. Нижневартовска является видом поощрения за достигнутые профессиональные успехи, многолетний и плодотворный труд в нефтяной отрасли и не относится к числу наград, ведомственных знаков отличия федеральных органов исполнительной власти, министерств и ведомств, которые дают оснований для присвоения звания "Ветеран труда".
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу о том, что поскольку по смыслу ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" указанные выше награды не являются ведомственными знаками отличия в труде, то не могут служить основанием для присвоения истице звания "Ветеран труда". Оспариваемый отказ ответчика является законным, требования истца - не подлежащими удовлетворению.
Разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств, на иное толкование действующего законодательства, не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
Обстоятельства дела исследованы судом надлежаще, в дополнительной проверке не нуждаются. Выводы суда мотивированные и подтверждаются имеющимися в деле доказательствами. Решение суда отвечает требованиям ст.198 ГПК РФ. Нормы материального права применены судом правильно. Оснований, установленных ст.330 ГПК РФ для отмены судебного решения не выявлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Нижневартовского городского суда от 26 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры без удовлетворения.
Председательствующий: Гавриленко Е.В.
Судьи: Антонов Д.А.
Гудожников Д.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.